Консультация "Формирование мотивационной готовности обучения в школе"
методическая разработка
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не только пойти в школу, но и учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника.
Сформированность этой внутренней позиции – одна из важных составляющих мотивационной «готовности к школе». Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная, хотя именно о ней иногда забывают не только родители, но и педагоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsii.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мотивационной готовности
г. Псков,
2015
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не только пойти в школу, но и учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника.
Сформированность этой внутренней позиции – одна из важных составляющих мотивационной «готовности к школе». Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная, хотя именно о ней иногда забывают не только родители, но и педагоги.
Как вы понимаете, что такое мотивационная сфера человека? Каковы её составляющие?
Для начала раскроем само понятие «мотивация». Оно многогранно и неоднозначно.
В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.
Побудительная обеспечивает активность и направленность поведения, регуляционная отвечает за то, как это поведение складывается от начала и до конца (до достижения поставленной цели) в тех или иных условиях.
Психические явления, состояния и процессы:
ощущения, восприятие, речь, способности, темперамент, характер и эмоции - обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что касается его стимуляции, то она связана с понятием мотивации, включающем представления об интересах, мотивах, потребностях, целях, задачах, намерениях, побуждениях, стремлениях, имеющихся у человека.
Понятие «мотивация» используется в психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления), и как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Из всех мотивационных понятий наиболее важным является понятие потребности. Его называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, развития. Потребностные состояния всегда связаны с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности, с объективным дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму для его устранения. Потребности есть у всех живых существ, и этим в частности, живая природа отличается от неживой. Потребность активизирует организм, порождает его поведение, направленное на поиск того, что требуется.
Количество и качество потребностей, которое имеют живые существа, зависят от уровня их организации, образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице.
Больше всего потребностей у человека, у которого кроме органических потребностей, есть ещё и материальные, духовные и социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с межличностным общением людей).
Люди как личности отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и их особым сочетанием.
Второе после потребности по своему значению мотивационное понятие – это мотив. В отличие от потребностей мотивы есть только у человека.
Психологи определяют мотив как тот предмет, который, отвечая актуальной потребности, то есть, выступая в качестве средства её удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение.
При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать самые различные предметы. Мотив всегда, так или иначе, связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью и речью. Вот почему мы говорим, что мотивы как потенциально осознаваемые (то есть способные стать осознанными) стимулы поведения есть только у человека.
Цель представляет собой следующий мотивационный фактор.
Ею называется тот непосредственный, обязательно осознаваемый результат,
на который в данный момент направлено поведение.
Рассмотренные мотивационные образования: потребности, мотивы и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.
Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами.
В дошкольном возрасте активно развивается мотивационная сфера ребенка. Разные мотивы побуждают детей разного дошкольного возраста к выполнению одного и того же действия. Так, например, 3-х летний ребенок моет игрушки, «стирает», чтобы поплескаться в воде, поиграть с пеной, а 6-летний – чтобы вещи стали чистыми, чтобы помочь маме.
В дошкольный период мотивы деятельности приобретают определенную систему, одни из них начинают преобладать над другими. То, какие из мотивов будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. Наличие соподчиненности мотивов делает возможность ребенку отказаться от привлекательной в данный момент вещи, занятия ради выполнения более важного, хотя и, возможно, более скучного занятия.
К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника.
В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизические функции, возникают сложные личностные преобразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Появление новых познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности, расширяет возможность подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе, делает доступным систематическое и сознательное усвоение ими новых знаний, обеспечивает развитие интеллектуальной активности.
Говоря о мотивах учения в структуре готовности к школе, мы имеем в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на освоение новых знаний, на данном этапе развития и которые могут служить основой для формирования собственно учебных мотивов. Собственно учебный мотив (осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей) формируется в процессе школьного обучения и в мотивационной структуре дошкольников и начинающих школьников, как правило, отсутствует.
Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.
Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление место отличника в классе, для другого – получение отличной оценки и одобрение взрослого, для третьего – интерес к новым знаниям, четвертый воспринимает обучение в школе как новую игру, пятый ходит в школу потому, что «взрослые так сказали», и т.д.
В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:
- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;
- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки»);
- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие»);
- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);
- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности.
Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.
Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива, перенесенного в неадекватную ему сферу деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения занятий в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.
Формирование мотивационной готовности и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Работа воспитателя направлена на решение трех основных задач:
- Формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
- Формирование положительно эмоционального отношения к школе;
- Формирование опыта учебной деятельности.
Для формирования этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и сюжетно-ролевая игра «школа»
ШЕСТЬ ГРУПП МОТИВОВ
Социальные мотивы | Основаны на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника («Я хочу учиться в школе, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»). |
Учебно-познавательные мотивы | Интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. |
Оценочные мотивы | Стремление получать высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки»). |
Позиционные мотивы | Связаны с интересом внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника (Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель»). |
Внешние по отношению к школе и учению мотивы | («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»). |
Игровой мотив | Неадекватно перенесенный в учебную деятельность (Я хочу в школу, потому, что там можно играть с друзьями»). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности мотивационной готовности детей к школе
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формир...
мотивационная готовность детей к школе через игровую деятельность
Каждый второй ребенок находится в тревожном ожидании встрече со школой, чувствует внутреннюю напряженность и давление со стороны взрослых его окружающих. Ребенка предупреждают, что в школе перед...
«Формирование мотивационной готовности детей к школе»
Доклад на педсовет...
Мотивационная готовность детей к школе
Мотивационная готовность стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа: 1. Хочешь ли ты идти в школу? 2. Что в школе интересного? 3. Чем бы ты занима...
«Мотивационная готовность детей к школе»
Отчет по самообразованию «Мотивационная готовность детей к школе»...
«Мотивационная готовность детей к школе»
ПАМЯТКА ...
Условия развития мотивационной готовности детей к школе.
Главная задача первого класса начальной школы – подготовительная, это постепенное приучение детей к условиям систематического обучения, формирование у них умения учиться. Условия, в которых находится ...