Вовлечение родителей в образовательный процесс
статья

В материале представлен опыт работы педагогического коллектива дошкольных групп ГБОУ школа "Содружество"  с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вовлечение родителей в образовательный процесс в дошкольных группах в соответствии с ФГОС ДО

Старший воспитатель

ГБОУ школа «Содружество»

Котова Александра Вячеславовна

Период дошкольного детства оказывает глубокое и практически необратимое влияние на развитие человека.

Посещая дошкольные группы школы, ребенок учится жить в коллективе, обслуживать себя, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В основе деятельности педагогов дошкольных групп лежит понимание особенностей возраста и наблюдение каждого ребенка. Это помогает создать эмоциональное благополучие, хорошее настроение, позитивное отношение ребенка к другим и к себе.

Педагоги стараются воспитывать качества, которые помогут ребенку в будущем быть успешным. Это:

  • Самостоятельность и инициатива;
  • Дружелюбие;
  • Чувство собственного достоинства;
  • Культура взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • Умение считаться с правилами;
  • Творческая фантазия;
  • Умение играть в группе и самостоятельно;
  • Чувство красоты;
  • Активная выразительная речь;
  • Чистоплотность;
  • Безопасное поведение;
  • Любознательность, наблюдательность, смекалка.

На протяжение всего периода пребывания ребенка в дошкольных группах очень важно грамотно организовать сотрудничество с родителями.

В настоящее время педагоги  дошкольных групп активно  используют  весь педагогический потенциал по применению  традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей.  Которое включает в себя систематическое,  активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание  практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.

В соответствии с ФГОС педагоги дошкольных групп обязаны:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семью, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённым в  образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • информировать родителей (законных представителей) о воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Задача  педагога, непосредственно  наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, — привлечь  родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д.

Дошкольные группы ГБОУ школа «Содружество» быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые  анкетирование, личные беседы,  на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Для того чтобы дошкольные группы стали источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, предлагаем различные формы:

  • тематические выставки;
  • диагностика, тесты, опрос;
  • консультации специалистов;
  • семейные спортивные встречи;
  • почта доверия, телефон доверия;
  • открытые занятия для просмотра родителей;
  • конкурс семейных талантов;
  • день открытых дверей;

Основной формой  сотрудничества с родителями  являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолого — педагогического взаимодействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведения  встреч  в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход  из этого положения мы видим в изменении форм и методов проведения родительского собрания, которые в нашем детском саду  проходят в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать  живой разговор. Это и презентации о жизни детей в детском саду, озадачивающие вопросы «острого блюда», минуты самоанализа, когда каждый  родитель задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком.

Совместно с родителями ко Дню Победы в Великой Отечественной войне  организуются мини – музей, выпускаются газеты Данная форма работы способствует воспитанию патриотических чувств, систематизации ранее полученных знаний у детей.

Одной из форм взаимодействия педагогов дошкольных групп с родителями это день «Моя семья».  В этот день родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, полицейский. военный, парикмахер и др) приходят в гости к дошкольникам и знакомит их с особенностями своей профессии. Так же педагоги дошкольных групп привлекают родителей к субботникам, к участию в озеленении территории дошкольных групп,  в зимние время года:  постройка горок, снежных фигур.

Регулярно  в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и  родителей. Все семьи принимают в этих мероприятиях активное участие.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем итоговом мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

При взаимодействии ДОУ и родителей в проектной деятельности мы  соблюдаем следующие правила        :

Правило первое  информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов

Правило второе добровольность и возможность выбора

Правило третье чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.

В дошкольных группах были реализованы следующие проекты:

  •  Деревья наши друзья
  • Накормите птиц зимой
  • Домашние и дикие животные
  • Волшебница вода
  • Учим правила дорожного движения

Благодаря методу проектов, нам удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.

Самыми востребованными являются досуговые  формы организации общения детского сада и семьи. Они призваны устанавливать теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. У нас уже доброй традицией стало проведение мероприятий с активным участием родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «День Здоровья».

При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Благодаря использованию разнообразных форм работы с семьями воспитанников педагогам удаётся добиваться положительных результатов. Всей своей работой сотрудники дошкольных групп доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Котова Александра Вячеславовна Старший воспитатель ГБОУ школа «Содружество» Вовлечение родителей в образовательную деятельность

Слайд 2

Педагоги воспитывают: Самостоятельность и инициативу; Дружелюбие; Чувство собственного достоинства; Культуру взаимодействия с детьми и взрослыми; Умение считаться с правилами; Творческую фантазия; Умение играть в группе и самостоятельно; Чувство красоты; Активную выразительную речь; Чистоплотность; Безопасное поведение; Любознательность, наблюдательность, смекалку

Слайд 3

Сотрудничество с родителями в соответствии с ФГОС ДОО

Слайд 4

Формы работы с родителями

Слайд 6

Моя семья

Слайд 7

Метод проектов

Слайд 8

Реализованные проекты Деревья наши друзья Накормите птиц зимой Домашние и дикие животные Волшебница вода Учим правила дорожного движения

Слайд 10

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МОСКОВСКОГО ДЕТСКОГО ЧЕМПИОНАТА «КИДСКИЛС»

Слайд 11

Образовательная деятельность

Слайд 12

Совместные экскурсии

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Вовлечение родителей в образовательный процесс на тему «Золотая осень»

Очень важно вовлекать родителей в образовательную деятельность. Представлен конспект совместной деятельности детей подготовительной группы и их родителей. ...

Формирование интереса к физической культуре через вовлечение родителей в образовательный процесс

Я часто задавала себе вопрос: «Как добиться, чтобы занятия спортом стали потребностью?» И пришла к выводу, что в основе работы должен лежать  интерес, который стараюсь сформировать у детей. Это и...

«Межсемейные проекты как средство вовлечения родителей в образовательный процесс»

Мастер класс предозначен для педагогов работащих в рамках проектного метода...

Собственная методическая разработка " Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ через интерактивные формы работы»

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей ....

«Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов ».

laquo;Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов »....