Педагогическая мастерская «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности»
учебно-методический материал

Елена Викторовна Котовенко

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности»это еще одна возможность надпомнить педагогам о важности создания ситуации успеха для каждого воспитанника при организации и осуществлении образовательной деятельности . Важно помнить, что на основе состояния успешности у дошкольника формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения.Успех должен быть доступен каждому ребенку. Только так у каждого воспитанника может быть шанс на успех в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_ped.mast_.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

«Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности»

(форма проведения - педагогическая дискуссия)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Приглашаю вас  на территорию добра и успеха! Давайте поприветствуем друг друга улыбками: Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне. Как приятно видеть ваши добрые улыбки! Сегодня мы с вами проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности воспитанников, попытаемся систематизировать приемы и методы создания ситуаций успеха в образовательной деятельности дошкольников, а также создадим « банк данных ситуаций успеха»

Игра с коллективом педагогов «Браво»

Инструкция: Мне бы очень хотелось, чтобы вы на нашей «территории добра и успеха»  почувствовал себя счастливыми. Каждый из вас для меня драгоценный камушек, по-своему хорош и прекрасен.  Попрошу выбрать для себя камушек  из бумаги понравившегося цвета,  написать на нем свое имя и фамилию. А теперь, передайте свой «камушек» соседу справа. Сосед должен написать добрые мысли о вас или ваших положительных профессиональных качествах. По моему сигналу, передаем «камушки» по кругу и продолжаем писать друг о друге, пока  он не окажется в руках хозяина.

-А теперь посмотрим, каким драгоценным сотрудником вы являетесь. Кто первым хочет встать в круг, прочитать о себе мнение ваших коллег и услышать заслуженные аплодисменты?

Анализ упражнения:        

- Совпало ли ваше представление о себе с мнениями коллег?        

— Понравилось ли получать признания  и аплодисменты?

—А в ладоши хлопать, понравилось?

Собирание «Ожерелье профессионалов» из камушков каждого педагога.

- Не забывайте восхищаться детьми, дарить комплименты коллегам.

Вы, наверное, со мной согласитесь, что каждому человеку приятно быть  там, где его встречают искренней улыбкой, где царит теплая атмосфера, где поддерживают окружающие, где нет подвоха. А если вовремя замечены и оценены результаты вашего труда, хочется творить еще больше.

Психологами отмечено, что успех личности зависит от трех составляющих, 10% - знания и умения, 40% желание этого человека быть успешным, 50% зависит от команды или окружающей среды. В группе ваших воспитанников, успех каждого ребенка зависит от условий, которые создает взрослый, т.е. – воспитатель.

Существует закон успешности: счастливого человека может воспитать только счастливый человек. Поэтому мне хочется, чтобы вы сегодня стали еще счастливее, а затем этим счастьем заразили своих воспитанников.

Ответьте каждый себе на вопросы «Я успешный человек?», «Что мешает мне достигнуть успеха в деятельности?»

Упражнение « Избавляемся от мусора»

Инструкция:  напишите на листочке, что мешает вам быть успешными. Еще раз прочтите. Хотели бы идти по жизни с этим грузом? Предлагаю избавиться от ненужного с помощью контейнера. 

Анализ упражнение:

-Как чувствовали себя, когда обнаружили факторы, которые мешают вам на пути к успеху?

-Что чувствуете сейчас?

Игра «Колоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я- концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. В калошах вы найдете ситуацию, которую необходимо решить в позитивном русле. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Варианты ситуаций:

  • Вам сделали замечания после проведения  итогового занятия.
  • У вас мало времени на подготовку к серьезному мероприятию в ДОУ
  • У вас в группе у многих детей наблюдается поведение, не соответствующее общепринятым нормам и правилам.
  • Некоторые ваши воспитанники не проявляют интереса к предложенной вами деятельности.
  • Некоторые родители воспитанников не прислушиваются к вашим советам, часто высказывают претензии.
  • Ребенок отказывается от выполнения вашего задания на занятии.
  • У многих детей группы сегодня плохое настроение, они капризны и плаксивы.
  •   Вы заболели и не можете выйти на работу.
  • При проведении занятия с детьми вы обнаружили, что  магнитофон или видеоаппаратура несправна.
  • Вы допустили ошибку в общении с ребенком во время занятия (неправильно ответили на его вопрос)
  • В вашей группе много конфликтных детей, часто их ссоры со сверстниками мешают вашей работе.
  •  В вашу группу поступил гиперактивный ребенок.
  • Ваше занятие неожиданно посещает старший  воспитатель.
  • У вас сегодня все валится из рук, плохое настроение, а вам необходимо продолжать выполнять свои профессиональные обязанности.
  • Вам предложили заместить коллегу, поработать с детьми другого возраста в другой группе.

        

Анализ упражнения:

-  Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях?

- Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

-Научите своих воспитанников мыслить позитивно, искать в любых негативных ситуациях положительные стороны.

Практическое задание:

«Коллеги, вспомните, пожалуйста, какие чувства мы переживаем,

когда находимся в состоянии успеха?

  • радость, счастье, удовлетворение, эйфорию и т.д.

С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. 

        Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать  спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Условия для создания ситуации успеха:

  • Сотрудничество является необходимым условием для личностного самоопределения детей. Оно способствует открытию перед воспитанниками перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса - помочь осознать свои возможности и поверить в себя. Сотрудничество воспитателя и воспитанников основанное на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание в учебном процессе ситуаций переживания успеха.
  • Вторым условием создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи воспитанникам. В этом случае целесообразно использовать методы: словесные, поощрения, подбадривание ребенка, вызывающие уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке педагога.
  • Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
  • Создание обогащенной предметно-развивающей среды,  в которой будет действовать ребенок.

Можем ли мы можем управлять успехом? Как?

Какие рычаги этого управления нам доступны?

     Рычагами управления детского успеха является  вербальная и невербальная похвала. К невербальной похвале относятся:  мимика (искренняя добрая улыбка), жесты (одобрительный кивок головой), тактильные прикосновения ( прикосновение  к руке, похлопывание по плечу).  

   К вербальным способам выражения положительной реакции на действия и деятельность детей являются односложные высказывания. Предлагаю передать друг другу «волшебный мешочек» и вспомнить эти приятные  для каждого человека слова. А особенно в них нуждаются дети.

 Игра «Волшебный мешочек»

Педагоги по очереди достают и зачитывают слова поддержки.

 «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!», «Прекрасно!», «Удивительно!», «Ну просто изумительно!», «Ах, вы только посмотрите!», «Это что-то особенное!», «Это выглядит здорово!», «Именно так!», «Браво!», «Так чудно!», «Об этом обязательно нужно рассказать…», «Ты сделал это!», «Замечательно задумано!», «Я просто в восторге!»,

        А теперь давайте перейдём собственно к созданию ситуации успеха.

К технологии этого процесса.

 С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Алгоритм создания ситуации успеха 

1. Снятие страха 

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться".

"Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения".

2. Авансирование успешного результата 

Помогает воспитателю выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанники обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

"У вас обязательно получится".

"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".


3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

"Возможно, лучше всего начать с....."

"Выполняя работу, не забудьте о....."


4. Внесение мотива. 

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."


5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

"Только ты и мог бы...."

"Только тебе я и могу доверить..."

"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

"Нам уже не терпится начать работу.. ."

 "Так хочется поскорее увидеть..."

 «Приступаем! За дело!»


  1. 7. Высокая оценка действий с акцентом на детали. 

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

"Тебе особенно удалось то объяснение".

"Больше всего мне в твоей работе понравилось..."

"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

Посмотрим, как же влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребенка?

  • внушает ребенку уверенность в своих силах.
  • появляется желание вновь достигнуть хороших результатов.
  •  ощущение внутреннего благополучия
  • происходит переоценка своих возможностей.

        К.Д.Ушинский считал, что только УСПЕХ поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Вы, наверное, со мной согласитесь, успех должен быть доступен каждому ребенку в детском саду. Только так у каждого воспитанника может появиться шанс на успех в жизни. Поэтому, каждый педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, а в случае необходимости помочь ребенку добиваться успеха в любой деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.

Рефлексия

-  Подведем итоги нашей встречи.  Пусть каждый из нас скажет, чем запомнилась наша встреча.

    - У меня для каждого из вас подарок - «Колоши счастья», «драгоценный камушек», которые вы можете взять себе на память, Спасибо за работу!

        

«Правильно!»

 «Молодец!»

 «Умница!»

 «Хорошо!»

«Отлично!»

 «Замечательно!»

 «Прекрасно!»

 «Удивительно!»

 «Ну просто изумительно!»

«Ах, вы только посмотрите!»

 «Это что-то особенное!»

 «Это выглядит здорово!»

 «Именно так!»

 «Браво!»

 «Так чудно!»

«Об этом обязательно нужно рассказать…»

 «Ты сделал это!»

 «Замечательно задумано!»

 «Я просто в восторге!»,

  • Вам сделали замечания после проведения  итогового занятия.

  • У вас мало времени на подготовку к серьезному мероприятию в ДОУ

  • У вас в группе у многих детей наблюдается поведение, не соответствующее общепринятым нормам и правилам.

  • Некоторые ваши воспитанники не проявляют интереса к предложенной вами деятельности.

  • Некоторые родители воспитанников не прислушиваются к вашим советам, часто высказывают претензии.

  • Ребенок отказывается от выполнения вашего задания на занятии.

  • У многих детей группы сегодня плохое настроение, они капризны и плаксивы.

  •   Вы заболели и не можете выйти на работу.

  • При проведении занятия с детьми вы обнаружили, что  магнитофон или видеоаппаратура неисправна.

  • Вы допустили ошибку в общении с ребенком во время занятия (неправильно ответили на его вопрос)

  • В вашей группе много конфликтных детей, часто их ссоры со сверстниками мешают вашей работе.

  •  В вашу группу поступил гиперактивный ребенок.

  • Ваше занятие неожиданно посещает старший  воспитатель.

  • У вас сегодня все валится из рук, плохое настроение, а вам необходимо продолжать выполнять свои профессиональные обязанности.

  • Вам предложили заместить коллегу, поработать с детьми другого возраста в другой группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников....

Консультация "Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников"

Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успе...

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника.

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника....

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников

Статья об  организации образовательной деятельности дошкольников...

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.

Применительно к дошкольникам  успех -  это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и  результатами его деятел...