Модель развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе
консультация

Татьяна Николаевна Савельева

Одним из важных условий реализации системы дошкольного образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_razvivayushchey_sredy_v_gruppe.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель развивающей предметно – пространственной среды

в старших группах

Одним из важных условий реализации системы дошкольного образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей среды. 

Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих. 

РПСС определяется как – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

–  комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.

РППС включает себя совокупность подпространств:

- интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

- физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;

- игрового развития;

- экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

- компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

Развивающая  предметно – пространственная  среда дошкольной организации  должна быть

• содержательно – насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• эстетически – привлекательной.

РППС в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:

- принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;

- принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;

- принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

Таким образом, цель создания развивающей  предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы ДОО.

Задачи

Создавать атмосферу эмоционального комфорта

Создавать условия для физического развития

Создавать условия для творческого самовыражения

Создавать условия для проявления познавательной активности детей

Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки

Создавать условия для участия родителей в жизни группы

Компоненты развивающей  предметно – пространственной среды по образовательным областям в старших группах

Познавательное развитие

Центр математики

Задачи: развитие у детей математических представлений; совершенствование ориентировки в пространстве и на плоскости, развитие умения работать с геометрическим материалом.

Компоненты центра:

- цифровой фриз;

- дидактические игры математического содержания;

- игры и пособия, направленные на развитие психических процессов;

- перфокарты;

- разнообразные головоломки;

- пособия для формирования временных представлений;

 - занимательный и познавательный математический материал

- пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков);

- геометрические фигуры;

 - измерительные приборы

Центр экспериментальной деятельности «Эврика»

Задачи: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Компоненты центра:

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы

- коллекции;

- материалы распределены по разделам « Песок и вода», « Звук», «Магниты», «Бумага», « Свет», « Стекло», « Резина»;

- природный материал: песок, вода, глина, камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена и др.;  

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и др.;  

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы и др

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.;

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки;

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

- карточки – подсказки (разрешающие – запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

Центр экологический

Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.  

Компоненты центра:

- дидактические игры, направленные на  формирование и развитие экологического  познания окружающего мира;

- модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;

- альбомы, фотографии, иллюстрации,  картины, видеофильмы, слайды с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы;

- календари природы;

- гербарии, альбомы «Экологические сказки», «Экологические идеи», «Мои четвероногие друзья», коллекционные материалы

- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;

- рисунки о природе и поделки детей из природного материала;

- макеты;

- живые объекты: комнатные растения;

- инвентарь для ухода за растениями: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, горшочки, передники, нарукавники;

- инвентарь для посадки семян и рассады;

- «огород на окне»;

 - алгоритм выполнения трудовых операций по уходу за комнатными растениями;

- оценочная карточка со значком – картинкой.

        

Центр патриотический

Задачи: всестороннее изучение родного города, края, страны; расширение области социально – нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, краю, России, воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному городу.

Компоненты центра:

- тематические альбомы: « Наш детский сад», «Наша семья» , «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, заводы), « Наша область» (медицина, спорт, культура, образование), « Народы России» (города, костюмы, песни, национальная кухня), предметы искусства народов России; предметы одежды и быта народов России;

- художественная литература (стихи, рассказы, произведения о крае, России);

- традиции, обычаи, фольклор регионов России (описания, иллюстрации);

- дидактические игры по краеведению;

- флаг, гербы и другая символика городов Тамбовского края, России;

- фотография президента РФ;

- мини – музей (« Предметы русского быта»; « Прошлое и настоящее посуды»,

«Игрушки в прошлом и настоящем» и др.);

- видеоматериалы (запись природы родного края, достопримечательностей других городов России.)

Речевое развитие

Центр речи и грамоты « АБВГдейка»

Задачи: развитие правильного физиологического дыхания, закрепление в речи чистого произношения звуков; обучение различным способам словообразования; формирование грамматически правильной речи.

Компоненты центра:

- дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматического строя речи, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

- картотека пальчиковых, коммуникативных, словесных игр;

- материал для звукового анализа и синтеза;

- серии сюжетных картинок;

- картотека предметных картинок;

- предметы, пособия, игрушки для развития мелкой моторики  руки, правильного дыхания, тактильных ощущений;

- фишки, разноцветные магниты для звукового анализа и синтеза;

- ковролин, разрезная азбука, кубики « Азбука», настенный алфавит, магнитная азбука;

- мнемотаблицы для составления стихов, рассказов;

- алгоритмы для составления стихов, рассказов.

Центр книги « В гостях у книжки»

Задачи: освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

Компоненты центра:

- детские книги по программе;

- любимые книги детей (книги по интересам);

- сезонная литература;

- тематические альбомы;

- два, три постоянно меняемых журнала;

- словари;

- портреты детских писателей;

- книги самоделки (изготовленные детьми,  детьми совместно с родителями);

- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки;

- стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик, диван;  

- магнитофон с набором аудиокассет, дисков с записью литературных произведений;

- материал для изготовления книжек – самоделок «Сотвори книгу сам»;

- схема «Правила работы с книгой».

Центр театральный « Мы артисты»

Задачи: развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучению использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей

Компоненты центра:

- дидактические игры, направленные  на развитие творческих, артистичных способностей;

- мини сценарии детских постановок, праздников;

- тематические альбомы о театре;

- фото детей в театральных постановках;

- ширма;

- костюмы, маски, атрибуты для постановки различных сказок;

- разные вида театра: плоскостной, пальчиковый, кукольный, настольный;

- грим, зеркало, парики;  

- аудиозаписи детских песен;

- аудиозаписи различных звуков окружающего мира;

- пиктограммы с настроением, эмоциями.

Физическое развитие

Центр « Здоровячки»

Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.

Компоненты центра:

- спортивный инвентарь (кегли, мячи, обручи, дуги, пластмассовые гантели и др.);

- нетрадиционное спортивное оборудование.

- дидактические игры, направленные на знакомство с разными видами спорта;

- альбомы и фотографии с известными спортсменами;

- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;

- зарисовки о последовательности выполнения упражнений, движений;

- рисунки детей о спорте;

- книги о спорте и ЗОЖ.

Художественно-эстетическое развитие

Центр творчества « Умелые руки»

Задачи: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельность; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах, качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

Компоненты центра:

- репродукции картин, скульптура малых форм, произведения графики, альбомы;

- детские энциклопедии по изодеятельности;

- схемы последовательности рисования предмета;  

- пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из глины, бумаги, других материалов;

- книжки – раскраски с образцами;

- картотека тематических книжек – раскрасок;

- альбомы для рассматривания « Городецкая роспись», « Хохломская роспись», « Гжель» и др.

- дидактические игры для развития творческих способностей;

- цветная и белая бумага( глянцевая с тиснением, гофрированная, прозрачная, блестящая), картон, ватман, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;

- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки;

- глина, пластилин, наборы для детского творчества;

- материалы для декора: бусины, фантики, семена, тесьма, фольга; инструменты: кисти разные, ножницы, палитры, каркасы для лепки, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам,

- панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты;  

- клеенчатые скатерти, разносы, банки, подставки.

Центр музыки « Веселые нотки»

Задачи: развитие музыкальных способностей и творческих проявлений; совершенствование навыка игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке; развитие музыкального слуха, приобщение детей к истокам народного творчества.

Компоненты центра:

- музыкально – дидактические игры, направленные на знакомство детей с музыкальными инструментами, музыкальным творчеством;

- фото, портреты известных;

- музыкальные книги, открытки;

- тематический альбом «музыка и дети»;

- фото детей, посещающих музыкальную школу;

- магнитофон или музыкальный центр;

- детские музыкальные инструменты;

 - звучащие предметы – заместители;

- музыкальные шкатулки, игрушки;

- микрофон;

- караоке;

- схемы правила обращения с музыкальными инструментами.

        

Социально-коммуникативное развитие

Центр сюжетной игры « Мы играем»

Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила, развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Компоненты центра:

- дидактические игры социально – нравственного характера;

- дидактические игры, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;

- картинки с изображением различных трудовых процессов;

- альбомы « Наша группа», «Моя семья», и др.;

- атрибуты для сюжетно – ролевых игр;

- наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки – орудия труда

- разнообразные технические игрушки: заводные, инерционные, с управлением; - игрушки – персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);

- подвижная мебель на колесиках;  

- сборно – разборные домики легкой конструкции, переносные зонты;

- предметы – заместители;

- схема «Правила дружной игры»;

- модель – последовательность «Убираем игрушки».

Центр строительно-конструктивных игр « Строим сами»

Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез)

Компоненты центра:

- модели, схемы, чертежи, картинки различных построек

- фотоматериалы, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п.

- макеты города, улиц, железных дорог и т. п.

- фото детских построек;

- наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, « Лего», мелкий, «Механик», средний;

- мозаики крупные, средние, мелкие;

- пазлы;

- строительный материал: кубики, призмы,  кирпичики, пластины;

- нетрадиционный материал:

- картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой;

- контейнеры разных размеров;

- игрушки для обыгрывания построек;

- игрушки – трансформеры;

- алгоритмы выполнения различных построек;

- алгоритмы работы в уголке;

- схемы достижения (значки): « Получилось!», « Еще постараюсь» (для самооценки и самоконтроля).

«Уголок уединения»

Задачи: обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы.

Компоненты уголка:  

- картотека релаксационных упражнений;

- легкая воздушная беседка из прозрачной ткани, мягкая модульная мебель,

- подушки – игрушки;

- мягкие игрушки;

- телефон;

- бумага.

Уголок безопасности включает в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактические игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, представленная модель развивающей предметно – пространственной среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.

        Насыщенность среды. В ФГОС ДО данное свойство стоит на первом месте. Это обусловлено тем, что всех видов активности детей, организации детских видов деятельности требуется разнообразный материал. Например, для детей необходимо организовать экспериментирование с доступными материалами, в том числе с песком и водой. Если же материалов недостаточно, организовать «культурные практики» будет проблематично. Насыщенность среды подразумевает ее соответствие возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательная среда должна быть оснащена средствами обучения, в том числе техническими.

        Вариативность среды. Предполагает наличие нескольких пространств, специально предназначенных для игры, конструирования, уединения и т.д. вариативность предполагает также разнообразие материалов, игр и игрушек, оборудования, которые используются в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Необходимым требованием являются их периодическая сменяемость, появление новых предметов. Например, когда дети закончили игру, целесообразно убрать ее и принести другую. Это всегда вызывает у них интерес и стремление обратиться к новому сюжету.

        Полифункциональность среды подразумевает возможность разнопланово использовать ее составляющие. Признаком полифункциональности является наличие предметов, которые имеют не 2 одну, а разные функции. Например, игровой уголок «Парикмахерская» выполняет лишь одну функцию и не пробуждает детскую инициативу. Действия ребенка в нем стереотипны. Он может играть здесь только в парикмахера. Возьмем другой пример ширму. Ей свойственна полифункциональность: она пригодится при игре в магазин, в поликлинику и др. Полифункциональное оборудование это, например, столики, располагающиеся один под другим, или маты. С одной стороны, это оборудование простое, но с другой стороны, его можно использовать в разных образовательных областях. Пространство группы детского сада, отвечающее требованию полифункциональности, на первый взгляд, кажется пустым. Но полифункциональность определяется не количественными, а качественными показателями. Если оборудования мало значит, оно полифункционально. А если мы наблюдаем переизбыток игрушек значит, нет. Характерные особенности РППС до и после введения ФГОС ДО До введения ФГОС ДО недостаточная содержательная насыщенность. (Игровые уголки с жестко заданными свойствами «Парикмахерская», «Магазин» - диктуют стереотипные действия.) наличие в группе четко разграниченных зон. Несоответствие потребностям игры. Среда статичная, «неживая»: предметы не обыгрываются, не используются как предметы-заместители. Статичность среды, невозможность ее трансформировать. Недостаток полифункциональных объектов и игрушек (предметовзаместителей, оборудования и игрушек, предполагающих многофункциональное использование). Несменяемость материала в группе препятствует возникновению игры (нет стимулов создания воображаемых ситуаций, развития воображения, проявления фантазии).

        После введения ФГОС ДО Подвижность среды (возможность из подручных материалов создать воображаемое море, поле, лес, океан, магазин и пр.). Возможность самостоятельного участия детей в создании игровой среды. Условность игрушек (деревянный пистолетик вместо модели настоящего ружья). Использование гибких материалов (ширмы, мягкие модули, скамеечки, ткани и пр.). Использование предметов-заместителей (камешки, шишки, веточки пр.). Использование игрушек, которые не навязывают ребенку жестко заданного способа действий. Использование молчащих игрушек. Молчащие игрушки побуждают ребенка к проявлению инициативы, к созданию разнообразных игровых сюжетов. Использование разнохарактерных игрушек (страшные персонажи - Баба Яга, Кощей Бессмертный тоже важны. Кукла Барби не подходит ребенку, она не может быть предметом идентификации. Она образ взрослой красавицы. Играя в нее, ребенок моделирует чуждые его возрасту и мироощущению человеческие отношения).

        Трансформируемость среды подразумевает возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов, возможностей детей. Трансформация предметной среды способствует возникновению новых игр. Среда, таким образом, пробуждает инициативу, и каждый ребенок может удовлетворить свои интересы! Например, как и чем можно быстро разделить пространство в группе? Педагог ставит ширму или стенкумодуль, и в группе образуются новые зоны. Дети с радостью воспринимают новшества.

        Доступность среды означает свободный доступ всех воспитанников, с ОВЗ в том числе, к играм, игрушкам, материалам, расположенным в группе.         

        Безопасность среды зависит от качества оборудования. Все элементы среды должны отвечать требованиям надежности и качества.

Требования к подбору игрушек:

Их безопасность и гигиеничность

Возраст детей

Педагогическую целесообразность (какие образовательные и воспитательные задачи стоят перед педагогом)

Художественную приемлемость (есть игрушки, а есть антиигрушки); Возрастные и индивидуальные интересы детей

Гендерную специфику в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы

Публикация содержит практические советы по организации предметно-развивающей среды для детей старшего возраста. Показаны центры развития, их названия, описание оборудования. Информация сопровождается ...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноцен...

"Развивающая предметно - пространственная среда старшей группы "МБДОУ "Детский сад "Алёнушка"

Данная презентация наглядно демонстрирует развивающую предметно - пространственную среду в старшей группе....

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Вопрос обновления и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды старшей группы и детского сада в целом, как условия формирования личности ребенка, на сегодняшний день стоит особенно...

План развития развивающей предметно-пространственной среды старшей группы для организации работы по ознакомлению детей с профессиями

План  представляет собой перечень материалов оснащения профориентационной развивающей предметно-пространственной среды группы....