«Внедрение профессионального стандарта в практику дошкольного учреждения»
статья

Ферулёва Юлия Викторовна

«Мы лишаем детей будущего, 
если продолжаем учить сегодня так, 
как учили этому вчера» 

                                                                 Д. Дьюи

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Внедрение профессионального стандарта в практику дошкольного учреждения»

«Мы лишаем детей будущего, 
если продолжаем учить сегодня так, 
как учили этому вчера» 
Д. Дьюи

В 21 веке портрет современного ребенка становится другим. Современный педагог тоже меняется, но, чтобы работать нестандартно, быть интересным себе и детям, не испытывать чувство эмоционального выгорания, получать удовольствие от собственного труда, нужно иметь время для проявления педагогического творчества.

Педагог – ключевая фигура образования, в настоящее время для развития отечественной педагоги возникла необходимость пересмотреть вопрос о роли педагога в процессе воспитания, обучения и развития на уровне государственной власти.
«Профессиональный стандарт педагога (воспитателя)» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение. 

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. К педагогическим работникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

•        ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;

•        профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и при установлении систем оплаты труда.  Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Образовательный стандарт и профессиональный стандарт — два взаимодополняющих документа, являющихся инструментами повышения качества образования и инструментами реализации стратегии образования в динамично меняющемся мире.  Научить, воспитать, развить воспитанника в соответствии с требованиями ФГОС может педагог, соответствующий современным профессиональным квалификациям.

«Педагог – ключевая фигура реформирования образования» (Из профессионального стандарта педагогов).

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. А одна из важнейших функций профстандарта: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

С целью повышения качества образования на уровне профессиональных компетенций и компетентностей педагога в 2013 году был утвержден профстандарт педагога на всех уровнях образования.

В силу данный документ вступил с 1 января 2016 года, но работа по внедрению профессионального стандарта в образовательных учреждениях идет полным ходом уже несколько лет.

Первый вопросы, который возникли у педагогов и требовали объяснений и конкретизации были, что такое профессиональный стандарт педагога? Цель и задачи внедрения профстандарта?

Стандарт – это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.

ЦЕЛЬ   ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТА   ПЕДАГОГА:

  1. Повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования;
  2. Установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности;
  3. Разработка системы оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу, при аттестации, планирование карьеры и в профессиональной деятельности;
  4. Содействовать вовлечению педагога в решении задачи по повышению качества образования.      

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетенции.

       Профстандарт объединил в себе требования к педагогам всех ступеней образования, которые сегодня представлены в федеральном государственном образовательном стандарте и в квалификационных характеристиках должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован в Минюсте России 06 октября 2010 г. №18638). 

        Стандарт включает в себя трудовые функции: обучение, воспитание, развивающая деятельность. Каждая из которых состоит из трудовых действий, и включает в себя необходимые умения, знания и навыки.
        В профессиональном стандарте педагога помимо обобщенных трудовых функций, связанных с педагогической деятельностью по проектированию и реализации образовательного процесса, выделены трудовые функции, отражающие специфику работы воспитателей дошкольных ОУ, учителей начальных классов, математики и русского языка.      Эти специфические трудовые функции необходимо четко знать для организации по подготовке к внедрению и реализации профстандарта, а в дальнейшем и методической работы.
        С этой целью для государственных и муниципальных детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов.

         Управление процессом поэтапного введения профессионального стандарта педагога:

  • Создание нормативной базы. Изучение документов по внедрению Стандарта педагога (федеральный, региональный, муниципальный уровень).
  • Разработка пакета локальных документов, регламентирующих поэтапный переход на Стандарт педагога (положение о рабочей группе, приказов и др.).
  • Разработка плана внедрения (дорожной карты) профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  • Ознакомление педагогов с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель)».
  • Анализ степени соответствия педагогического коллектива профессиональному стандарту педагога.
  • Определение «дефицита» необходимых для реализации профессионального стандарта компетентностей.
  • Составление плана повышения квалификации в направлении недостающих компетенций.
  • Разработка каждым педагогом своего индивидуального образовательного маршрута.
  • Организация работы по повышению квалификации в соответствии с требованиями Стандарта педагога.

         Этапы планирует учреждение самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников. Поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении мы разработали план мероприятий по внедрению профессионального стандарта педагога:

  • Мониторинг информации по внедрению профстандарта.
  • Разработка документов по внедрению профстандарта в нашем дошкольном учреждении.
  • Анкетирование педагогов с целью выяснения уровня подготовленности к работе в соответствии с требованиями профстандарта.
  • Сверка функций на соответствие должностных обязанностей, установленных в трудовом договоре (должностной инструкции) и обобщенных трудовых функций и специфических трудовых функций в стандарте.
  • Проверка работника на соответствие «базовым» требованиям ПС.
  • Проверка работников на соответствие требований ПС по знаниям и умениям.

         Работодатель будет обязан применять профессиональный стандарт при формировании кадровой политики и управлении персоналом, при организации обучения и аттестации, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкции и установлении системы оплаты труда.

Характеристика и функции стандарта

          Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации и качества выполнения трудовых функций, призванные к преодолению технократического подхода в оценке труда педагога, обеспечению координированного роста свободы и ответственности педагога за результаты труда, мотивации педагога на постоянное повышение квалификации.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие.

Современный педагог должен обладать определенным набором личностных профессиональных качеств, а именно в области

«Обучение»…

«Воспитание»…

«Развитие»…

В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику его работы, необходимые трудовые функции, умения и знания. «От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил», (Из профессионального стандарта педагогов) Учиться, повышать свою квалификацию, профессионально самосовершенствоваться — одно из основных современных качеств педагога. Первая магистральная линия: профессиональное самосовершенствование.

2 магистральная линия. «Профессиональная ИКТ-компетентность –квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной     области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» (Из профессионального стандарта педагога).

Чтобы реализовывать ФГОС, педагог обязан использовать цифровые технологии визуального творчества. В профстандарте целый раздел посвящён ИКТ компетентности педагога. Первое, что необходимо сделать для применения данной технологии — создать технические условия. В нашем образовательном учреждении имеется компьютерный класс и интерактивное оборудование (интерактивная доска с мультимедийным проектором, интерактивный стол, планшет, мультимедийная установка, ноутбуки).  

3 линия — новые компетенции. Педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения в образовательный процесс любых обучающихся:

  • работа с одарёнными воспитанниками — активизировать педагогов и детей для участия в различных конкурсах и создать систему учёта, раскрыть способности каждого ученика, создать условия для развития каждого ребёнка в интересах его личностного роста.
  • дети с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача – создать им условия образования на основе психолого-педагогических приемов. И работа с данной категорией детей и с детьми с ОВЗ – это командная работа. А умение работать в команде — это одно из требований профессионального стандарта.

4 линия «Внутренний и внешний аудит». Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Оценку соответствия педагога требованиям Профстандарта можно осуществить посредством внутреннего и внешнего аудита. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка, например, любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Это помогает:

Педагогу: проводить аналитическую работу о своей деятельности, увидеть профессиональное продвижение или наоборот профессиональную стагнацию.

Администрации: объективно оценивать успешность педагога и расширять методический диапазон Организации.

Аудиторам: проводить качественную и объективную экспертизу деятельности педагога.

В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время… Профессия педагог — творческая профессия. Свобода личная и профессиональная –  необходимые условия для творчества. Стандарт создаёт условия для раскрепощения, но очень важно суметь этим воспользоваться.

Дорогу осилит идущий...

Литература: 

  1. Бережкова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. – ж.Управление №9, ТЦ «Сфера», 2013.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система внедрения лыжной подготовки в практику дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Сообщение из опыта работы на методическом объединении для инструкторов по физкультуре по теме "Система внедрения лыжной подготовки в дошкольном образоватедльном учреждении"...

Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»

Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещен...

Управление внедрением профессионального стандарта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно в...

Стратегия кадрового развития образовательного учреждения в период внедрения профессиональных стандартов педагога

Для руководителей профессиональные стандарты являются приоритетным документом в формировании кадровой политики учреждения....

Семинар-практикум для воспитателей «Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ»

Адресаты: воспитатели дошкольных образовательных учрежденийЦель семинара: выявление уровня сформированности  базовых компетентностей  педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогич...

Методическая разработка «Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ»

Формирование компетентности педагогических кадров в вопросе внедрения профессионального стандарта педагога в практику ДОУ....

Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта

Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта...