Главные вкладки

    Консультация для педагогов ДОУ «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников».
    консультация

    Никитина Яна Афанасьевна

    Консультация для педагогов ДОУ

    «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx21.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов ДОУ

    «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников».

    Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе.

    Уважаемые коллеги - добрый день!

    Тема моего выступления посвящена речи педагога, так как речь – это важнейшее средство общения людей и служит образцом для подражания воспитанников.

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ.

    Чем выразительнее, точнее и красочнее язык, чем яснее выражается мысль, тем эффективнее воздается на ребенка, на его собственную речь, тем больше возможности достучаться до ума и сердца ребенка. А это настоящее искусство. Овладеть правильной и красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому.


    Что же такое «Культура речи»?

    Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

    Вот простейшая формула культуры речи:

    ● Думай, кому говоришь.

    ● Что говоришь.

    ● Где говоришь.

    ● Зачем говоришь.

    ● Какие из этого будут последствия?


    Компоненты профессиональной речи педагога.

    Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.

    К голосу предъявляется ряд требований:

    ● голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей.

    ● педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей);

    ● педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;

    ● с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

    ● голос педагога должен быть достаточно вынослив.


    Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

    Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.


    Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

    В современных условиях совершенствование речевой культуры педагогов ДОУ рассматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования. Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования:


    Требования к качеству речи педагога ДОУ

    Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.



    Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.


    Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.


    Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.


    Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.


    Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.


    Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).


    К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его.


    Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:

    1. Употребление слов-паразитов:

    Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

    Часто употребляемые слова – паразиты:

    «Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем» «пипец» «да не вопрос» «без проблем».

    Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

    Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

    В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».

    2. Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:


    Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

    3. Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.

    Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.

    Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени.

    4. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку:


    дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов-сокращений: телик, видик, комп.

    5. Нелитературное произношение слов:


    хочут –хотят,

    пошлите – пойдёмте,

    ляжь – ляг,

    сижа – сидя,

    езжай – поезжай,

    заплотит – заплатит,

    ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» - без приставки.)


    Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.


    Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке.


    Ласка и шутка:

    Маленький, да удаленький. Мал, да удал;

    Ясен, как солнышко (как звездочка).

    Красней красного солнышка, ясней ясного месяца.

    Шапочка с ушами, молодчик с кудрями.

    Выросла, как тополька.

    Кубарики-кубаришки, малые ребятишки.

    Ты моя баловушка.

    Идет, словно павушка плывет.

    Танина коса — всему городу краса.

    Растут детки, как грибки-дождевички.

    Ау, подай голосок через темный лесок!

    Не видал, как упал, погляжу — ан лежу.

    Ножкой об ножку постукивает, сапог о сапог пощелкивает.

    Сядем рядком да потолкуем ладком.

    Права ножка, лева ножка — поднимайся понемножку.

    Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл.

    Саночки-самокаточки: садись да катись.

    Прытко бегают, да часто падают.

    Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался.


    Поучение или наставление:


    За правое дело стой смело.

    Для друга все не туго.

    О чем не сказывают, о том не допытывайся.

    Поспешишь — людей насмешишь.

    Спеши, не спеши, а поторапливайся.

    Скоро пойдешь — ногу зашибешь.

    На скору ручку — комком да в кучку.

    Умел потерять, умей и найти.

    Так пройди, чтобы ни стуку, ни следу.

    Умей сказать, умей и смолчать.

    Умей шутить, умей и перестать.

    Любо — бери, не любо — не вороши.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Не сиди сложа руки, не будет скуки.

    Береги нос в большой мороз.

    Мороз не велик, а стоять не велит.


    Порицание:


    Много шуму — мало толку.

    Шумят, как воробьи на дождь.

    Пыль столбом, дым коромыслом — не то от пляски, не то от таски.

    Весь дом вверх дном.

    У наших у ворот всегда хоровод.

    Без проказ ни на час.

    Кто весел, а кто и нос повесил.

    Наш Филат не бывает виноват.

    У всякого Федорки свои отговорки.

    Друг на дружку, а все на Петрушку.

    Я про сапоги, а он про пироги.

    На своей улочке и курочка храбра.

    Наш пострел везде поспел.


    Пословицы и поговорки, относящиеся к еде и сну:


    Пели, пели, да есть захотели.

    Что поставят, то и кушай.

    Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было.

    Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

    Ешь больше, проживешь дольше.

    Ешь больше, богатырем будешь.

    Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

    Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

    Остатки сладки.

    Лакомый кусок на закрепу.

    Пора спать, коли некого ждать.

    Милая подружка — подушка.

    Одним ухом спит, другим слышит.

    Спали, почивали, весело ль вставали?


    Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов ДОУ "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека....

    Буклет "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"

    Цель:  развитие грамотной речи и повыше-ние её культуры в педагогическом коллективе.Культурная речь является обязательным элемен-том общей культуры человека. Не случайно счита...

    Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, в...

    Консультация "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"

    Тема моего выступления посвящена речи педагога, так как речь – это важнейшее средство общения людей и служит образцом для подражания воспитанников. Культурная речь является обязательным эле...

    Консультация для воспитателей "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".

    В данном материале говорится о речи педагога, как образце для подражания воспитанников; о компонентах профессиональной речи (голос, дикция, выразительность, темп); о требованиях к качеству речи педаго...

    Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, эт...