Справка по итогам тематического контроля "Система работы по экологическому воспитанию дошкольников"
учебно-методический материал

Вазиева Галия Абдулхаковна

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухужшению требует отныне живущих людей понимания  сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Всем надо помнить, как человек связан с природой, как зависит отнее, какие  в природе существуют закономерности и почему человеку нельзя их игнорировать. Все это диктует необходимость просветительской работы по формированию у населения экологического свознания. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashaspravka_po_itogam_tematicheskogo_kontrolya.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Справка по итогам тематического контроля

«Система работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников»

 

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Всем нам надо понимать, как человек связан с природой, и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человеку нельзя их игнорировать. Все это диктует необходимость просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

В соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2018-2019г.,   в период с 09.01.19 по 30.01.19 проведён тематический контроль по теме « Система работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников».

Цель: изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Направление работы:

1 Обследование уровня экологического воспитания детей.

2.  Оценка профессионального мастерства воспитателя

3. Создание условий в дошкольных группах

4.  Планирование воспитательно- образовательной  работы по теме проверки

5. Работа с родителями

 

Контроль проводился в соответствии с утверждённым планом (прилагается), рабочей группой в составе:  старшего воспитателя  Вазиевой Г.А., музыкального руководителя Постниковой С.Г.

  1. Обследование уровня экологического воспитания детей.

По результатам мониторинга АИС по образовательным областям. Область познавательное развитие. Раздел. Мир природы.

Можно сделать следующий вывод:

1младшая группа:

 установочный срез 2018г -освоено 6,94%,не освоено-93,06

промежуточный срез 2019г.-освоено32,96%,не освоено-67,04%.

2младшая группа:

установочный срез 2018г -освоено  63,77%,не освоено-36,23%

промежуточный срез 2019г.-освоено88,1%,не освоено-11,9%.

Средняя группа:

установочный срез 2018г -освоено  96,88,77%,не освоено-3,13%

промежуточный срез 2019г.-освоено100%,не освоено- 0%.

Старшая группа:

установочный срез 2018г -освоено  71,93%,не освоено-28,07%

промежуточный срез 2019г.-освоено84,85%,не освоено-15,15%.

Подготовительная группа:

установочный срез 2018г -освоено   47,83%,не освоено-52,17%

промежуточный срез 2019г.-освоено85,94%,не освоено-14,06%.

Общие результаты мониторинга:

установочный срез 2018г -освоено  50,80%,не освоено-49,20%

промежуточный срез 2019г.-освоено62,05%,не освоено-37,95%.

По результатам посещений открытых мероприятий экологических проектов видно, что у детей знания о природе имеются. Они знают и рассказывают о богатстве природы животным и растительным миром. Дети знают правила поведения в природе. Стараются отвечать полными ответами.

Дети в целом проявляют к природе положительное отношение.  

У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (движение, питание).

Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не все осознают почему.

2.   Оценка профмастерства воспитателя при организации и проведении мероприятий по теме контроля.

По итогам просмотренных мероприятий комиссия пришла к выводу, что воспитатели умеют реализовывать требования методических рекомендаций по экологическому воспитанию в своей практической деятельности, целесообразно используют средства обучения, дидактические материалы и оборудование в образовательном процессе, грамотно организуют предметно-развивающую среду по экологии. Педагоги умеют осуществлять экологическое воспитание через разные виды деятельности. Формируют бережное отношение к природе, умеют организовать труд детей в природе. Для повышения экологической культуры дошкольников педагоги используют разнообразные формы и методы обучения. Педагоги планируют образовательный процесс на основе комплексно-тематического плана с учетом интеграции образовательных областей.

При реализации этого направления в ДОУ организуется проектная деятельность (метод проектов) - педагогическая технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. Были подготовлены проекты:

- « Вода на Земле» (  Светич Т.А. подготовительная группа);

-« Книга о моих любимых животных» (1 младшая группа Щучкина Л.Д.),

-«Лаборатория неживой природы»( 2 младшая Долгушева С.А.  ),

-«Зимушка-зима » ( Тауэр Т.А. старшая группа ),

-«Наши друзья –зимующие птицы» ( Мухаметзянова С.В. , подготовительная группа),

- «Мыло пенится» (Шевякова М.М.  2 группа раннего возраста)

-  «Снег-снежок» (  Христова М.М, 2 группа раннего возраста.),

-«Рябинушка кудрявая» (Еремина А.С. средняя группа),

-«Волшебные приключения льда» ( Тухватулина А.Д, подготовительная группа)

 Педагогами проведены открытые занятия по экологическим проектам

Целью  проекта «Зима» по познавательному развитию в 1   группе раннего возраста(воспитатель Христова М.М.) было –  совершенствовать представления о зиме. В ходе занятия дети расширили представления о  зиме,   развивали  мелкую моторику, закрепляли красный цвет. Приемы основаны на игровых ситуациях.

Шевякова М.М (молодая воспитатель) с детьми 1 группы раннего возраста показала по проекту «Мыло пенится» занятие «Искупаем куклу Катю». Марина Максимовна провела интересное занятие по ознакомлению с водой теплой и холодной.

На открытом занятии во второй группе раннего возраста (воспитатель Щучкина Л.Д.) на тему « В гостях у семьи кошек» дети расширили свои знания о  семье кошек.   Педагог старалась активизировать всех детей.  

Воспитатель  младшей группы Долгушева С.А. показала занятие «Волшебница вода». Дети опытном путем узнавали, что вода растворяет некоторые вещества, при этом меняет цвет, запах, вкус.  

 Воспитатель средней группы Еремина А.С. провела аппликацию «Портрет рябины» где дети создавали красивый образ рябины которую любят зимующие птицы.

 Дети старшей группы (воспитатель   Тауэр Т.А.) в викторине «Зимушка-зима» показали  хорошие знания о зиме.

Воспитатель Мухаметзянова С.В.  (старшая группа) заинтересовала детей вопросами викторины «Зимующие птицы», дети хорошо справились со всеми заданиями.

Итоговым мероприятием проектно-исследовательской деятельности «Волшебные приключения льда» было чтение экологической сказки Ю.Игошиной «Почему пропала льдинка» (воспитатель Тухватулина А.Д.). Дети сумели ответить на вопросы по содержанию сказки.

Интересным и насыщенным была работа детей подготовительной группы (воспитатель Светич Т.А.) в лаборатории, где они закрепляли свойства воды.

Воспитатели интегрировали познавательную и художественную детскую деятельность.

На занятиях применялись такие методы как игровой, словесный, наглядный, практический. Педагоги с детьми выстраивали партнёрские отношения. Для повышения познавательной и мыслительной деятельности создавались проблемные ситуации. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи затрудняющимся детям в  аппликации. Смена видов деятельности (отгадывание загадок, чтение стихов, динамическая музыкальная  пауза, опыты) позволили предотвратить утомляемость. Педагоги используют для проведения занятий мультимедийные презентации. Для активизации умственной деятельности активно используются поисковые и проблемные вопросы.

  Из просмотренных занятий   следует, что работа по экологическому воспитанию и образованию детей ведется систематически, целенаправленно и планомерно.

 3.  Создание условий в группах.

В целях выяснения условий для экологического воспитания детей по плану тематического контроля   в ДОУ прошла  проверка предметно-развивающей экологической  дошкольных групп.

Критериями оценки центров природы явились:

- соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;

- разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям  ;

- наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;

- эстетичное оформление центра природы и его доступность;

- отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей;

- наличие сезонного материала

 В группах создана определенная предметно-пространственная экологическая среда в соответствии возрастным особенностям детей в соответствии с ФГОС и требованиями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

В экологических центрах групповых комнат имеются календари природы, где дети фиксируют сезонные изменения в природе и погоде, помещают тематические рисунки и поделки из природного материала экологического содержания и схематические изображения погодных условий. Также имеется наличие художественной и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей и наличие иллюстративного материала (картины, фотографии т.д.).

В группах много дидактических игр по экологической тематике. «Домина. Домашние животные», « Овощи», « Фрукты», « Обитатели леса»; « Родная природа», « Живая природа» и др.

В центрах природы в каждой группе имеются инструменты для ухода за растениями (рыхления, мытья, полива). Комнатные растения в группах имеются, но нет их разновидностей.

В группах созданы центры для экспериментальной деятельности в соответствии возрастным особенностям детей данных возрастных групп. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры и т. д.;  природный  материал: шишки сосны, ели, семена, арбуза, дыни, фасоль и т. д. Имеются картотеки опытов и  экспериментов в группах.

 4.  Планирование  воспитательно- образовательной работы по теме проверки

В ходе тематического контроля были проверены   календарные планы воспитателей. Планируются разнообразные формы работы: экологические беседы, ООД по экологии, обсуждение проблемных ситуаций, экологические сказки, викторины; наблюдения и беседы на природе, экологические выставки ,акции; экологические дидактические, имитационные игры, игры-путешествия ;рассматривание картин, иллюстраций; конструирование из природного материала, экспериментирование в природе, труд в природе.

В младшей группе   воспитатели запланировали и провели на данную тему разнообразные формы деятельности:  беседа-«Маленькая капелька летит на землю»,  НОД «Чудо фрукты» и др.;  экспериментирование «Откуда песок сыпется?», «Ветер», «Свойства  и признаки воды» ;наблюдения на прогулке-за состоянием погоды, ветром, листопадом, облаками.

В средней группе группе   запланированы интересные беседы: «Травушка-муравушка»,» «Что ты знаешь об осени»,» Как одеваются люди зимой; чтение и беседа по сказке Н. Бажова « Серебряное копытце»; развлечение «Мурка в гости собирается», чтение Акима «Первый снег». Экспериментирование «Реактивный кораблик», «Водяные весы», «Где вода». Труд в природе :сбор семян цветов, расчистка дорожек от листьев, сбор листьев для гербария. НОД – «Где зимуют снежные бабы?»

 В старшей группе запланированы: рассматривание иллюстраций о пользе полезных и ядовитых растений, ;беседы «Польза овощей и фруктов», «Паутинка с паучками»,» Откуда елка к нам пришла?»; Нод «Как выращивают хлеб», «Вода- снег-лед», «Царство трех ветров».

В подготовительной группе- беседы «Дары осени», «Как хлеб на стол пришел», «Как готовятся к зиме  дикие животные», о зимующих птицах; книжная выставка «Писатели о диких животных», мини спектакль по сказке «Лисичка – сестричка и серый волк».

Структура планирования прогулок выдержана: отмечено наличие наблюдений по теме контроля, труд в природе, подвижная игра.

Работа ведётся в соответствии с ООП ДОО с использованием программ и методических пособий: программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, программа «Юный эколог» С.Н.Николаевой.

Но  совсем отсутствуют в планах воспитателей всех возрастных групп  экскурсии в природу.

 5. Работа с родителями

Экологическое образование дошкольников рассматривается как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

В ДОУ особо обращается внимание на совместную деятельность детей и родителей.

В ходе тематического контроля воспитателями всех групп для родителей были изготовлены буклеты,   ширмы, памятки.

Проведен конкурс поделок из природного материала на тему «Осенние дары». В конкурсе участвовали все возрастные группы. По итогам конкурса были определены победители и призеры.

 Педагогами оформляются папки-передвижки, консультации на тему «Экологическое воспитание детей».  

 Во многих группах родители участвуют в жизни группы. Однако, работа выстроена не в полном объеме. Необходимо пропагандировать среди родителей свою работу и вовлекать их в активную творческую совместную деятельность с детьми.

ВЫВОДЫ:

Исходя из выше изложенного можно сделать выводы. В процессе общения с природой, рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найди с помощью наблюдений, логического мышления, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.

Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОУ. В группах созданы оптимальные условия для формирования экологической культуры детей, отмечается достаточное разнообразие игр, оборудования, пособий.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1.Продолжать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы, экскурсии в природу.

В срок : постоянно.  

Ответственные: воспитатели, специалисты.

2.Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитания у детей экологической культуры.(совместные досуги, конкурсы, развлечения и тематические занятия и т.д.)

В срок: постоянно

Ответственные: воспитатели

Справка составлена старшим воспитателем Вазиевой Г.А. 30.01.2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам тематической проверки по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Итоги тематической проверки по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ....

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Материалы по тематическому контролю "Организация воспитательно -образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников"

Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Справка по итогам тематической проверки в ДОУ "Экологическая работа"

Справка по итогам тематической проверки в ДОУ "Экологическая работа"...

Тематический план работы по экологическому воспитанию

Материал "Тематический план работы по экологическому воспитанию с детьми младшего возраста" предназначен для воспитателей ДОО...

Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»

представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...