Материалы по тематическому контролю "Организация воспитательно -образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников"
материал на тему

Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический контроль на тему:

«Состояние воспитательно – образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

План контроля

разделы

содержание

методы

1

Обследование уровня экологического воспитания детей

  • Соответствие уровня экологического воспитания детей программным целям и задачам
  • Умение детей применять полученные на занятиях навыки экологически  безопасного поведения в природе
  • умение детей применять знания о мире природы в игровой деятельности
  • Анализ схем обследования детей
  • Обследование отдельных детей и сравнение результатов с результатами плановой диагностики воспитателя
  • Анализ деятельности детей:

-на занятиях

-в процессе наблюдений за природными явлениями

-по уходу за растениями в уголке природы

  • анализ общения детей в процессе самостоятельной деятельности
  • анализ общения детей в процессе игры

2

Оценка профессионального мастерства воспитателя

  • умение применять знание программных целей и задач в практической работе с детьми
  • владение методами и приемами экологического воспитания детей
  • умение организовать наблюдение детей за явлениями природы, труд в природе
  • умение взаимодействовать с другими педагогами
  • анализ проведения занятий воспитателем
  • обследование профессионального мастерства воспитателей в соответствии с «Картой профессионального мастерства»
  • собеседование с воспитателями
  • Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при ее создании)
  • оценка профессионального мастерства воспитателя в процессе деловой игры

3

Создание условий в дошкольных группах

  • умение воспитателя создать предметно-развивающую экологическую среду в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам; наличие в группах природных уголков в соответствии с возрастом детей
  • укомплектованность методического кабинета диагностическими, дидактическими, наглядно-демонстрационными материалами
  • посещение групп
  • анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)

4

Планирование работы

  • эффективность планирования
  • планирование работы по теме во время занятий, в режимных моментах и игровой деятельности
  • проверка планирования:

-занятий по теме

-работы с детьми на прогулке

наблюдений и экспериментирования

-работы в природном уголке

-труда детей в природе

-экскурсий в природу

5

Работа с родителями

  • эффективность взаимодействия дг с родителями: понимание родителями важности работы по экологическому воспитанию детей
  • наличие наглядной и  справочной информации для родителей

  • анализ наглядной информации для родителей в группе
  • опрос и анкетирование родителей

Анализ анкет для родителей «Экологическое воспитание детей»

1.Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

8- да, 0- нет

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?    8-да ,0- нет

3. Интересует ли Вас лично данная проблема? 7 –да,1 не очень

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию? 8-да ,0- нет

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает - 4, просит завести животное- 4, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу -5, просит вывести его в парк -3, лес, просит почитать о природе -5

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?

8- положительно, отрицательно -0

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?

Варианты ответов были такие:

- завести живой уголок -1

Подборка природного и информационного материала -1

Посадить деревья -1

Принять участие в акциях -2

Уборка территории -1

Не знают -1

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? 8-  да

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе 5; оборудовали в семье уголок природы -1; приобрели животных -2; подкармливаете птиц - 6, выбираетесь чаще на природу -3; проводите наблюдения с детьми за природными объектами-1; сажаете деревья -5, охраняете природу -3.

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? __8-да_____

Нужно ли это делать? 8-да

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой -2; как содержать животных-1, растения; какие давать знания -2; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми -1...)

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? __2 – отлично, 6 -хорошо_______________

10. Ваши предложения, пожелания.

Было родителями предложено:

- у родителями предложений не было – 4

-  4 родителями было предложено:

- увеличить количество занятий по экологии -3

- больше рассказывать о животных, птицах, насекомых -1

 


Схема обследования детей младшего и среднего дошкольного возраста

Ф.И.

ребенка

отношение к природе

умения детей

проявление интереса к заметным явлениям природы

проявление бережного отношения

владение некоторыми нормами поведения

умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи

неживая

живая природа

владение простейшими навыками наблюдения за объектами природы

владение навыками проведения простейших опытов с объектами неживой природы: водой, песком

знание времен года, их последовательности, характерных признаков

растения

животные

умение различать деревья, кустарники, травы

знание названий некоторых растений

умение ухаживать за растениями вместе со взрослыми

умение различать домашних и диких

знание названий некоторых домашних животных, их детенышей и пользы для человека

знание названий некоторых диких животных, их детенышей и пользы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Схема обследования детей старшего дошкольного возраста

№ Фамилия, имя ребенка

отношение к

миру природы

умения детей

итого

1

2

3

4

неживая природа

живая природа

навыки

эксперемен

тирования

5

6

7

8

9

растения

животные

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26


Вопросы к схеме обследования

1.проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы

2.Проявление бережного отношения к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы

3.владение навыками экологически безопасного поведения в природе

4.стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

5.знание характерных признаков разных времен года

6.знание причины смены времен года

7.вода, ее свойства, значение для живого

8. воздух, его свойства, значение для живого

9.земля, свойства, значение для живого

10.знает и различает 4-5 видов деревьев

11. кустарники

12.травы

13.растения леса, сада, луга, поля

14. комнатные растения

15.условия необходимые для роста растения

16.уход за растения в уголке природы и на участке

17.домашние животные и их детеныши

18.дикие животные средней полосы и их детеныши

19.животные и птицы полярных районов Земли

20.животные и птицы жарких стран

21.Дикоративные животные

22.зимующие и перелетные птицы

23.насекомые

24.навыки ухода за декоративными животными

25.умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы

26.умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности

Карта профессионального мастерства воспитателя

критерии оценки

Ф.И.О. воспитателя

1

Знание программных целей и задач экологического воспитания детей своей возрастной группы

2

Знание содержания программы по экологическому воспитанию детей  своей возрастной группы

3

Знание методов и приемов экологического воспитания детей дошкольного возраста

4

Умение объективно диагностировать экологические знания, умения и навыки детей

5

Умение осуществлять экологическое воспитание через разные виды детской деятельности

занятия познавательного цикла (математика, развитие речи, конструирование)

занятия эстетического цикла

знакомство детей с художественной литературой

коллективный труд

игры

прогулки

режимные моменты

6

грамотная организация предметно-развивающей среды по экологии

7

Качество подготовки к занятиям по экологии

8

Умение правильно планировать и грамотно проводить занятия по экологии

9

Знание методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы

10

Знание методики обучения детей правилам безопасного поведения на природе

11

Умение грамотно организовать наблюдения в природе

12

Умение организовать труд детей в природе, воспитывая желание трудиться

13

Личный пример воспитателя в бережном отношении к объектам природы

14

Знание методики обучения детей правилам ухода за растениями

Выводы и рекомендации: ___________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол обследования предметно-развивающей среды

вопросы на контроле

1

Содержание растений в группе

Наличие достаточного количества растений в группе

Ухоженный внешний вид растений

Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива

Наличие паспорта каждого растения в группе

Безопасность растений для детей

Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)

2.

Наличие методической литературы по уходу за растениями, по организации занятий с детьми

3.

Наличие обучающих игр по экологии

4.

Наличие наглядного материала (картины, альбомы, загадки, энциклопедии)

5.

Наличие календаря природы, соответствие возрасту

6.

Наличие гербария, природного материала (эстетика оформления)

7.

Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты)

8.

Наличие инструментов для экспериментальной деятельности

Выводы и рекомендации:

Карта анализа НОД

дата проведения занятия _____________  возрастная группа ______________

количество детей _________

Ф.И.О. воспитателя ________________________________________________

Начало занятия ______________ Окончание занятия ____________________

Тема ____________________________________________________________

Критерии оценки

уровень

работа воспитателя

1

Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры

2

Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей)

3

Подготовка к занятию

  • подбор демонстрационного и раздаточного материала                  

  • рациональное размещение материала

  • предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, дидактические игры, чтение художественной литературы)

4

Санитарно-гигиенические требования

  • удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток)

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии

  • смена деятельности детей в течении занятия

  • соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам

5

Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей)

6

Использование разнообразных приемов работы с детьми

  • игровых

  • привлечения и сосредоточения внимания детей

  • обеспечения эмоциональности, интереса детей

  • активизация самостоятельного мышления детей

  • подача нового с опорой на имеющиеся у детей знания

7

Оправданность и рациональность выбора приемов работы с детьми (имеются или нет)

8

Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранять интерес детей в течении всего занятия

9

Индивидуальная работа с детьми

10

Оценка работы на занятии (детьми, воспитателем), качество оценки

Деятельность детей

1

Поведение детей в процессе занятия

Проявление инициативы

Сохранение интереса на протяжении занятия

Активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий

2

Проявление творчества детей во время занятия

3

Усвоение детьми программного содержания

Выводы и рекомендации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

информационная справка «Организация воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию и ознакомлению детей с окружающим миром в ДОУ"

Справка  несен информацию о том, как организована работа по экологическому воспитанию  в рамках реализации основной общеобразовательной программы ДОУ ....

Тематический контроль по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическом воспитанию и образованию в группах комбинированной направленности детей 6-7 лет № 1, № 2 в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»

Тематический контроль по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическом воспитанию и образованию в группах комбинированной направленности детей 6-7 лет № 1, № 2 в МБДОУ №...

Аналитическая справка по проведению тематического контроля: «Организация воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».

Объект поверки: Все возрастные группыЦель проверки: оценка состояния процесса организации и эффективности работы коллектива по формированию основ экологической культуры дошкольников.Проверку проводил:...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Качество воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Тематический контроль «Качество воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников»Цель: Определение качества воспитательно - образовательной работы по па...

Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно- образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» 26.01.2022г.

Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»26.01.2022г....