информационная справка «Организация воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию и ознакомлению детей с окружающим миром в ДОУ"
методическая разработка на тему

Костина Людмила Валентиновна

Справка  несен информацию о том, как организована работа по экологическому воспитанию  в рамках реализации основной общеобразовательной программы ДОУ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_dou_s.snovitsy_o_ekologicheskom_vospitanii.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная справка на тему:

«Организация воспитательно-образовательной работы  по экологическому воспитанию и ознакомлению детей с окружающим миром в МКДОУ «Детский сад №17 с.Сновицы»

Воспитание любви к природе – важная составляющая развития экологической культуры детей. Организация работы по экологическому воспитанию в нашем  ДОУ осуществляется в рамках реализации основной общеобразовательной программы ДОУ , разработанной на основе примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы», по ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой , М.А Васильевой., раздела ознакомление с природой. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой  и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание экологически развивающей среды в детском саду.

Во всех возрастных группах  у нас созданы уголки природы, которые позволяют:

  • наблюдать  и ухаживать за комнатными растениями;
  • вести  календари погоды;
  • вести дневники наблюдений;
  • рассматривать  картины и иллюстрации о природе;
  • играть в дидактические игры о природе;
  • делать поделки  из природного материала;
  • ухаживать за посадками в «огороде на подоконнике»

Содержание каждого уголка природы соответствует возрасту детей .Так в группах старшего возраста созданы условия для опытно – исследовательской деятельности детей и возможности играть и  экспериментировать:

  • со льдом, водой, снегом;
  • магнитом, стеклом, резиной;
  • с землей, глиной, песком;
  • проращивание семян

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность

В  ДОУ разработано перспективное и календарное планирование по экологическому воспитанию для всех возрастных групп, имеется достаточное количество пособий, макетов, моделей, развивающих игр, различных коллекций экологической направленности, большое количество детских работ из природного материала. В методическом  кабинете собраны и систематизированы познавательная, справочная и специальная литература, пособия.

Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования. В течении учебного года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром, проходят следующие темы: «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы» , «Деревья», «Цветы», «Ягоды», «Насекомые» и т.д

При организации занятий используются разнообразные формы их проведения с учетом возраста детей и решаемых задач.

На  занятиях  и в свободной деятельности  воспитатели  играют с детьми в различные

 подвижные игры природоведческого содержания такие как : «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса»,в ходе которых, подражая действиям, имитируя

звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

А также в дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» -  уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память.

Настольно-печатные игры «Времена года», «Чьи детки», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?», «Узнай дерево» - направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы.

Словесные игры  «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?» -закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.

А так же ежедневно на прогулке наблюдают вместе с детьми за сезонными изменениями в природе, птицами, растениями. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. 

 Осенью у нас всегда стартует акция в защиту зимующих птиц «Птичья столовая» и  продолжается в течение всей зимы. Дети с радостью подкармливают птичек.

 Перед Новым годом проходится ежегодная природоохранная акция в защиту елочек - "Зеленая елочка – живая иголочка”.

В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла, но и такие их виды, как трудовые, по художественно – продуктивной деятельности, музыкальные, развитию речи.

 В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков  на разные темы:«Вот какой урожай», «Листопад», «Зимушка- зима», «Весенняя капель». Или такой конкурс «Чудеса природы» на лучшую поделку из природного материала, «Осенние фантазии»-аппликация из сухих листьев., «Елочка красавица» и т.п.

   Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль   праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Такие праздники мы организуем при тесном взаимодействии с узкими специалистами ДОУ.

Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем  традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, размещаем стендовую информацию)

 Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Проводим выставки совместных рисунков , поделок из бросового материала, фотографий на темы «Природа нашего села», фото-коллажи  «Наши домашние питомцы», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы,(сбор природного материала) в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)

Педагоги  и родители ежегодно участвуют в районном смотре- конкурсе «Суздаль в цвету» на лучший  цветник. И наше ДОУ занимает призовые места.(имеются грамоты)

Чтобы определить пробелы в знаниях  родителей , мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

Таким образом  в результате проделанной работы есть положительные результаты:

  •  сформированы начала экологической культуры у детей;
  •  сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  •  дети учатся практическим действиям по охране природы;
  •  развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  •  у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Справку подготовила: ст.воспитатель МКДОУ д/с №17 с.Сновицы          Костина Л.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тематического контроля «Организация воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию старших дошкольников в рамках НРК»

Цель:  определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ  по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста  в рамках национально-регионального компонента....

Материалы по тематическому контролю "Организация воспитательно -образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников"

Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Консультация на тему :«Ознакомление детей с окружающим миром как одна из воспитательно-образовательных задач»

Одной из воспитательно-образовательных задач является ознакомление детей с окружающим миром, с обществом в котором они живут. Окружающий мир многообразен. Это семья, детский сад, родной город, наша Ро...

Аналитическая справка по проведению тематического контроля: «Организация воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».

Объект поверки: Все возрастные группыЦель проверки: оценка состояния процесса организации и эффективности работы коллектива по формированию основ экологической культуры дошкольников.Проверку проводил:...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по гражданско – патриотическому воспитанию с использованием инновационных технологий. Ознакомление детей с окружающим миром «Экскурсия по России»

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, её столице – Москве;закрепить знания о символике: флаге, гербе, г...