План-конспект педсовета в форме деловой игры «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Тренина Татьяна Викторовна

Предлагаю вашему вниманию разработанный план-конспект педагогического совета в форме деловой игры, на котором решаются задачи повышения знаний педагогов по разделу "Патриотическое воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx279.54 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического процесса»

Цель педсовета: закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.

Форма проведения: деловая игра с элементами практикума

Повестка педагогического совета:

  1. Актуальность темы педсовета
  2. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию
  3. Домашнее задание - воспитатели групп, специалисты 
  4. Аналитическая справка по итогам тематического контроля, роль семьи в работе по краеведению
  5.  Игра «Педагогический экспресс»

6. Решение педагогического совета

На семинаре мы с вами убедительно доказали актуальность работы по патриотическому воспитанию, разобрали, что включает в себя это понятие, отметили, что важной составляющей патриотического воспитания является проведение работы в ДОУ по краеведению. Не секрет что если у ребенка будет сформировано чувство любви к своей малой родине, то, следовательно, правильно будет сформирована и его нравственная позиция как гражданина, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед коллективом, к которому он принадлежит, а также готовность отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Есть много интересных высказываний известных людей по данной проблеме, вот лишь некоторые из них.

Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

А.Т. Твардовский «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей -пусть самой скромной и непритязательной – красотой представляет человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родной, он проходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и–в великом целом своем для всех одна».

Для правильной организации работы по патриотическому воспитанию  в ДОУ за основу берутся следующие документы:

- Конституция Российской Федерации.

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.12.2015 № 1493, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального.

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.

- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработанная для выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

При подготовке к педсовету вам дано было задание - продумать вопросы для диагностики знаний по краеведению и провести на своей группе. Пришло время заслушать педагогов о проделанной работе и полученных результатах (выступление педагогов).

Хотелось бы рассмотреть на нашем педсовете еще один вопрос – взаимодействие с родителями по вопросам патриотического воспитания. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Малыш должен знать историю своей семьи, кем были его деды и прадеды. Важно, чтобы ребёнок ими гордился. Бесполезно специально вдалбливать ему патриотические знания – от такого воспитания в лучшем случае не будет никакой пользы.

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

В ходе тематической проверки проверялась организация взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников. Результаты тематической проверки озвучит воспитатель (Ф.И.О.)

Таким образом, на основе изучения работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей, выявился факт недостаточного подключения родителей к решению данного взгляда. В основном задачи патриотического воспитания решались воспитателями в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивается зачастую лишь рамками педагогического просвещения.

Каковы же существуют формы взаимодействия с родителями? (ответы педагогов)

Традиционные и нетрадиционные. Суть и тех, и других одна – обогатить родителей педагогическими знаниями

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся: родительские собрания, конференции, “Круглые столы”, консультации и др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Наглядно-информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую по мощь семье. К ним относятся:

  • записи на магнитофон бесед с детьми,
  • видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
  • фотографии, выставки детских работ,
  • стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Какие нетрадиционные формы взаимодействия с родителями вы можете назвать?

Привлечение к подготовке утренников, написанию сценариев, участию в конкурсах.

Проведение на родительских собраниях игр с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», где можно обсудить противоположные точки зрения на проблему и многое другое.

Организация педагогической библиотеки для родителей.

Проведение досугов («День Матери», «День отца»), семейных праздников, развлечений издание семейных газет. Например, «Как мы провели выходные», «Традиции нашей семьи», встреча с интересными людьми и др.

Все формы работы - традиционные и нетрадиционные - направлены на то, чтобы наладилась связь с семьей, чтобы родители проявляли интерес к воспитанию детей, становились полноправными участниками педагогического процесса.

В начале нашего педсовета мы говорили о роли педагога в воспитании ребёнка. Сам педагог, его мировоззрение, личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – это самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.

То есть, чтобы дать ребёнку знания, сам воспитатель должен много знать и уметь, сам должен любить свою страну, свой город, свой народ, иметь огромный багаж знаний и широкую эрудицию.

Уважаемые коллеги! Хорошо ли ВЫ знаете свой город, край, страну?

Предлагаю провести мини-викторину «Педагогический экспресс» на знание родного края.  Для этого нам нужно разделиться на 2 команды.

  1. «Составь пословицу» - проводя работу с детьми, вы знакомите их с пословицами и поговорками. Я уверена, что вы их хорошо знаете, предлагаю вам собрать рассыпавшиеся пословицы (пословица представлена в виде отдельных слов, которые необходимо собрать в одну фразу):

- При солнце тепло, а при матери добро

- Нет такого дружка, как родная матушка

- На что и клад, коли в семье лад

- Не красна изба углами – красна пирогами

- Дерево ценят по плодам, а человека по делам

- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи

2. «Путешествие в прошлое» - необходимо ответить на вопросы

- Назовите старинный женский головной убор замужней женщины (Кокошник)

- Назовите мужской татаро-башкирский головной убор (Тюбетейка)

- Мужская рубаха, в которой вырез был не на груди, а сбоку (Косоворотка)

- Назовите предметы старинной кухонной утвари (ухват, чугунок, горшок, крынка)

- Название жилища у русских народов и кочевых племен (изба, юрта)

- Какой месяц носил название «студень», «бокогрей» (декабрь, март)

3. «Символы государства»

- Что означает слово «гимн»? Кто автор стихов и музыки гимна России? (Гимн - торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. Слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова)

- Что означает слово «флаг»? В каком порядке расположены цвета на Российском флаге и что обозначает каждый цвет? (Флаг – это прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нём герба или эмблемы. Красный – отвага, мужество, храбрость. Синий цвет символизировал небо, верность. Белый цвет обозначал мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Он являлся символом свободы и величия.)

4. «Наш край Южный Урал» - занимательный вопросы по краеведению

- какие растения носят «звериные» названия? (волчья ягода, медвежье ухо, заячья капуста, котовник, кошачья лапка, змеевик)

- Какое дерево в воде тонет и не гниёт? (лиственница)

- Цвет какого растения предвещает холод? (черемуха)

- Как называется место – уникальная кладовая самоцветов на Южном Урале? (Ильмены)

- Как называется уникальная технология уральских мастеров, отличающаяся рельефным выступом рисунка с сохранением полировки и матовым фоном? (Златоустовская гравюра из стали)

- Как называется самый большой пещерный комплекс, расположенный на территории Челябинской области? (Сикияз-Тамак)

- отгадайте ребус и прочитайте название полезного ископаемого:

                                                                                                         

известняк

 

IMG_0377

слюда

http://umochki.ru/images/rebusy/himiya/zhelezo.jpg

железо

https://4.bp.blogspot.com/-rpcpHi9Sm_8/WKm1tNn89jI/AAAAAAAABn0/FYB1U5GMLTMgNOd5AMzYJ-1ERnIAKfS1ACLcB/s1600/%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2582.PNG

гранит

5. «Наш город»

- назовите год образования г. Сатка (1758 г.)

- что обозначает название города?

- что изображено на гербе г. Сатка? (главные фигуры герба — три горы, аллегорически символизирующие Южноуральское Высокогорье. На территории Саткинского района находится самая высокая гора Южного Урала, Нургуш. Горы олицетворяют собой уверенность, устойчивость, нерушимость, неуязвимость)

- Что обозначает каждый цвет герба г. Сатка? (Лазоревая часть герба аллегорически передает красоту природы Саткинского района, Золото — символ величия, богатства, силы огня, энергии. Серебро — символ совершенства, благородства, чистоты, веры, мира)

Каждая команда получает фото какого-либо объекта города. Нужно описать этот объект, не называя его. А другая команда должна угадать, что изображено на фото.

Какой вывод можно сделать? Знаний всё-таки у нас с вами недостаточно, т.е. начать надо, в первую очередь, с себя – много читать, расширять свой кругозор.

Наш педсовет подходит к концу. Какие у вас будут предложения по выработке решения?

Проект решения.

1.  Продолжить работу по краеведению  дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы, методы и приемы работы по данному направлению.

3. Планировать проведение совместных мероприятий с родителями, совершенствуя формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

4. Пополнять уголки по нравственно-патриотическому воспитанию

5. Оформить электронный сборник материала по краеведению.

Литература. 

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
  4. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  5. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  6. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М.: Сфера, 2005.
  7. Кротова Т.В. «Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей»
  8. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  9. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003.
  10. «Интересные цифры и факты о Челябинской области» (краткий справочник: авторы-составители М.С. Гитис, А.П. Моисеев – Челябинск: АБРИС, 2003 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект организации и проведения организованной образовательной деятельности в средней группе по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста «Лиса и заяц

Цель: развитие творческого потенциала ребенка через использование продуктивных видов деятельности и ИКТ.Задачи:-  уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- развивать у дошкол...

Педсовет: «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Предствленный материал позволяет систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания....

Развивающая среда как условие развития творческого потенциала детей дошкольного возраста

Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей. Ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой – еще не с...

Участие в заседании форсайт-центра от 16.03.2021г. "Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей дошкольного возраста" по теме: "Развитие интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста"

Тема: «Квест-игра как технология развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»Воспитатель ДС №31 «Медвежонок» Лакеенко Елена Владимировна.Доклад на тему &l...

Доклад к педсовету "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе физкультурно - оздоровительных мероприятий в ДОУ"

В формировании двигательного творчества дошкольников большое значение имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения....