Педсовет: «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»
методическая разработка ( группа) на тему

Шумакова Галина Анатольевна

 

Предствленный материал позволяет систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_3.docx108.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Педсовет:

«Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического  процесса»

Составила:

Старший воспитатель

Шумакова Галина Анатольевна

Февраль 2016 г.

Педагогический совет №3:

«Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического  процесса»

Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задачи первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви

к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь

к родному переходит в любовь к своему

государству, к его истории, его прошлому

 и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Цель:

Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам гражданско -патриотического воспитания.
  2. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
  3. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.
  4. Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению.

Форма проведения: деловая игра «Слабое звено»

Дата проведения педсовета:    25   февраля 2016 года.

Подготовка к педсовету:

  1. Оформление информационного листа о планируемом педсовете на доске для воспитателей.
  2. Проведение  педагогами взаимопроверки «Анализ средовых условий группы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
  3. Оформление тематической выставки в методическом кабинете «Гражданско-патриотическое воспитание» (литература, опыт, методические разработки, пособия).
  4. Проведение консультации для воспитателей: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников».
  5. Проведение Фестиваля конструирования «Я люблю свой город.
  6. Проведение анкетирования родителей по теме «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка».
  7. Проведение экспресс-опроса воспитателей «Знаем ли мы права детей»
  8. Проведение тематической проверки «Организация работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».

Повестка дня:

  1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета.
  2. Вступительное слово заведующего.
  3. Актуальность темы педсовета. Организация образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях реализации ФГОС ДО и преемственности с начальной ступенью образования. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников.
  4.  Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры.
  5.  Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
  6. Итоги тематической проверки на тему: «Организация работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».
  7. Практическая часть:

- Деловая игра «Слабое звено»

- Презентация педагогических проектов по гражданско-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» в разных возрастных группах.

  1. Обзор программ, методических разработок, литературы по данной теме.
  2. Подведение итогов и вынесение решения педагогического совета.

Ход педсовета:

1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета. Подготовила и выступила старший воспитатель Шумакова Г. А.

Второй педагогический совет был посвящен поиску путей оптимизации здоровьесбережения воспитанников в рамках реализации ФГОС ДО через развитие креативного потенциала педагогических кадров.

Было вынесено решение педагогического совета, назначены ответственные и даты выполнения.

По решению педагогического совета:

-  была активизирована деятельность педагогов по выполнению режима дня, проведению оздоровительных мероприятий с детьми, по работе с родителями в данном направлении;

- составлен план систематического обновления уголков здоровья для родителей;

- для снижения заболеваемости воспитанников ОРВИ  и гриппом введены дополнительные профилактические меры: проведение регулярной чесночно-луковой ионизации воздуха, проведение С-витаминизации напитков, включение в рацион питания широкого ассортимента цитрусовых фруктов, использование при приготовлении салатов чеснока, лука репчатого и зеленого.

- для ознакомления родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада запланировано в конце учебного года проведение общего родительского собрания по теме «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья» с участием специалистов ДОУ и медицинских работников поликлиники.

Таким образом, решение предыдущего совета считать выполненным.

2. Вступительное слово заведующего ГБДОУ д/с №1 Пошехоновой О. В.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими людьми, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.

Слово предоставляется зам. зав. по УВР Наливкиной Е. А.

3. Актуальность темы педсовета: «Организация образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях реализации ФГОС ДО и преемственности с начальной ступенью образования. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников». Подготовила и выступила зам. зав. по УВР Наливкина Е. А.

Гражданско-патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

 Изменения, произошедшие в нашем обществе в последние десятилетия,  привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

 Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

 Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский говорил о том, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

 В процессе патриотического воспитания огромную роль имеет преемственность между дошкольным и начальным образованием.

 Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

 Разработка и апробация моделей содержания и организации образовательного процесса по теме «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», способствует преемственному развитию детей дошкольного и школьного возраста.

Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:

 - Конституция Российской Федерации.

 - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

 - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

 - Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

 - Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.

 - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.

 - Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

 - Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  

4. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры. Подготовила и выступила инструктор по ФК Квиткова С. В.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Поэтому проблема нравственно - патриотического воспитания детей является сегодня очень актуальной и является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом, так как  формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно- волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Особую актуальность занятия физкультурой и спортом приобрели в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию,  где говорится о необходимости  воспитания патриотов России, обладающих высокой нравственностью. И начинать это воспитание нужно с дошкольного детства.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к своему дому, к своей семье, с любви к своей малой родине, месту, где он родился. Основная цель взрослых – помочь показать детям их родной город, чтобы вызвать у них чувство восхищения, гордости и любви

 В работе по патриотическому воспитанию дошкольников очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Организация  музыкально-спортивных праздников «Масленица», «Осенняя ярмарка» и др. Знакомство детей с народными играми, играми старшего поколения.

Особое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию, одним из важнейших направлений которого  является физическое воспитание. Дать дошкольникам правильную мотивацию необходимости овладения двигательными навыками, развития физических качеств, подготовки себя к защите Родины. Это особенно важно и актуально  в настоящее время, так как  в 2010 году утверждена государственная  «Патриотическая программа граждан Российской Федерации на 2010-2015», которая  эффективно способствует пропаганде физкультуры и спорта.

Военно-патриотическое направление в воспитательной работе – это, прежде всего, подготовка к таким праздникам, как День защитников Отечества и День Побед

Интегрированные занятия «Есть такая профессия – Родину защищать», «Военные профессии», музыкально-спортивные праздники и развлечения «Аты-баты», мы готовимся в солдаты», «Будем в армии служить» и другие. С целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат и офицеров через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований организую спортивные соревнования с участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Тематические занятия «Пожарные», «Разные профессии нужны, всякие профессии важны», а также спортивно-познавательное  развлечение «Малые Олимпийские игры», не только развивая нравственно-волевые качества детей, но и воспитывая чувство гордости за российских спортсменов и, в целом, за нашу страну.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные подвижные игры. Подвижные игры способствуют воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. Велика их роль в нравственном воспитании: в процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнёров, договариваются с ними об условиях игры, требуется точное выполнение правил. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных  игр в том, что они, имея нравственную основу, учат обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре разных народов нашей  страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, живущих в нашем городе, а также на территории всей России.

Таким образом, на занятиях по физической культуре есть прекрасная возможность, сочетая различные формы работы,  воспитывать в детях патриотические чувства, развивая физические качества и укрепляя их здоровье.  

5. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Подготовила и выступила музыкальный руководитель Васнихина Е. Е.

         Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», говорил Аристотель.

            Суть нравственно-патриотического  воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

          Произведения музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

           Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.

        Следующим этапом в этом направлении является использовании музыки при ознакомлении с образом Родины.

        Для ребенка дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей – это слово «мама» - самое лучшее на свете. Все дети любят своих мам. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Например, для малышей:  « Я для милой мамочки испеку два пряничка». Данная песня стала уже классикой. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму: « Лучше всех на свете – мамочка моя».

       Чувство к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием к родной природе и нужно развивать патриотические чувства дошкольников. Потому что природные явления и объекты более понятны для музыкального восприятия ребенка. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.

        Тематические праздники (осенние, зимние, весенние) направляют внимание детей на те, или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего мира с художественными образами музыкальных произведений. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

         Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема « Защитника Отечества». Песни военной тематики легко запоминаются детям. Особенно популярны у них песни, написанные в жанре марша. Содержание таких песни созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Дети с удовольствием исполняют патриотические танцы, выполняют различные перестроения.

В теме Великой Победы мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Это песни: « Мой прадедушка», «Катюша», « Синенький платочек», « В землянке» и другие.  Дети с большим желанием участвуют в военных играх, тематических сценках, перевоплощаются в моряков, пограничников, летчиков и т.д.

          Для детей подготовительных групп предусмотрено знакомство с гимном Российской Федерации, прослушиванию музыки и текста.

          1 июня в детском саду проводится праздник – День защиты детей.  Основная цель данного праздника – приобщение детей к миру, дружбе и любви к родной природе.

        Вся работа, направленная  на патриотическое воспитание дошкольников, проходит в тесном сотрудничестве с воспитателями детского сада. Совместно с ними, через музыкальную деятельность мы решаем следующие задачи:

 - формируем у детей чувство ответственности и уважения к истории и культуре родной страны

 - воспитываем чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиги

 - формируем у детей чувство собственного достоинства, как представителей Российского государства.

     Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами всего детского сада даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.

6. Итоги тематической проверки на тему: «Организация работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников». Подготовила и выступила старший воспитатель Шумакова Г. А.

   Цель проверки: определение уровня воспитательно-образовательной  работы по организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по гражданскому воспитанию дошкольников, через внедрение в практику современных технологий обучения и воспитания (метод проектного обучения).

 Основные методы контроля:

· Оценка профессиональных умений воспитателей. (Просмотр открытых занятий, мероприятий).

·    Оценка создания условий в группах.

·    Оценка планирования работы.

·    Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непрерывной непосредственно - образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группе.

В результате проведённого контроля было установлено:  все группы детского учреждения организуют патриотическую деятельность детей в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ д/с №1 Колпинского района г. Санкт-Петербурга.

Педагоги знакомят детей с государственной символикой, изучают экспонаты, принесенные детьми, родителями для мини-музеев. Ведут альбомы «Моя семья», сделанные для каждого ребёнка.

В календарных планах отражен цикл занятий по гражданско-патриотическому воспитанию: «История герба», «Герб и флаг России», «Герб и флаг г. Санкт-Петербурга и Колпино», «Создание эмблемы своей группы», занятия по развитию речи «Семья», занятия по изобразительной деятельности «Мой город». Создание проектов различной направленности.

Во всех группах накоплен материал по ознакомлению дошкольников с городом и его достопримечательностями, людьми, которые его прославили; с настоящим и прошлым; с Россией - культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.

Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: День матери, Международный женский день, День Победы, День Отечества.

Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были по обобщению и закреплению пройденных тем. Дети знают и называют правила поведения в гостях, в общественных местах, используют в речи вежливые слова, речевые обороты, умеют вежливо обратиться с просьбой. Знают разнообразие «волшебных слов», дети  старшего дошкольного возраста в большинстве знают фамилию, имя и отчество президента Российской Федерации, некоторые называют по фамилии.

Но вместе с тем анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели недостаточно владеют информацией о разнообразии современных методов обучения дошкольников.

Рекомендации:  

  •  Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.
  •  Не забывать, что даже на итоговом (обобщающем занятии), необходимо внести небольшую по объёму информацию (новые сведения).

В группах и помещениях детского сада созданы условия по воспитанию нравственных норм, правил поведения, этики, внедрения метода проекта в воспитательно-образовательный процесс. В методическом кабинете имеется подборка детской художественной, методической литературы по данной тематике. Пополнилась картотека статей по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста журнала «Дошкольное воспитание.

 Приобретены учебно- наглядные пособия «Уроки вежливости», «Я и моя семья».

Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Во всех возрастных группах созданы условия для развёртывания сюжетно- ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы - строители».

В игровых центрах имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов из бросового материала.

Во всех возрастных группах детского сада педагоги используют дидактические плакаты.

Анализ планирования воспитательно- образовательной работы показал, что педагогами дошкольных групп разработан перспективный план работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. Воспитатели планируют мероприятия, которые включают беседы: «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить (младшие группы), «Научим Мишку здороваться», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости» (средняя группа), «Мы жители большой страны», «Человек славен трудом». Чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др.; заучивание наизустьстихотворений о Родине. Продуктивная деятельность «Наши добрые сердца», «Здравствуйте, это я», Решение проблемных ситуаций «Как бы вы поступили…», «Если я дома один» и другие.

Запланированы разнообразные игры, игры - упражнения НОД. Тематика НОД разнообразна: «Мы дружные ребята», «Как можно понять настроение человека», «Моё имя и гражданство», «Я и моя семья». Основная форма проведения НОД - беседа, рассказы педагога, детей, занятия - экскурсии, викторины, интегрированные занятия, презентации проектов «Дружная семейка», «По страницам Красной книги», «Мой город Санкт-Петербург», «Шестиногие малыши» (старшая, подготовительная группа).

В группах педагоги недостаточно уделяют внимание театральным играм (кукольный театр, фланелеграф, настольный театр).

При планировании воспитательно- образовательной работы имеются следующие недоработки:

  • Темы запланированных бесед в перспективном плане отличаются от тем в календарном плане.
  • Необходимо продумывать тему занятия, относиться к данному вопросу творчески.
  •  Рекомендации по грамотному оформлению документации.

Анализ результатов проверки по взаимодействию с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно - текстовая информация, выставка методической литературы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников, рекомендации для родителей по данной проблеме, рубрика «Читаем детям», родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников», индивидуальные консультации, беседы. Родители принимают участие в составлении семейных альбомов и газет.

На основе выше изложенного, предложено:

1.     Одобрить работу педагогов во всех группах.

2.    Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение).

3. Грамотно оформлять документацию по воспитательно- образовательной работе; НОД оформлять кратко, но указывать всё, чтобы было понятно проверяющим.

                                                                                Ответственные:

                                                                                воспитатели всех групп.

                                                                                Срок:  постоянно.

4.    Запланировать проведение семинарских занятий с родителями по теме: «Работа над проектами».

Ответственные: воспитатели всех                      

групп

                                                                 

5.     Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.

6.     Провести консультацию педагогам по созданию предметной среды в группе по нравственному развитию во время самостоятельных игр детей.

Перед педсоветом было проведено анкетирование родителей по теме «Гражданско- патриотическое воспитание ребенка».

 Родителям предлагалось анонимно ответить на такие вопросы, как:

Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

Что, по Вашему мнению, означает выражение «быть патриотом»?

Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами?

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?

Проанализировав ответы, можно с уверенностью сказать, что  большинство родителей понимают патриотическое воспитание как воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе. 18% ответивших на анкеты родителей, считают, что патриотическое воспитание – это знание и уважение культурных традиций своего народа, а также знание истории страны.

 При ответе на вопрос о возможности патриотического воспитания в детском саду, лишь 10% человек ответили отрицательно, а остальные родители считают, что не только возможно, но и нужно обязательное знакомство с фольклором, традициями, песнями, народным творчеством родной страны.  

 Быть патриотом, по мнению родителей, это значит любить свою Родину, несмотря на все трудности, жить в своей стране. 78% ответивших, считают, что быть патриотом – это преданность и верность своей стране, своему народу, а также гордость за свою страну, свою нацию.

 37% ответивших родителей считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей должна нести семья, 28% – что семье должен помогать детский сад, и еще 35% - что ответственность за патриотическое воспитание дошкольников должны нести и семья, и детский сад.

 Всего лишь 1% человек отрицательно ответили на вопрос о том, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами.

 На вопрос об ознакомлении с родословной семьи, родители отметили не только актуальность этой темы, но и необходимость изучения истории своей семьи, как части общества, возникновения своей фамилии. И всего лишь 3%  ответили, что эта тема неактуальна.

На вопрос о семейных традициях, 23% родителей затруднились ответить или ответили отрицательно. А остальные отметили, что семейные традиции, в основном, это семейные праздники, дни рождения, проведение совместного отдыха, прогулки всей семьей по выходным.

Из всего вышесказанного видно, что многие родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Воспитателям групп был предложен экспресс-опрос «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников», в котором они ответили на следующие вопросы:

Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?

Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Анализ экспресс-опроса показал: почти все воспитатели отметили, что они владеют методиками и технологиями по вопросам патриотического воспитания, но не имеют достаточных знаний о русской народной культуре и традициях, о Санкт-Петербурге.

По вопросу о создании в группах ДОУ развивающей предметно-пространственной  среды по гражданско-патриотическому воспитанию педагогами была проведена взаимопроверка, которая выявила, что предметно-пространственная среда по  патриотическому воспитанию в группах организована в соответствии с требованиями  ФГОС ДО.  В группах оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, дом, детский сад, ближайшие улицы, родной город); для детей  старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, обычаями и традициями, национальными праздниками.

Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. В своей работе педагоги используют дидактические плакаты.

Таким образом, работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов.

7. Практическая часть:

  • Деловая игра «Слабое звено»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре «Слабое звено».

Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому воспитанию, в которое вошли разделы: краеведение, история России, народно-прикладное искусство, ФГОС ДО.

Правила игры:

Игра состоит из 3 раундов. Длительность первого раунда составляет 6 минут, а каждые последующие раунды уменьшаются ровно на 1 минуту. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать как можно больше правильных ответов, а также следить за ходом игры и суметь проанализировать свою деятельность, и деятельность других участников команды, соблюдая педагогический такт. Победит тот, кто без ошибок пройдет все 3 раунда и покажет свои знания по патриотическому воспитанию на более высоком уровне.

Наша игра будет проходить с 4 командами (распределение участников игры по командам). Задача каждой команды проявить свою эрудицию и добраться до конечного раунда.

Выберите командира, и в течение 3 минут придумайте название и девиз своей команды.

Представление команд.

Представление жюри в лице заместителя заведующего по УВР.

Раунд 1

- Земля, где ты родился? (Родина.)

- Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)

- Древнее название России? (Русь.)

- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)

- Определение толкового словаря Ожогова  «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Что это? (Патриотизм.)

- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)

- Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)

- Официальная эмблема государства? (Герб.)

- Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)

- Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился но всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)

 -  В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя. (Пётр)

-  Как в соответствии с названием двух подмосковных сёл назывались первые гвардейские полки Петра I?
(Семёновский и Преображенский)

- Сын конюха, друг Петра I, ставший впоследствии генералиссимусом. (А. Меншиков)

- Что изображено на гербе Санкт-Петербурга? Что это обозначает? (два якоря: морской и речной, скипетр)

- Что украшает шпиль Петербургского Адмиралтейства? (кораблик)

- О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц?
(Ленинграда: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», обе 1942 год.)

- Что во время Великой Отечественной Войны называли «Катюшами»?
(Ракетные установки)

- Что открыли союзники во время Второй мировой войны?
(Второй тыл, второй фронт, границы, военную тайну)

- По льду какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда? (Ладожское)

- В какое море впадает река Нева? (впадает в Финский залив Балтийского  моря) 

- Из какого озера берёт начало река Нева? (из Ладожского озера)

- Назовите остров, на котором началось строительство нашего города? (на Заячьем острове)

- Назовите дату рождения нашего города? (27 мая 1703 г.)

- Начало закладки какого сооружения считается рождением нашего города? (Петропавловской крепости)

- Как назывался наш город со времён его создания? (Санкт-Петербург, Петроград – 1914, Ленинград – 1924, Санкт-Петербург – 1991)

- Как называется самый известный сад нашего города? (Летний сад)

- Какому великому русскому литератору установлен памятник в Летнем саду? (И. А. Крылов)

- Что пережили ленинградцы в течение 900 дней во время Великой Отечественной войны? (блокаду)

- Как называется первый музей России? (Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого)

- Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

- Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)

- Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель.)

- Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)

- Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)

- То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)

- Как по-другому можно назвать мелкое ручное производство? (Ремесло.)

- Как называется сырьё, которое используется для выделки коробов, корзин, посуды, для изоляции строений от сырости, для обшивки речных лодок? (Береста.)

- Назовите виды народной росписи? (Городецкая, жостовская, дымковская, хохломская, гжельская.)

- Как называется широко распространенная техника декоративно-прикладного искусства, разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, меха, соломки нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки? (Аппликация.)

- Как называется инструмент, используемый для вышивания? (пяльцы)

- Как называется самобытный вид русского народного искусства — декоративная роспись деревянных изделий? (Хохлома.)

- Что такое орнамент? (узор, построенный на ритмическом чередовании элементов)

- Перечислите разновидности русской глиняной игрушки? (Абашевская, дымковская, каргопольская, филимоновская, тульская, скопинская.)

- Как называлась слобода, где изготовляли глиняные лепные игрушки? После обжига готовые фигурки людей, зверей, птиц расписывались по белому грунту яркими красками. (Дымково.)

- Город Загорск  Московской области считается родиной русской расписной матрешки. Перечислите разновидности русской матрешки. (Загорская,  Семеновская, Полхмайданская,  Кировская.)

- Кто самый популярный герой богородской игрушки? (Медведь.)

- Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)

Итак, 1 раунд подошел к концу. Которая команда сдала свои позиции? Кто не силен в данной области? Пришло время выбрать самое слабое звено.

(Участники делают свой выбор, объясняя, почему они выбрали именно эту команду, затем сами участники анализируют свою игру).

Раунд 2

- Когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования? (1 сентября 2013г.)

- Назовите программы, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание? (Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России», Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).

- Укажите соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений? (не менее 60 и не более 40)

- Государственные требования, к психолого-педагогическим условиям воспитании и обучения детей в ДОУ, а ток же комплекс требований к педагогическим работникам? (ФГОС ДО)

- Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)

- Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это: знания или умении? (Знания.)

- Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)

- Что первично? Умения или навыки? (Умения.)

- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)

- Чем являются следующие определения:

-формирование любви к родному краю,

-воспитание чувства гордости  за своих земляков,

-умение ориентироваться в окружающей действительности? (Задачи нравственно-патриотического воспитания.)

- Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)

- Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)

- Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага России, начиная сверху? (белый, синий, красный)

- Какой документ определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДОУ? (ООП ДО).

- Сколько образовательных областей содержит в себе ООП ДО? Назовите их. (5 образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие).

- Основной документ, провозглашающий права ребенка? (Декларация прав ребёнка – ООН, 1959)

- В каком направлении развития и образования детей ставится задача: понимание на слух текстов различных жанров детской литературы? (речевом)

- В каком направлении развития и образования детей ставится задача: формирование начальных представлений  о некоторых видах спорта? (физическом)

- В какие образовательные области по ФГОС ДО вошли бывшие ранее образовательные области «Здоровье» (физическое развитие), «Безопасность» (социально-коммуникативное развитие), «Труд» (социально-коммуникативное развитие), «Музыка» (художественно-эстетическое развитие).

- В виде чего представлены требования Стандарта к результатам освоения Программы? (целевых ориентиров).

- Участие ребёнка в психолого – педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия кого? (родителей).

- Сопровождается ли освоение ООП проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников? (нет).

- Имеет ли право педагогический работник проводить оценку индивидуального развития детей? (да)

Второй раунд закончен, ответьте себе на вопрос: кто так и не адаптировался в игре из вас? Кому пора открывать литературу по дошкольному воспитанию? Пора выбрать самое слабое звено. (Анализ.)

Раунд 3

Вас осталось всего две команды, сейчас самое время выяснить, кто из вас силен в патриотическом воспитании, краеведении, методике. Я объясню правила 3-го раунда; я задам по четыре вопроса каждой команде, той команде, которая не ответит на вопрос, будет поставлен пробел в ответе, а команда, набравшая наибольшее количество правильных ответов, станет победителем нашей сегодняшней игры.

- Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник.)

- На каких документах основан ФГОС ДО? (Конвенция о правах ребенка, Закон об Образовании РФ, Конституция РФ.)

- Какие разделы должна иметь ООПДО? (Целевой, содержательный, организационный.)

- Что подразумевает под собой понятие "Инклюзивное образование"? (Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.)

- Назовите возможные ситуации применения результатов педагогической диагностики. (Для индивидуализации образования: в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития; для оптимизации работы с группой детей).

- Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)

- Какой документ включает в себя три группы требований: к структуре, к условиям реализации ООП ДО и к результатам освоения ООП ДО? (ФГОС ДО)

- Этот документ обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса. (Конвенция ООН о правах ребёнка).

– Ну, вот, наша игра завершилась. Я надеюсь, что все участники семинара уточнили и закрепили свои знания в области нравственно-патриотического воспитания.

  • Презентация творческих проектов по гражданско-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» в разных возрастных группах

 

Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.  Подготовила и выступила воспитатель подготовительной группы Черепанова Е. Ю.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для дошкольников могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.

5. Нормативные  (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

* учет интересов каждого ребенка;

* деятельность детей без принуждения;

* предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

* совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

* тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют  роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.  В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Презентация проектов «С чего начинается Родина?» педагогами:

Михайлова Е. Н. - 1 младшая группа

Колесова Н. А. - 2 младшая группа

Розанова Е. В. - Средняя группа

Смелова Л. Ф. - Старшая группа

Станиславова М. В. - Подготовительная группа

8. Обзор программ, методических разработок, литературы по теме.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.


Программы социально-нравственного развития дошкольников


Программа «Я, ты, мы» 
Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.
Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.
Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.
В программу входят следующие разделы:
•    «Уверенность  в себе»;
•    «Чувства, желания, взгляды»;
•    «Социальные навыки».
Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.
Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные...», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»
Рекомендована Министерством образования РФ


Программа «Я — человек»
Автор С. А. Козлова.
Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.
Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.
Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.  Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.
В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты, состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.
Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».
Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.


Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 
Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий.

В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре». 
Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей. Программа состоит из четырех разделов:
•    первобытные люди;
•    чудеса древнего мира;
•    путешествие со сказкой;
•    прежде и теперь.
Содержание занятий по каждому из перечисленных разделов изложено в отдельно изданном пособии, которое содержит иллюстрации, игры и несложные задания.
Программа на доступном уровне обеспечивает знакомство детей с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.


Программа «Наследие» 
Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.
Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.
Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:
•    круг событий;
•    семейный круг;
•    круг чтения.
Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы.   Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.
 

Программа  "Мы живём в России"

Авторы: Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова  

Направлена на работу по гражданско - патриотическому воспитанию с детьми 4-7 лет.

 Работа проводиться по книгам, в соответствии с возрастом. В книгах представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые беседы связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране - России, ее прошлом и настоящем. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который поможет педагогу в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические игры и т.п., а также критерии диагностики уровня знаний и навыков детей. Использование пособий призвано помочь воспитателям увлекательно и эффективно проводить работу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, отследить степень усвоения детьми знаний о родной стране.

программа «Маленький горожанин» Манкова Н. И.

Программа нацелена на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет.

Пособие для воспитателей и родителей

C:\Users\Elena\Pictures\1001752362.jpg

Автор: Алифанова Г. Т.
Год: 2008
Издание: Паритет
Страниц: 288
ISBN: 9785934372386
Автор книги - преподаватель дополнительного образования высшей категории, почетный работник общего образования РФ. Книга состоит из трех разделов: авторская программа "Первые шаги", утвержденная Комитетом по образованию Санкт-Петербурга и рекомендованная для творческого использования в дошкольных учреждениях; конспекты занятий-путешествий: практические советы по оснащению и оформлению кабинета, рекомендации по проведению экскурсий; сценарии праздников и вечеров памяти, посвященных петербургской тематике. Особое место занимает раздел "Работа с родителями". Книга адресована воспитателям детских садов, преподавателям петербурговедения, учащимся педагогических лицеев, родителям дошкольников.

.

  • система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
  • «Мой родной дом» под редакцией Т. И. ОверчукС чего начинается Родина?: Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ, Л. А. Кондрыкинская, под ред.
  • «Мир детства» г. Оренбург
  • «Росток» г. Челябинск
  • «Живой родник» г. Северск 
  • «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской

9. Подведение итогов и вынесение решения педагогического совета.

  • Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт данного направления.

Ответственные – все педагоги. Срок - постоянно

  • При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:

- продолжить проводить мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию;

- использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, а также документальные, художественно-исторические фильмы;

- приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, а также родителей воспитанников.

Ответственные – все педагоги. Срок - постоянно

  • Повышать профессиональную компетентность по проблеме

патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края.

Ответственные – все педагоги. Срок - постоянно

  • Провести анализ  календарного и перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

Ответственные – все педагоги. Срок - постоянно

  • Ежегодно проводить анкетирование родителей по гражданско-патриотическому воспитанию с целью выявления уровня  их гражданской позиции.

Ответственные – все педагоги. Срок - постоянно

  • Провести консультации для родителей: «Где побывать с ребенком», «Как провести свой досуг», «Воскресная экскурсия».

Ответственные – все педагоги. Срок - постоянно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

Консультация "Развитие нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города"...

Семинар-практикум Тема :«Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Осуществляя задачи годового плана мною был подготовлен и проведён семинар-практикум для педагогов с целью повышения уровня профессионального мастерства  в рамках реализации вариативной части...

Семинар-практикум Тема: «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек. В этой связи нам представилась возможность ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным, гео...

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...