"Всестороннее развитие нравственно - патриотического потенциала детей старшего дошкольного возраста, воспитание гражданственности через построение целостного педагогического процесса"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Система работы по теме:
“Всестороннее развитие нравственно-патриотического потенциала детей старшего дошкольного возраста, воспитание гражданственности через построение целостного педагогического процесса”
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций, социально-экономические инновации в период становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015гг.” Утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 05.10.2010г. № 795, Федеральный Закон РФ “О внесении изменений в Закон РФ “Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества” от 05.04.2013г, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи , которые направлены на “поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов” Всем известный факт: формирование личности происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желание трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина - Россия, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, станицы, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Цель моей работы- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, станице, стране. Задачи: Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, станице, стране; побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам; упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится; способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Мною разработан перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, с целью углубленного изучения истории, природы и людей, живущих в родной станице. Работу по нравственному воспитанию провожу регулярно и в системе. Большую роль отвожу созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинала работу по патриотическому воспитанию с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду стараюсь наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. В своей работе использую различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ. В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отвожу произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству. Свою систему и последовательность работы по данной теме строю по тематическим блокам: Блок – “СемьЯ”, “Я и мои друзья”, “Я и взрослые”. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей, я считаю, является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к родителям, пожилым людям, умение понимать и анализировать, проводила непосредственно-образовательную деятельность на темы: “ Моя мама- лучше всех”, “Дети и родители” , “Мамы разные нужны, мамы разные важны”, “Мой друг” и др. Блок – “Культура и традиции”. В этом блоке знакомлю детей с традициями и бытом России; знакомлю с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Использую в работе накопленный материал по краеведению (сборник Р.М.Литвиновой) и ознакомлению с народным искусством. С этой целью были проведены развлечения “Русская ярмарка”, “Масленица”, “Осенины” и т.д. Блок – “Я и Родина”. Знакомство дошкольников с родной станицей, краем, страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно добиться только систематической работой, и эта работа в основном проводится вне НОД. Одна из задач, которую ставлю перед собой при подготовке – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своей станице, подвожу их к пониманию того, что она является частичкой нашей страны, нашей России, поскольку во всех местах, больших и маленьких есть много общего. Работу по ознакомлению с Родиной провожу поэтапно. Блок – “Этих дней не смолкнет слава”. Вместе с детьми на утренники,
праздничные концерты приглашаем ветеранов Боевой Славы, солдат Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки, праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской Армии. Ежегодно ходим с детьми на возложение цветов к памятнику, погибшим во время ВОВ. Я воспитываю чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам ВОВ, вызываю желание быть похожими на сильных смелых российских воинов. Блок – “Вижу чудное раздолье…”. В этом блоке расширяю представления детей о природных ресурсах родного края, воспитываю чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стала экскурсия по улицам нашего поселка, во время которой дети имели возможность познакомиться не только с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться красивыми местами своей малой Родины. Во время прогулок дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями. Во время экскурсий мы собираем природный материал для изготовления различных поделок. Блок -“Педагогическое сопровождение семьи”. В работе с семьей опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В работе с родителями использую разнообразные формы: КВН, “Круглый стол” , семинары-практикумы, посиделки, конкурсы, выставки поделок, игровые программы. Совместно с родителями была оформлена выставка “Герб моей семьи”. Я провела родительское собрание на тему “Приобщение к истокам народной культуры через устное народное творчество”. На этом собрании прошла презентация самодельных книг, а также был проведен конкурс “Самая читающая семья” Совместно с библиотекарем ДК “Восход” Саркисовой Н.И. был проведен мастер – класс на тему “ С чего начинается Родина?” Дети узнали много интересного об истории нашего края, нашей Родины.
Наши родители принимают активное участие в жизни группы, стараются поддержать меня и своих детей в любых наших затеях. Родители постоянно показывают свою творческую индивидуальность. Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начинала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала технологию М.Ю.Новицкой, С.Ю.Афанасьевой, Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой “Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе”. На основании диагностических данных выявилось:
Начало учебного года – высокий уровень- 20 %, средний – 58%, низкий- 22% Конец учебного года – высокий уровень -46%, средний- 49%, низкий- 5% .
Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает: Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников. У детей появился интерес к истории, художественной литературе, природным богатствам родного края. Особенности представлений о родной станице, крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: рассказах, рисунках, поделках. Выросло количество участников проводимых в группе и детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к Родине. Также возрос интерес и у родителей к проводимым мероприятиям в ДОУ. Я очень надеюсь, что проводимая мною работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, станице, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет: «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»
Предствленный материал позволяет систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания....
Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем
«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...
Семинар-практикум Тема :«Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».
Осуществляя задачи годового плана мною был подготовлен и проведён семинар-практикум для педагогов с целью повышения уровня профессионального мастерства в рамках реализации вариативной части...
Семинар-практикум Тема: «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек. В этой связи нам представилась возможность ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным, гео...
Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины»
тематический контроль «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины&ra...
Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»
Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...
Развитие нравственно-патриотических качеству детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству
Формирование и развитие нравственно-патриотических качеств у детей через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству в настоящее время является как нельзя особо актуальным как в теоритиче...