Выступление в ФОРСАЙТ-Центре
материал

«Проектная деятельность: реализация новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1.        Пояснительная записка        3

2.        Цель, задачи деятельности форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)        5

3.        Порядок организации деятельности форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)        7

4.        Содержание деятельности форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)        9

5.        Механизм реализации форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)        11

6.        Состав Совета форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)        12

7.        План работы форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)        13

8.        Перспективы работы форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)        29


  1. Пояснительная записка

Актуальность инженерно-техническое направление в детском саду строиться на интегрированных принципах, объединяет элементы игры и экспериментирования, предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности. (ФГОС ДО ст.1.4. п. 7).

Современная ситуация развития образования характеризуется новыми требованиями к качеству образования всех без исключения обучающихся. В.В. Путин на заседании Совета по науке и образованию сказал: «Россия должна быть готовой конкурировать в сфере научных разработок и технологий и обеспечить себе суверенитет в этом вопросе. Речь идет не о самоизоляции, а о лидерстве в ключевых направлениях».

Современный мир ставит перед образованием определённые задачи: учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребенка - высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Федеральная целевая программа «Концепция развития образования на 2016-2020 годы» и Стратегия развития воспитания до 2025 года утвердили новое направление в развитии образования РФ, целью которого является создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечение ее соответствия с вызовом ХХI века социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Следовательно, перед руководителями различных структур встаёт вопрос: «А как это организовать?.. найти методы, средства и ресурсы для воспитания такой личности, которая была бы способна провести технологическую и техническую революцию в нашей стране и во всём цивилизованном мире».

В связи с этим, создание комплекса условий в образовательных организациях является стратегической задачей государственной программы направленной на развитие интеллектуальных, инженерно-технических способностей в ходе познавательной деятельности дошкольников.

Новизна состоит в создании механизма трансляции практического опыта, нацеленного на создание условий и развитие кадрового ресурса в вопросах внедрения современных образовательных технологий, реализации новых методов обучения и воспитания дошкольников XXI века.

Целевая аудитория: педагогический состав работников дошкольных образовательных организаций, руководители (заместители руководителей) дошкольных образовательных организаций города в вопросах обновления содержания образования, студенты ВУЗов.


  1. Цель, задачи деятельности форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)

Цель деятельности форсайт-центра: накопление новшеств и инициатив, приводящих к значительным изменениям содержания и качества дошкольного образования, объединение ресурсов системы образования по комплексу инновационных технологий, реализации новых методов обучения и воспитания, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей.

Форсайт-центр является муниципальным методическим учреждением, главными задачами которого являются:

1. Методическая помощь педагогическим работникам образовательных организаций города по овладению современными образовательными технологиями.

2. Реализация новых методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации инновационной STEAM-технологии: робототехника, технологии проектирования, логических и интеллектуальных игр.

3. Создание условий для получения педагогическими работниками образовательных организаций города теоретических и практических навыков осуществления образовательной деятельности по формированию эффективной системы развития инженерно-технических и логико-математических способностей детей посредством инновационных технологий.

4. Организация методического сопровождения индивидуальных практик педагогов, реализующих проектную деятельность; новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение воспитанниками базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

5. Организация консультирования различных категорий педагогических работников и родителей по использованию новейших достижений в области образования, оперативному овладению передовым педагогическим опытом, новаторскими методами обучения и воспитания детей навыкам управления в условиях реализации STEAM-технологии в дошкольном образовании.

6. Ознакомление педагогической общественности с результатами работы по современным образовательным технологиям, реализации новых методов обучения и воспитания через официальные сайты ОО.


  1. Порядок организации деятельности форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)

3.1. Координацию деятельности форсайт-центра осуществляет департамент образования, организационно-методическое сопровождение – МАУ г. Нижневартовска «ЦРО».

3.2. Деятельность форсайт-центра осуществляется в соответствии с Положением о форсайт-центре системы образования города Нижневартовска и настоящей Программой деятельности форсайт-центра, согласованной с департаментом образования.

3.3. Руководство деятельностью форсайт-центра осуществляет руководитель – заведующий МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка».

3.4. Для успешной реализации деятельности форсайт-центра в каждой образовательной организации созданы рабочие группы, в состав которых входят: заместители заведующего по ВМР (инновационной работе), методисты, воспитатели, и специалисты ДОУ.

3.5. Функции руководителя форсайт-центра:

  • формирует состав Совета форсайт-центра, возглавляет его работу;
  • организует деятельность Совета форсайт-центра по разработке программы деятельности форсайт-центра, утверждает программу деятельности форсайт-центра;
  • осуществляет контроль деятельности Совета форсайт-центра по реализации программы деятельности форсайт-центра;
  • организует взаимодействие на уровне департамента образования, социальных партнеров.

3.6. Функции Совета форсайт-центра:

  • определение первостепенных проблем, существующих в образовательных организациях города по направлению деятельности форсайт-центра;
  • поиск носителей положительного опыта по решению выявленных проблем из числа руководящих и педагогических работников образовательных организаций, специалистов средних профессиональных, высших учебных заведений, других учреждений и организаций-партнеров;
  • отбор эффективных форм распространения выявленного положительного опыта;
  • разработка и реализация программы деятельности форсайт-центра, плана работы по решению выявленных проблем;
  • формирование списочного состава руководящих и педагогических работников – участников мероприятий в рамках реализации программы деятельности форсайт-центра;
  • организация мероприятий по обобщению и распространению положительного опыта в управлении образовательными организациями, педагогического опыта;
  • вовлечение в проведение мероприятий руководящих и педагогических работников других образовательных организаций, специалистов средних профессиональных, высших учебных заведений, других учреждений и организаций;
  • организация мероприятий, направленных на освоение педагогическими работниками инновационных и современных образовательных технологий организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, вовлечения обучающихся в продуктивную творческую деятельность, формирования у детей и подростков профессиональных компетентностей и практических навыков в специальных областях знаний;
  • анализ реализации программы деятельности форсайт-центра.

  1. Содержание деятельности форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)

Перспективные направления деятельности форсайт-центра:

  •  подготовка и проведение семинарских и практических мероприятий для педагогов и руководителей города, реализующих практику внедрения современных инновационных технологий;
  •  организация методических консультаций по вопросам реализации современных инновационных технологий;
  •  организация деятельности по апробации инновационных педагогических технологий, методик, моделей и проектов при организации образовательного процесса;
  • информационное, методическое и консультационное сопровождение образовательного процесса для всех категорий потребителей услуг форсайт-центра;
  • формирование банка современных инновационных технологий и методик;
  •  ознакомление руководящих и педагогических работников с новинками современной науки и практики на бумажных и электронных носителях.

Форсайт-центр осуществляет свою деятельность через:

  • мастер-классы,
  • методические семинары,
  • научно-практические конференции и круглые столы,
  • методические консультации как групповые, так и индивидуальные,
  • презентацию передового опыта,
  • подготовку методических рекомендаций, буклетов,
  • педагогические гостиные,
  • подготовку опытных педагогов и специалистов для обмена опытом.

  1. Механизм реализации форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)

п/п

Название

этапа

Сроки

реализации

Название мероприятий этапов

1

Организационный

ноябрь 2018 год

  • формирование Совета форсайт-центра;
  • анализ, имеющихся ресурсов для реализации Программы;
  • определение первостепенных проблем, существующих в образовательных организациях по современным прогрессивным образовательным технологиям;
  • выявление положительного опыта в рамках реализации инноваций;
  • организация сотрудничества с образовательными организациями города, другими учреждениями и организациями-партнерами;
  • разработка и реализация программы деятельности форсайт-центра, плана работы по решению выявленных проблем.

2

Деятельностный

декабрь 2018 года

– апрель 2019 года

  • формирование и апробация механизмов взаимодействия с образовательными организациями города, другими учреждениями и организациями-партнерами;
  • апробация базового пакета документов инновационных технологий, реализация новых методов обучения и воспитания;
  • формирование и деятельность проектно-исследовательских групп в городе по различным вопросам STEAM-технологии, проектной деятельности, инженерно-технического направления шахматного образования детей дошкольного возраста;
  • реализация плана мероприятий, направленных на решение задач Программы;
  • формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых банков в ходе реализации Программы в городе.

3

Рефлексивный

Май – июнь

 2019 года

  • обобщение и анализ результатов деятельности форсайт-центра по современным инновационным технологиям в дошкольных образовательных организациях города;
  • выявление проблем, постановка новых задач, разработка новой Программы.


  1. Состав Совета форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)

Куратор форсайт-центра: Лопухова Ольга Владимировна, методист МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования».

Руководитель форсайт-центра: Осадчая Резида Тагировна, заведующий МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка».

Ответственные за деятельность форсайт-центра:

ФИО

Должность

Место работы

Борщ Светлана Николаевна

Заместитель заведующего по ВМР

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»

Абилова Наталья Юрьевна

И. о. заместителя заведующего по ВМР

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 62 «Журавушка»

Мухаметьянова Елена Юрьевна

Заместитель заведующего по инновационной работе

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 10 «Белочка»

Хоменко Ольга Валерьевна

Заместитель заведующего по ВМР

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 68 «Ромашка»


  1. План работы форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год

(базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)

Дорожная карта «Творческий инновационный центр (лаборатория) по внедрению STEAM-технологии

в дошкольном образовании»

Площадка: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»

№п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

Ожидаемые результаты

Организационное обеспечение

1

Создать рабочую группу по реализации творческого инновационного центра (лаборатории) по внедрению STEAM- технологии в дошкольном образовании.

Ноябрь

2018 г.

Педагогический совет

Заведующий

Приказ о создании рабочей группы.

2

Создать условия для внедрения «STEAM-технологии с детьми старшего дошкольного возраста»:

- документальное сопровождение внедрения технологии в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста;

- анализ, адаптация и усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды;

- изучения кадрового потенциала;

- работа с родителями.

Ноябрь

2018 г.

Заседание

Заведующий

Рабочая группа

- дополнения в локальные нормативные акты

- создана развивающая предметно-пространственная среда на 80%;

- выявлены педагоги, готовые работать в рамках реализации «STEAM-технологии»;

- охват 60% родительской общественности для сотрудничества в рамках реализации «STEAM-технологии».

3

Разработать и определить оптимальную модель организации воспитательно -образовательного процесса в рамках реализации «STEAM-технологии с детьми старшего дошкольного возраста»

декабрь

2018 г.

Круглый стол

Зам. зав. по ВМР, методист

Модель интеграции 5 образовательных областей в специфических видах детской деятельности.

5

Реализация и корректировка программы «Развитие научно-технического творчества детей старшего дошкольного возраста»

ноябрь 2018 – май 2019 г.

Образовательная деятельность

Воспитатели, педагог-психолог

- наличие апробированного содержания программы;

- структура календарно-тематического планирования;

- кейс данных по психолого-педагогическим методикам;

- увеличен показатель сформированности научно-технического творчества у детей старшего дошкольного возраста на 30%.

6

Организовать взаимодействие с ВУЗами г. Нижневартовска по практики студентов и оказанию научно-методической помощи

Январь – апрель

2019 г.

Партнёрское общение

Заведующий

Обеспечена преемственность образовательной цепочки: ДОУ-НОО-ВПО (Договор с ВУЗами)

Информационное обеспечение

1

Размещать информацию о ходе реализации программы «Развитие научно-технического творчества детей старшего дошкольного возраста» на сайте образовательного учреждения, ЦРО

ежемесячно

Фотоотчёт

Воспитатели, педагог-психолог

Функционирует постоянно пополняющая страничка официального сайта образовательной организации

2

Создать «Институт для родителей»

еженедельно

- группы в социальных сетях Viber, WhatsApp;

- практикумы

Воспитатели, педагог-психолог

- повышена компетентность родителей по развитию научно-технического творчества у детей старшего дошкольного возраста на 60%

3

Презентация деятельности «Творческого инновационного центра (лаборатории) по внедрению STEAM-технологии в дошкольном образовании»

Январь

2019 г.

Заседание РМЦ для заместителей заведующих

Рабочая группа

- распространён опыт работы на 45 дошкольных образовательных организаций

Кадровое обеспечение

1

Повышения квалификации управленческих кадров, воспитателей и специалистов ДОУ по вопросам формирования научно-технического творчества, организации исследовательской и проектной деятельности, через решение задач технической направленности

ежемесячно

- педагогические гостиные;

- самообразо-вание;

- открытые мероприятия

Рабочая группа

- повышена компетентность управленческих кадров, воспитателей и специалистов ДОУ по развитию научно-технического творчества у детей старшего дошкольного возраста на 25%

Материально-техническое обеспечение

1

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствие с реализацией программы «Развитие научно-технического творчества детей старшего дошкольного возраста»

1 раз в квартал

Анализ развивающей предметно-пространственной среды

Воспитатели

Презентация образовательных модулей

2

Укрепление материально-технической базы ДО

По запросу

Работа с поставщиками

Заведующий

Зам. зав. по ВМР

Зам. зав. по АХР

- создана развивающая предметно-пространственная среда на 95%.

Дорожная карта «Проектная деятельность: реализация новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс»

Площадка: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»

№ п/п

Мероприятия

Примерные сроки

Ответственные

Форма проведения

Ожидаемый результат

1

«Системно-деятельностный подход – основа самостоятельного успешного усвоения обучающимися видов и способов деятельности»

«Системно-деятельностный подход: ориентация на результаты образования»

Ноябрь 2018

Мухаметьянова Е.Ю.,  зам. заведующего по ВМР МАДОУ  ДС №10 «Белочка»

- Обеспечение преемственности между ФГОС ДО и ФГОС НОО;

- успешное развитие дошкольника при целенаправленном использовании современных развивающих технологий

«Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста и взрослых при реализации системно-деятельностного подхода»

Хайдарова Марьям Сабировна, педагог-психолог МАДОУ ДС №10 «Белочка»

Мастер-класс

«Создание портфолио в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов»

Старицина Вероника Михайловна, воспитатель МАДОУ ДС № 52 «Самолётик»

«Возможности ментальной арифметики для дошкольников»

Радюк Римма Александровна, воспитатель МАДОУ ДС №48 «Золотой петушок»

Презентация опыта работы

«Портфолио дошкольника  «Учусь жить безопасно»  как способ формирования интереса к здоровому, безопасному образу жизни»

Ерошкина Алена Алексеевна, зам. заведующего по ВМР МАДОУ ДС №10 «Белочка»

2

«Детское проектирование и экспериментирование как  основа системно-деятельностного подхода к образованию»

«Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Ноябрь 2018

Мухаметьянова Е.Ю., заместитель заведующего по ВМР МАДОУ  ДС №10 «Белочка»

Практикум

- организация образовательной деятельности на основе планирования совместной деятельности взрослого и ребенка;

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Сушко Елена Александровна, воспитатель МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка»

Презентация опыта работы

«Особенности детского проектирования и экспериментирования в ходе реализации НОД»

Волкова Елена Анатольевна, воспитатель МАДОУ ДС №10 «Белочка»

Мастер-класс

«Детское проектирование через реализацию проекта «Чудо-огород»

Городнова Наталья Викторовна, воспитатель МАДОУ ДС №29 «Елочка»

Мастер-класс

3

Опыт реализации модели проектной и обучающе-исследовательской деятельности в соответствии с основной общеобразовательной программой ФГОС ДО в МАДОУ ДС №10 «Белочка»

Организация интегрированного развивающего пространства с позиции возможностей формирования ключевых компетентностей дошкольников

Март

Шарыпова М.А., заместитель заведующего по ВМР

Очная презентация  РППС в группах

- изучение детского исследования и экспериментирования  – истинно детской деятельности, и активное внедрение их в практику работы ДОУ;

- обеспечение условий для построения единого образовательного пространства ДОУ на основе использования проектно-исследовательского метода, обеспечивающего успешность дошкольника-выпускника;

- повышению уровня познавательного развития и предпосылок регулятивных УУД детей;

- помощь педагогам при  включении родителей в экспериментально - исследовательскую деятельность в соответствии с познавательными интересами детей через использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия с семьями;

- помощь педагогам в организации проектно-исследовательской деятельности, имеющей своей целью эффективную подготовку к школе детей с творчески-изобразительной одаренностью

Мухаметьянова Е.Ю., заместитель заведующего по ВМР

Очная презентация  РППС и МТО экспериментальной лаборатории

Очная презентация  выставки методических материалов и разработок педагогов МАДОУ ДС №10 «Белочка по опытно-исследовательской и проектной деятельности в рамках НОД и дополнительного образования

Щетинина О.Ю.,

воспитатель МАДОУ ДС №10 «Белочка»

«Формирование начальных ключевых компетентностей дошкольников в процессе обучающего проектирования с использованием технологической карты»

(открытый показ НОД)

«Модель организации исследовательской и экспериментальной деятельности интеллектуально одаренных детей»

Самойлова Е.Л., воспитатель МАДОУ ДС №10 «Белочка»

Семейное проектирование и экспериментирование (опыт работы в рамках клубно-лабораторной школы «Мой ребенок – Почемучка» для родителей

и детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с признаками интеллектуальной одаренности) – видеопрезентация заседания; мастер-класс

Бабаева Л.М., воспитатель МАДОУ ДС №10 «Белочка»

Опыт работы с творчески одаренными детьми старшего дошкольного возраста через использование проектно-исследовательского метода в изобразительной деятельности в рамках программы «Дошколенок: по ступенькам творчества» (мастер-класс или открытый показ занятия)

4

Очный этап фестиваля «Страна Почемучек» среди обучающихся образовательных организаций в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы»

«Лучший социальный проект дошкольника»

Апрель

Мухаметьянова Е.Ю.,

заместитель заведующего по ВМР МАДОУ  ДС №10 «Белочка»

Защита проектных и исследовательских работ старших дошкольников и первоклассников

- создание предпосылок и условий для развития познавательного и творческого потенциала, эстетического воспитания обучающихся дошкольного возраста и обучающихся 1-х классов общеобразовательных организаций города Нижневартовска;

- стимулирование у обучающихся интереса к исследовательской и проектной деятельности как ведущих способов познания окружающего мира;

- содействие развитию творческой и исследовательской активности обучающихся;

- выявление и поощрение талантливых, творческих обучающихся;

- содействие развитию инноваций в образовании, распространение лучшего педагогического опыта организации исследовательской и проектной деятельности с обучающимися

«Лучший творческий проект дошкольника»

«Лучший речевой проект дошкольника»

«Лучший познавательный проект дошкольника»

 «Лучший социальный проект первоклассника – 2018»

 «Лучший творческий проект первоклассника – 2018»

 «Лучший речевой проект первоклассника – 2018»

 «Лучший познавательный проект дошкольника – 2018»

Дорожная карта «Формирование инженерно-технического мышления у детей дошкольного возраста»

на 2018–2019 учебный год

Площадка: МБДОУ города Нижневартовска детский сад №62 «Журавушка»

Мероприятие

Сроки исполнения

Ожидаемые результаты

Ответственные

Формы отчетных документов

1.

Создание творческой группы педагогов

ноябрь

Разработка стратегии развития проектной деятельности:

выработка новых нестандартных решений, подбор материальной базы проекта, информационное, методическое сопровождение процесса

Методист  

Распоряжение об утверждении творческой группы

2.

Создание и утверждение плана мероприятий

ноябрь

План-график мероприятий проекта на 2018–2019 уч. г.

Методист  

План мероприятий

3.

Создание предметно-пространственной среды:

- создание центров изобретательских задач в группах

-пополнение центров экспериментирования

- пополнение предметной среды мини-лаборатории

В течение учебного года

Обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности, развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям

Воспитатели групп

Аналитическая справка

4.

Открытие программ дополнительного образования

- «Мнемотехника»

- «Малыши играют шахматы»

ноябрь

Расширение образовательных возможностей для воспитанников ДО

Заведующий МАДОУ

Программы дополнительного образования

5.

Мастер-класс для воспитателей «Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом интеграции образовательных»

ноябрь

Повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС.

Преображенская С.Г.

Мультимедийная презентация

6.

Проведение игровых, развивающих занятий с использование палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, ТРИЗ в соответствии с возрастом детей

В течение учебного года

Приобретение воспитанниками знаний, навыков и умений, интереса к техническим наукам

Воспитатели групп

План работы воспитателей

7.

Организация шахматного турнира среди воспитанников ДОУ

Ноябрь

Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку

Воспитатели групп

Фотоотчет  

8

Презентация: «Развитие интеллектуальных  способностей старших дошкольников посредством использования развивающих игр и головоломок»

Ноябрь

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности

Шапиева А.В.

Курманова Л.Я.

Мультимедийная презентация

9

Мастер-класс «Образовательная робототехника»

(совместно с социальными партнерами)

Декабрь

Внедрение образовательной робототехники в пространстве ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

БУ «Нижневартов-ский социальный гуманитарный колледж»

Мультимедийная презентация

10

Проведение совместных интерактивных занятий  (взаимопосещение групп)

В течение учебного года

Приобретение детьми дополнительных знаний, расширение кругозора

Воспитатели групп

Фотоотчет

11

Оформление уголка для родителей «От любопытства к тяге к знаниям»

В течение учебного года

Повышение  родительской компетентности

Творческая группа

Стенд для родителей в группе

12

Проектная деятельность

В течение года

Развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников, формирование естественнонаучных знаний,  развитие самостоятельности, инициативности, умения работать в команде

Воспитатели, родители

Защита проекта,  презентация

13

Размещение информации на сайте МАДОУ

Ежеме-сячно

Информационное сопровождение процесса

Модератор сайта

Фотоотчет в интернет-пространстве

14

Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития дошкольников»

Декабрь

Способствовать развитию мелкой моторики рук, интеллектуальному и творческому развитию, тренировке воображения, памяти и мышления

Сарыева Х.В

Мультимедийная презентация

15

Презентация: «Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Декабрь

Формирование представлений о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. 

Зелинская О.М.

Мультимедийная презентация

16

Мастер-класс для педагогов «Обучение игре в шахматы старших дошкольников как средство развития познавательного интереса»

Январь

Изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию познавательного интереса и активности у старших дошкольников

Абилова Н.Ю.

Мультимедийная презентация

17

Презентация: «Развитие конструктивного математического мышления у старших дошкольников с использованием ЛЕГО-конструирования»

Январь

Формирование математических способностей и познавательной активности посредством образовательных конструктов у дошкольников

Иванова Е.С.

Мультимедийная презентация

18

Неделя науки и творчества

Февраль

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, расширение форм взаимодействия с родителями

Творческая группа

Фотоотчет, аналитическая справка

19

Неделя педагогического мастерства, проведение открытых занятий с использование ТРИЗ, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, развивающих игр Воскобовича, Лего-конструирования и т.д.

Февраль

Обмен опытом работы

Воспитатели, специалисты ДОУ

Конспекты занятий

20

Мастер-класс для педагогов «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование интерактивных игр»

Март

Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ через создание интерактивной дидактической игры для детей дошкольного возраста

Бородина Н.Е.

Мультимедийная презентация

21

Презентация: «Технология кейсов в работе с родителями»

Апрель

Создание условий для профессионального общения педагогов с родителями

Пустовитова О.К.

Мультимедийная презентация

22

Организация шахматного турнира среди всех участников образовательных отношений

Апрель

Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку

Воспитатели, дети, родители

Фотоотчет  

23

Педагогическая гостиная «Инженерия – новые возможности и достижения»

Май

Подведение итогов, обобщение приобретенного опыта

Творческая группа

Протокол собрания, формирования общего банка данных

Дорожная карта «Развитие шахматного образования в дошкольных образовательных организациях»

Площадка: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №68 «Ромашка»

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Результат

  1. Организационно-подготовительный этап

1.1.

Издание организационно-распорядительных документов о создании рабочей группы Форсайт центра по направлению «Развитие шахматного образования в дошкольных образовательных организациях», положения о работе Форсайт центра

2018 год

Заведующий ДОУ Т.Н. Градюк

Наличие локальных организационно-распорядительных документов  

1.2.

Разработка проекта  по теме «Шахматы в детском саду – эффективная модель развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста», программы деятельности по реализации проекта

2018 год

Зам. зав. по ВМР

Хоменко О.В.,

Рабочая группа

Наличие плана действий по реализации направления «Развитие шахматного образования в дошкольных образовательных учреждениях города»

1.3.

Заключение договоров о сотрудничестве, составление планов совместной деятельности с социальными партнерами:

городским Шахматным центром, школа №12, гимназия №2, школа №22 https://vk.com/chessnv 

2018 год

зам. зав. по ВМР Хоменко О.В.

Обеспечение преемственности в работе по развитию шахматного образования   дошкольных учреждений и социальными партнерами  

1.4.

Совершенствование материальной базы ДОУ по развитию шахматного образования. Приобретение интерактивных образовательных ресурсов по обучению детей игре в шахматы.  

2018-2019 год

Заведующий ДОУ Т.Н. Градюк

Укрепление материально-технической базы  по развитию  шахматного образования

1.5.

Приобретение программно-методического комплекта «Феникс» (шахматы для дошкольников), отвечающего требованиям ФГОС ДО

2018-2019 год

Заведующий ДОУ Т.Н. Градюк

Наличие программно-методического обеспечения по развитию шахматного образования, отвечающего требованиям ФГОС ДО

1.6.

Создание и ведение страницы  о деятельности форсайт центра по направлению «Развитие шахматного образования» на официальном сайте ДОУ

2018-2019 год

Ответственный за ведение сайта в ДОУ

Герлиц Е.Л.

Создание  и ведение вкладки  на сайте ДОУ «Шахматное образование»

Обеспечение открытости внедрения шахматного образования

1.7.

Создание и ведение электронной газеты для родителей «Шахматное  обозрение»

2019г.

Зам. зав. по ВМР

Хоменко О.В.,

Рабочая группа

Создание единого образовательного  пространства  ДОУ и семей воспитанников по шахматному образованию дошкольников

2 Этап педагогического  проектирования

2.1.

Разработка перспективного плана по обучению детей первоначальным умениям игры в шахматы на основе парциальной программы «Феникс»

2018 год

Рабочая группа

Включение  в образовательную программу ДОУ содержания  работы по шахматному образованию  в часть, формируемой  участниками образовательных отношений (внутрисадовый компонент)

2.2.

Составление опросников для педагогов и родителей по выявлению уровня владения умения игры в шахматы, роли шахматной игры в развитии дошкольников.

2018 год

Рабочая группа

Оценка степени владения умения игры в шахматы

2.3.

Составление плана взаимодействия с родительской общественностью с использованием современных активных форм в рамках работы шахматной игротеки для детей и родителей «Уроки шахматного сыщика»

2018 год

Рабочая группа

Создание единого образовательного  пространства  семей воспитанников по шахматному образованию дошкольников

2.4.

Составление плана обучающих семинаров «Шахматный всеобуч»  по обучению педагогов игре в шахматы,  технологиям  обучения дошкольников игре в шахматы

2018 год

Рабочая группа

Создание постоянно действующего педагогического сообщества  «Шахматный всеобуч»

2.5.

Разработка сценариев организации и проведения олимпиады для дошкольников,  фестиваля-конкурса  «Юный шахматист»

2018 год

Рабочая группа

Наличие методического обеспечения

3 этап. Организация и проведение мероприятий

3.1.

Организация и проведение обучающих семинаров «Шахматный всеобуч»  по обучению педагогов игре в шахматы,  технологиям  обучения дошкольников игре в шахматы с привлечением социальных партнеров

2019 год

Зам. зав. по ВМР,

Рабочая группа

Рост профессионального мастерства педагогов по умению играть в шахматы  

3.2.

Организация круглых столов, мастер-классов по обучению педагогов методике обучения дошкольников игре в шахматы, в том числе с использованием интерактивных образовательных ресурсов (обмен опыта педагогов дошкольных образовательных учреждений)

2019 год

Зам. зав. по ВМР,

рабочая группа форсайт-центра, педагоги дошкольных образовательных учреждений города

Оказание методической, консультационной поддержки образовательным организациям по вопросу развития шахматного образования

Рост профессионального мастерства педагогов   по владению методиками обучения дошкольников игре в шахматы

3.3.

Регистрация и участие в работе в профессиональной ассоциации  по шахматам в формате клуба сетевого сообщества  «Школлеги»

2019 год.

Зам. зав. по ВМР, педагоги ДОУ

Обеспечение сетевого взаимодействия по представлению опыта работы  по развитию шахматного образования  

3.4.

Создание   банка идей (методической копилки из опыта и практики) по шахматному образованию для педагогов, в  том числе в электронном формате.

2019 год

Зам. зав. по ВМР,

Рабочая группа

Создание сборника методических материалов по шахматному образованию

3.5.

Реализация в рамках образовательной программы

перспективного плана по обучению детей первоначальным умениям игры в шахматы на основе парциальной программы «Феникс»

2019 год

Зам. зав. по ВМР, воспитатели групп старшего возраста

Дети проявляют устойчивый интерес к игре в шахматы;

у детей  сформированы  умения приемов игры в шахматы;

будет обеспечена положительная динамика сформированности интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста

3.6.

Организация работы  игротеки для детей и родителей «Уроки шахматного сыщика»

2019 год

Руководитель игротеки

Популяризация шахматного образования среди детей и родителей, вовлечение родителей в совместные мероприятия

3.7.

Организация выставок творческих работ  «Шахматная страна»

(рисунки, поделки на шахматную тему)

2019 год

Зам. зав. по ВМР, воспитатели групп старшего возраста

Популяризация шахматного образования среди детей и родителей, вовлечение родителей в совместные мероприятия

3.8.

Организация соревнований по шахматам среди воспитанников дошкольных образовательных организаций – Фестиваль «Юный шахматист»

2019 год

Зам. зав. по ВМР,

Рабочая группа

Популяризация шахмат среди детей, выявление одаренных детей

3.9.

Организация и проведение  олимпиады по шахматам  «Шахматная задача»

2019 год

Зам. зав. по ВМР,

Рабочая группа

Популяризация шахмат среди детей, выявление одаренных детей

3.10.

Организация и проведение соревнований по шахматам среди педагогов

2019 год

Зам. зав. по ВМР,

Рабочая группа

Рост профессионального мастерства педагогов

3.11.

Участие в региональной конференции «Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования Югры»

2019 г.

Зам. зав. по ВМР,

Рабочая группа

Рост профессионального мастерства педагогов

4 Аналитический этап (рефлексивный)

4.1.

Проведение мониторинга оценки качества шахматного образования  воспитанников

2019 г.

Зам. зав. по ВМР, воспитатели групп старшего возраста

Аналитическая справка

4.2.

Проведение мониторинга уровня подготовки педагогов по шахматному образованию

2019 г.

Зам. зав. по ВМР,

Рабочая группа

Аналитическая справка

4.3.

Оценка степени удовлетворенности родителей степенью вовлеченности в  совместные мероприятия по развитию шахматного образования

2019 г.

Зам. зав. по ВМР,

Рабочая группа

Аналитическая справка

4.4.

Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами, теоретическое осмысление полученных результатов с выходом на перспективу дальнейшей работы

2019 г.

Зам. зав. по ВМР,

Рабочая группа

Аналитическая справка, публичный доклад

4.5.

Обобщение и распространение   опыта по развитию шахматного образования

2019 г.

Зам. зав. по ВМР,

Рабочая группа

Представление опыта работы  по развитию шахматного образования  


  1. Перспективы работы форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)

1.        Пополнение информационного банка данных инновационных технологий по результатам реализации программы.

2.        Предоставление программы на конкурс регионального и федерального уровней.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни - выступление на заседание форсайт - центра

Мастер-класс по Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни, выступление на заседание форсайт-центра, памятка....

Выступления на форсайт-центрах. Публикации в СМИ

Форсайт — это одна из социальных технологий групповой работы. В ходе форсайта участники пытаются выяснить, каким будет будущее, делают свои предположения и определяют, к...

городское выступление на форсайт - центре «Успех каждого ребенка» по теме «Предметно – пространственная среда в ДОО как фактор развития финансово – экономической грамотности дошкольников»

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон  включается всё больше слов финансовой среды.Человек, который уверен в своем будущем, чу...

Выступление на форсайт центре

Выступление на форсайт центре...

Выступление на форсайт-центре

Выступление на форсайт-центре – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании; в развитии конкретного педагога, воспитателя, в самосоверш...

Выступление на форсайт-центре

Выступление на форсайт-центре – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании; в развитии конкретного педагога, воспитателя, в самосовершенств...