протокол заседания и выступления на форсайт-центра по теме "Новые формы и содержания в развитии музыкальных способностей детей, по средствам Духовно-нравственного воспитания"
учебно-методический материал

Куликова Инна Михайловна

мой опыт "Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни

Музыкальная народная культура

является тем чистым источником,

из которого подрастающее поколение,

взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим

будущее.

Музыка  - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития.

         С древности движения с пением, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящее здоровье физическое и духовное. Хороводные игры с пением инсценировали, развивали у детей творческие музыкальные способности, сценическую деятельность. 

         А. Н. Серов, музыкант и критик 19 века, считал, что приобщая  детей к русским народным песням, происходит не только развитие личности ребенка, его музыкальных, творческих способностей, но и воспитание народной мудрости, складывающейся столетьями.

М. И. Глинка использовал русский музыкальный фольклор для обогащения музыкальных произведений родными, русскими интонациями песен, закличек, музыкальных игр и хороводов, чтобы простой русский народ слушал, пел, развивался своей музыкой, своей музыкальной культурой.

Большой вклад в педагогическую пропаганду детского фольклора внесли Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко. Они собирали жанры колыбельных, крестьянских песен; пестушки, потешки, прибаутки обрабатывали и систематизировали их в сборники  народного музыкального фольклора.        

Тема для выступления можно считать актуальной.  Песенный фольклор имеет большую воспитательную ценность для духовного развития ребенка, его музыкальных, творческих способностей, общей и музыкальной  культуры.

Цель : Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни

Задачи:

1. Изучить песенный фольклор как средство вокальных способностей у дошкольников

2.     Охарактеризовать виды песенного фольклора способствующих развитию музыкальных  способностей

3.     Изучить методику использования музыкального народного фольклора в старшем дошкольном возрасте

4.     Разработать методические рекомендации воспитателям по применению народного фольклора в педагогической деятельности

           Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, девицы-красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягодку земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой.. Несмотря на то, что в песнях есть незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова: коромысел, грать,  сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.

            Песни детских фольклорных жанров складываются из простейших, небольших по объему ритмомелодических интонаций. Небольшой объем попевок соответствует не только более древним ладам народной музыки, но и традиционному объему музыкальной памяти.

          Детские фольклорные песенки – это не столько произведения для исполнения и слушания, сколько игровые модели, на основе которых может развернуться увлекательная игра. Проигрывание детьми прибауток, потешек, песенок полезно как для развития их воображения и эмоциональной отзывчивости, формирования навыков невербальной коммуникации, так и для координационного – двигательного развития в целом.

Колыбельные песни - в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока.

Пестушки - это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят.

Частушки – это короткая, из двух или четырех строчек, песенка. Обычно на одну мелодию поется несколько частушек, следующих одна за другой. Недаром слово «частушка» произошло от слова часто. Частушки бывают шутливые, веселые, озорные. Их исполнение, как правило, сопровождается ритмичным притопыванием, перестуками каблуков, звонкими выкриками. Но бывают и лирические, задушевные частушки. Их называют страданиями. В старые времена молодежь часто собиралась на посиделки, зимой – в чьей либо  избе, а летом – на околице, завалинке

Прибаутки - песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке - золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке - рябее; о зайчике - коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет, движение - основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток, колокольным звоном: «Тили - бом, Тили – бом».

          В свою очередь музыкальный фольклор, затрагивая эмоционально-чувствительную сферу, делает занятия более яркими, образными, интересными. Вот почему необходимо обращаться к текстам народных сказок, тех, что живут тысячалетия, «доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы…воспитывают любовь к родной земле» уже потому, что это творчество народа (В. А. Сухомлинский).

Таким образом, рассматривая и изучая теоретические аспекты музыкального народного фольклора, можно сделать вывод, что народный музыкальный фольклор явление синкретическое, состоящие из музыки, пения, движения «игры на детских музыкальных инструментах, связанные с народной тематикой (потешками, прибаутками, пестушками, подговорками, частушками, детскими фольклорными песенками, музыкальными хороводными играми).

Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, развивать у детей навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности, их музыкальных способностей, без которых невозможна творческая активность, самостоятельность  применения этих знаний в различных формах народного фольклора.

Фольклорные песни позволяют применять такой прием, как пение без сопровождения, что дает возможность детям вычленять слухом и свой голос, и голоса товарищей и верно подстраиваться в общее звучание. Детская народная песня обычно имеет очень простой музыкальный строй и почти не требует сопровождения инструмента. Мелодии этих песен быстро запоминаются и легко воспроизводятся, позволяя сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную песню ребенок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ценностей. 

Русская песня и слово хорошо вписываются в любой детский утренник. В праздничные концерты к  Дню защитника Отечества («Солдатушки, бравы ребятушки», «Если хочешь быть военным» ); Масленица («Ой, блины, блины», «А мы Масленицу провожали»); 8 марта  ( различные  Частушки, «Ой, вставала я ранешенько»), к 9 мая включаем в программу русские народные песни «Во деревне было в Ольховке», «Ехал казак…». Сколько радостных эмоций вызывают эти номера – зрители подпевают, скандируют, кричат «Браво!».

Основываясь на своем опыте, можем сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими им и любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.  

Рекомендую воспитателям чаще применять инсценирование таких песен, потешек, закличек, дразнилок  «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранешенько» А песни, построенные на одном, двух звуках, использовать как упражнение для развития музыкальных способностей у детей. В этих попевках воспевают природу родного края, доброе отношение к нему, что также решает воспитательную задачу -экологическую. В этих попевках - понимание природы, единство человека с солнцем и ветром, лесом и полем.

Таким образом, используя русский народный фольклор в своей работе с детьми, добились следующих результатов: дети исполняют произведения напевно, чистым, протяжным голосом, владеют различными средствами выразительности голоса, у детей развивается ритмический слух, гибкость голосового диапазона, артикуляционная моторика. Все это позволяет оптимизировать эмоциональное состояние детей, развивает их коммуникативные качества и творческие возможности, повышает самооценку, развивает эмпатические чувства.         

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» - отмечал  Д.С. Лихачев.

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни Подготовила: Музыкальный руководитель МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка» Куликова Инна Михайловна

Слайд 2

Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее.

Слайд 3

Музыка - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития.

Слайд 4

Песенный фольклор имеет большую воспитательную ценность для духовного развития ребенка, его музыкальных, творческих способностей, общей и музыкальной культуры. Цель : Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни

Слайд 5

Задачи: 1. Изучить песенный фольклор как средство вокальных способностей у дошкольников 2. Охарактеризовать виды песенного фольклора способствующих развитию музыкальных способностей 3. Изучить методику использования музыкального народного фольклора в старшем дошкольном возрасте 4. Разработать методические рекомендации воспитателям по применению народного фольклора в педагогической деятельности

Слайд 6

Детские песни фольклорного жанра: Потешки Колыбельные песни Пестушки Частушки Прибаутки

Слайд 7

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» - отмечал Д.С. Лихачев.

Слайд 8

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие музыкальных способностей детей по средствам взаимопроникновения разных видов искусств

Формирование музыкально-художественного вкуса у детей дошкольного возраста...

«Музыкально-дидактические игры — средство развития музыкальных способностей детей»

Игры способствуют не только развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, но и воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих...

Развитие музыкальных способностей детей средствами музыкально-дидактических игр

Консультация полезна для воспитателей и музыкальных руководителей....

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Музыкально-обрядовые традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников - план по самообразованию

Разработан план самообразованию по теме "Музыкально-обрядовые традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" на год....

Выступление на тему: «Пропедевтика раннего развития музыкальных способностей детей от 1 года до 4 лет с помощью игрового пособия «Музыкальные классики»»

Цель: познакомить участников семинара игровым приёмам светозвукового комплекса «Музыкальные классики». Задачи:формировать у детей раннего возраста музыкальные способности в доступной ...