Музыкально-обрядовые традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников - план по самообразованию
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Куликова Инна Михайловна

Разработан план самообразованию по теме "Музыкально-обрядовые традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" на год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx33.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-обрядовые традиции как средство

духовно-нравственного воспитания дошкольников

Утрата народом своего искусства,

своих художественных ценностей

– это национальная трагедия и угроза

самому существованию нации.

Модест Петрович Мусоргский

В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить научные основы и особенности музыкально-обрядовых традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников;

2. Проанализировать имеющиеся музыкально-обрядовые традиции, направленные на поставленную цель исследования;

3. Разработать сценарии проведения музыкально-обрядовых праздников с учетом возрастных особенностей дошкольников и актуальных задач  их духовно-нравственного воспитания;

4.Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности проведения музыкально-обрядовых праздников, способствующих      духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Методы:

Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов:

  • теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы,
  • анализ существующего педагогического опыта,
  • анализ собственной педагогической деятельности,
  • беседы,
  • наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный), словесный и практический,
  • моделирование игровых ситуаций.

Учебно-тематический план типовых и комплексных занятий по обучению  детей песенному фольклору (песни, частушки, потешки), (старшая группа)

Тема занятия

Содержание

Время проведения

1

«Петушок и Баба Яга»

Исполнение русских народных песен, закличек, частушек, танцев. Проговаривание скороговорок, рассказывание потешек, небылиц. Проведение русской народной игры «Бабка Ежка»

Сентябрь

Одно занятие

30 минут

2

«Баю-баю-баю-бай, поскорее засыпай!»

Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен и приговорок

Октябрь

Одно занятие

30 минут

3

«Песня — душа народа»

Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле березонька стояла»

Ноябрь

Одно занятие

30 минут

4

Лирическая песня

Рассказ о том, что такое лирическая песня Исполнение песен, танцев

Декабрь

Одно занятие

30 минут

5

Хороводная песня

Знакомство с видами хороводной песни. Исполнение песен, хороводов. Разучивание хоровода «Мак-маковочек»

Январь

Одно занятие

30 минут

6

Плясовая песня

Знакомство с плясовой песней. Исполнение частушек, песен, плясок

Февраль

Одно занятие

30 минут

7

«Без частушек прожить можно, да чего-то не живут»

Занятие   первое. Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. Исполнение современных частушек Занятие   второе. Знакомство с частушками, исполняемыми в разных регионах России

Март

Одно занятие

30 минут

8

«Маша и медведь»

Использование на занятии сюжета одноименной русской народной сказки. Исполнение русских народных песен «Во поле березонька стояла», «Куда летишь, кукушечка?», хороводной «Как пошли наши подружки», частушек. Чтение потешек. Проведение русской народной игры «Ворон»

Март

Одно занятие

30 минут

9

«По полю»

Инсценировка русской народной песни «По полю»

Подыгрывание мелодии на детских музыкальных инструментах

Знакомство с русскими народными инструментами (круговая трещётка, коробочка).

Апрель

Одно занятие

30 минут

10.

 Колыбельная песенка

Знакомство детей с новыми колыбельными песнями

Исполнение уже знакомых колыбельных песен

Май

Одно занятие

30 минут

Учебно-тематический план типовых и комплексных занятий по обучению детей песенному фольклору (песни, частушки, потешки), (подготовительная к школе группа)

Тема занятия

Содержание

Время проведения

1

«Веселые музыканты»

Знакомство с шумовыми инструментами

Сентябрь

Одно занятие 35 минут

2

«Теремок»

Разыгрывание   представления   по мотивам русской народной сказки «Теремок». Исполнение русской народной песни. Проведение русской народной игры «Заинька»

Октябрь

Одно занятие

35 минут

3

«Колыбельная песенка»

Знакомство детей с новыми колыбельными песнями. Исполнение детьми уже знакомых колыбельных

Ноябрь

Одно занятие

35 минут

4

«Козлик и дудочка»

Знакомство с музыкальным инструментом — дудочкой. Использование на занятиях мотивов русских народных сказок, чтение потешек. Исполнение русских народных песен «Как у нас-то козел», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси вы, гуси», «Курочка-рябушка»

Декабрь

Одно занятие

35 минут

5

«Гусли звончатые»

Знакомство русскими народными инструментами. Разучивание русской народной мелодии «Тимоня»

Январь

Одно занятие

35 минут

6

Плясовая песня

Знакомство с плясовой песней. Исполнение частушек, песен, плясок

Февраль

Одно занятие

35 минут

7

«Без частушек прожить можно, да чего-то не живут»

Занятие   первое. Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. Исполнение современных частушек Занятие   второе. Знакомство с частушками, исполняемыми в разных регионах России

Март

Одно занятие

35 минут

8

«Маша и медведь»

Использование на занятии сюжета одноименной русской народной сказки. Исполнение русских народных песен «Матрёшка», частушек. Чтение потешек. Проведение русской народной игры «В тёмном лесе»

Март

Одно занятие

35 минут

9

«По полю»

Инсценировка русской народной песни «По полю»

Подыгрывание мелодии на детских музыкальных инструментах

Знакомство с русскими народными инструментами (круговая трещётка, коробочка).

Апрель

Одно занятие

35 минут

10.

 Колыбельная песенка

Знакомство детей с новыми колыбельными песнями

Исполнение уже знакомых колыбельных песен

Май

Одно занятие

35 минут

11.

Дудочка

Знакомство с русским народным инструментом (свирель).

Май

Одно занятие 35 минут

Конспекты тематических занятий

№ конспекта

Тема занятия

Содержание

Возрастная группа

Время проведения

1

Зимние

Святки

Рассказ о праздниках,  которые  отмечают  в   период зимних Святок (Рождество, Новый год)

Ст.гр

1 занятие

январь

30 минут

2

Знакомство

детей с рождественскими колядками и новогодними

песнями

Рассказ о рождественских песнях-колядках. Проведение русской народной игры «Скакалка». Рассказ об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.  Пение колядки. Проведение русской народной игры «Прялица». Рассказ о новогодних песнях — «Авсенях»

Ст.гр

Под.гр

1 занятие

30 минут

январь

1 занятие

35 минут

3

«Пришла

Коляда —

отворяй

ворота!»

«Рождество»

Разыгрывание сценок колядования. Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник»

Праздник

Ст.гр

Ст. и под.гр

1 занятие

январь

30 минут

30-40 минут

4

        

Масленица

Рассказ   о   Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» и «Гори, гори ясно»

Старшая

1 занятие

февраль

30 минут

5

Знакомство

детей с масленичными песнями

«Веселая масленица»

Рассказ о праздновании первых двух дней Масленицы и пение песен, исполняемых в эти дни. Проведение русских народных игр «Водить козла» и «Летят — не летят». Рассказ о праздновании остальных дней Масленицы. Знакомство детей с песнями, которые пели в эти дни.

Проведение русской народной игры «Горелки»

Праздник

Под.гр.

Ст. и под.гр.

1 занятие

февраль

35 минут

30-40 минут

6

«Алексей —

с гор

потоки»

«Весенний хоровод»

Рассказ о народном празднике «Алексей — с гор потоки». Проведение русских народных игр «Кораблики», «Родничок», «Гуськи» и «Ручеек». Рассказывание докучных сказок, дразнилок, загадывание загадок и т.п.

Праздник

Ст.гр.

Ст. под.гр.

1 занятие

март

30 минут

30-40 минут

7

Вербное воскресенье

Посещение «избы». Рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья  и о вербе.  Проведение русских народных игр «Ерыкалшце», «Верба-вербочка», «Заря-заряница». Представление   кукольного   театра «Петрушка и солдат». Исполнение песни «Солнышко»

Ст.гр.

1 занятие

апрель

30 минут

8

Пасха

«Со светлой Пасхой»

Рассказ о праздновании Пасхи Проведение русских народных игр «Верба-вербочка»,    «Солнышко-вед-рышко». Знакомство с пасхальными песнями.

Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего   дня   пасхальной   недели — Красной горки  Проведение русских народных игр с яйцами и «Прялица»

Праздник

Ст.гр.

Ст. под.гр.

1 занятие

апрель

30 минут

30-40 минут

9

Ляльник

Рассказ о   народном празднике Лялин день. Инсценировка сказки о Ляле. Исполнение русских народных песен «Ой ты, Груня, ты Груняша», «Ты заря ль»

«Как по морю, морю синему». Проведение русской народной игры «Ляля»

Старшая

1 занятие

май

30 минут

10

Троица

Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «кумления» и «проводов русалок». Проведение русских народных игр «Венок» и «В кресты», хоровода «Во поле березонька стояла». Исполнение песни «Березынька»

Ст.гр.

Под.гр.

1 занятие

июнь

30 минут

1 занятие

35 минут

11

Успение

Рассказ о праздниках Медовый Спас, Яблочный Спас,

Ореховый Спас, Успение. Знакомство детей с народными приметами, обычаями и обрядами, связанными

с этими праздниками. Проведение русской народной игры «Кто

с нами?»

Ст.гр.

Под.гр.

1 занятие

август

30 минут

1 занятие

35 минут

12

Семенов

день

Рассказ о празднике Семенов день, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Проведение русской народной игры «Муха». Исполнение детьми песни «Комарочек»

Ст.гр.

Под.гр.

1 занятие

сентябрь

30 минут

1 занятие

35 минут

13

Покров

«Осенняя ярмарка»

Рассказ о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение песни «Я по рыночку ходила»

Праздник

Ст.гр.

Под.гр.

Ст. под.гр.

1 занятие

октябрь

30 минут

1 занятие

35 минут

30-40 минут

14

«Кузьминки — поздняя осень»

Рассказ о народных приметах и об обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна Разыгрывание содержания песен «Во кузнице», «Чики-чикалочки», «Ай, тари, тари, тари». Исполнение плясок, загадывание загадок

Ст.гр.

1 занятие

ноябрь

30 минут

15

Кузьма-Демьян

Рассказ   о   празднике Кузьма-Демьян, об обычаях, обрядах и о народных наблюдениях, связанных с этим праздником Проведение русских народных игр «Кузнецы», «Подушечка»

Старшая,

Подготовительная к школе

1 занятие

30 минут

ноябрь

1 занятие

35 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Семейные традиции, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Семейные традиции оказывают серьёзное влияние на особенности домашнего воспитания. Являются символом чего-то вечного, дают ощущение близости и сплочённости всех членов семьи....

Статья информация об опыте "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Информация об опыте.Условия возникновения и становления опыта.Одной из глобальных проблем, связанных с сохранением российского народа, российской государственности и восстановлением ценностей традицио...

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Цель нашей работы в этом направлении: способствовать формированию уважения к членам  своей семьи, чувство гордости за традиции своей семьи, желание продолжать традиции и активно в них участвовать...

Консультация для родителей "Семейные традиции, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)...