Русские народные традиции как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников среднего возраста
материал (средняя группа)

Егорова Наталья Николаевна

Формировать у детей способность к духовному развитию 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские народные традиции как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников среднего возраста. Подготовила Воспитатель МБДОУ Выездновский детский сад №1 Егорова Н.Н .

Слайд 2

Актуальность проблемы Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности . Актуальность

Слайд 3

Цели: в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка .

Слайд 4

Задачи: – формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; – воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру; – воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций; – развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; – развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

Слайд 5

Духовно нравственное – воспитание, через театрализованную деятельность.

Слайд 6

Духовно- нравственное воспитание, через мини- музеи .

Слайд 7

Духовно – нравственное воспитание, через народные подвижные игры.

Слайд 8

Духовно – нравственно воспитание, через народные праздники.

Слайд 9

Взаимодействие с родителями

Слайд 10

Взаимодействие с социумом

Слайд 11

Приобщение к сельскохозяйственному труду.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Русские народные традиции как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников среднего возраста.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка. Основным фактором духовно-нравственного воспитания в детском саду является его интеграция в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и методики дошкольного образования.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, формулируются задачи:

– формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

– воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

– воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;

– развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

– развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

В нашей группе, начиная с раннего возраста, духовно- нравственное воспитание осуществляется через внедрение русских народных традиций. Они обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.

Утро в нашей группе начинается с чтения русских народных сказок. Они на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них переданы черты русского народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера, как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. После прочтения, каждая сказка обсуждается и анализируется.

В нашей группе очень активно используется элементы театрализованной игры. Она позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

У нас в группе  организован мини – музей «Буренушка». Здесь дети знакомятся ближе с домашним животным коровой и ее семьей. Формируется представление, о там, какую пользу приносим нам это животное. Воспитывается бережное отношение к животному и людям, которые ухаживают за ними. В музее есть картотеки с народными загадками, потешками, стихами о корове, которые читаются детям разучиваются. С помощью всего этого, дети узнают, что корова в старину была основной кормилицей в семье. В этом году у нас прошел конкурс на лучший мини-музей в группе. Мы заняли второе место.

С раннего возраста, с детьми разучивались народные подвижные игры «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка», «Гуси - гуси»; групповые игры-состязания – перетягивание каната, и т.д. Наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется». Сейчас, в среднем дошкольном возрасте, дети могут играть в подвижные игры самостоятельно, не прибегая к помощи воспитателя. Игры не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма, способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

В нашем садике есть традиция, отмечать народные праздники, где ребята в игровой, непринужденной обстановке узнают много об обрядах и традициях своего народа. Во все времена  и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям духовного наследия.

Наши дети  участвуют в таких народных праздниках, как «Святки», «Масленица», «Пасха», "Троица", которые  оставляют у детей массу положительных и ярких впечатлений.

Ребята узнали много нового об истории возникновении народных праздников, традициях и праздновании. Они познакомились с национальными костюмами и сами стали героями того времени, обряжаясь в русские народные сарафаны и рубахи. Разыгрывали традиционные праздничные игры и исполняли песни.

Так,  например, на празднике «Пасха»  познакомили детей с такими играми, как  катание крашенок, «Кто-петушок, кто-курочка», «Поиск пасхальных яиц», «Воротца» и т.д.

 Очень любим нами праздник Масленица, где  устраиваются  гуляния с блинами, поются песни «Ай да Масленица», проводятся игры: «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле», «Гори-гори-ясно». В праздниках принимают участие и родители.

Детский сад, очень активно взаимодействует с социумом, каждый месяц к нам приезжает театр.  Через спектакли , дети, тоже знакомятся с русской народной культурой, с народными традициями, формируются установки о манерах хорошего поведения, о добре.

Так как дети проживают в сельской местности, мы с ними  выращивает рассаду цветов, лук, цветы в дальнейшем высадим на клумбы территории детского сада. С помощью этого прививаем любовь к сельскохозяйственному труду.

На следующий год, мы планируем продолжать театрализованную деятельность, будем готовить с детьми спектакли и показывать и х детям из младших групп. Так же планируем сделать еще один мини – музей «Русская изба», где бы дети могли познакомится с народным бытом деревенской избы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Приобщение к русским народным традициям в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ.

Приобщение к русским народным традициям в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ....

Статья информация об опыте "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Информация об опыте.Условия возникновения и становления опыта.Одной из глобальных проблем, связанных с сохранением российского народа, российской государственности и восстановлением ценностей традицио...

Самообразование воспитателя по теме "Русская народная сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников среднего возраста"

Цели самообразования: 1. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро-зло, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, и т.п2.Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формирован...

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...

Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста

Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим  народным играм. Особенностью  которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...