Приобщение к русским народным традициям в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ.
статья на тему

ГОРБУНОВА ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА

Приобщение к русским народным традициям в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh-nravs.vospitanie.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение к русским народным традициям в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ.

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. Если не мы, то кто?!

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.

Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве. В доступной для детей форме в течение длительного времени воспитатель раскрывает значение слова Родина, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

Мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Расширять знания детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа;
  • Воспитывать чувство любви и гордости к Родине;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей,
  • Развивать  творческие способности.

Дети читают стихи, заучивают заклички, колядки, играют в народные игры. Во время образовательной деятельности и на прогулках мы вместе с детьми используем в своей речи пословицы, считалочки, потешки.

Таким образом, изучив народные традиции, дети хотят узнать историю своей семьи, страны, традиции своего края; игры, песни, народные праздники, промыслы. Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, ее духовным ценностям.

Родной край - это то место, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. «Где родился, там и пригодился» - эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о ее смысле. Так как же ее понимать? Человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь, и помогать своему государству. Родной край - это люди, которые здесь родились, жили здесь до нас, и те, которые живут сейчас рядом с нами.

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями истоков народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа. Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру? Дети растут, уходят из детского сада в школу, взрослеют. О чем они думают, о чем мечтают? Что значит для них Родина, родной край? С чего начинается Родина для малыша? Понимают ли они, что Родину, как мать, не выбирают по своему вкусу и желанию? Осознают ли, что впереди у них много дорог, а Родина одна — единственная?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.

Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине. Знакомя воспитанников с родным краем, я стремлюсь, чтобы каждый ребенок понял, что Родина начинается с уголка земли, где он родился, где прошли его первые годы жизни, с самой родной и нежно любимой женщины- с той, что подарила ему жизнь, с крыльца родного дома, с куста сирени под окном. Дошкольники могут почувствовать и навсегда сохранить, в своем сердце и памяти только для них по-своему понятный и неповторимый образ Родины. Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям.

Традиции — это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.

В духовно-нравственном воспитании дошкольников немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. В пословицах и поговорках воплощена проверенная на протяжении веков мудрость многих поколений. Пословицы и поговорки — это живая история народа. А еще духовными ценностями являются для всех народов — это служение на благо Родины, доблесть, честность, доброта, трудолюбие и т. д.

В этом году воспитателями средней группы ГБДОУ №24 «Теремок» Горбуновой Е.П. и Марченковой Е.С. был проведен цикл открытых мероприятий под названием «Дань Русским Традициям».

Цель мероприятий:

Воспитание любви и уважения  к Родине, её народу и традициям.

         Задачи:

1)        Закреплять знания детей о названии родной страны.

2)        Знакомить детей с культурой родной страны.

3)        Познакомить воспитанников с новым понятием «традиция».

4)        Уточнить, какие традиции русского народа им знакомы.

5)        Познакомить детей с новыми традициями: хлебосольство, чаепитие, хороводы и другими.

6)        Обогащать и пополнять  словарный запас детей.

7)        Создать радостное настроение и вызвать положительные эмоции от знакомства с русской культурой.

Выводы:

1)        Дети знают название своей Родины.

2)        Дети имеют начальные представления о культуре русского народа.

3)        Воспитанники средней группы познакомились и заинтересовались новым понятием «традиция».

4)        Почти все воспитанники проявили активность в высказываниях о знакомых им русским традициям.

6)        Заинтересовались предметами старины, представленными на выставке русских народных промыслов.

7)        Усвоили новое понятие «традиция».

8)        Запомнили новые слова: хлебосольство, чаепитие.

9)        Создалось радостное, праздничное настроение в процессе мероприятия.

Используемая литература:

  • Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре Попова Т.Д. «Мозаика-Синтез», 2010г. (Библиотека воспитателя).
  • Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : учебно-метод.пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  • Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет» - М., «Айрис Пресс», 2009 г.
  • Демина Г. Д. Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры [Текст] / Г. Д. Демина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 76-78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё в...

«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».

Тема моей педагогической работы  «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через приобщен...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям»

Выступление на IX педагогических чтениях "Духовно-нравственное воспитание современного дошкольника и младшего школьника" г. Кандалакша. Опыт работы по теме самообразования....

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к русским народным традициям

В современных условиях становится актуальной проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням,  к своим традициям.На...