Статья информация об опыте "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
статья (старшая группа)

Кипчакова Галина Аскаровна
  1. Информация об опыте.

Условия возникновения и становления опыта.

Одной из глобальных проблем, связанных с сохранением российского народа, российской государственности и восстановлением ценностей традиционной культуры, является духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Эта насущная социально-педагогическая потребность современной системы образования требует незамедлительного разрешения. Но является настолько трудной, что реализовать её эффективно можно при условии внутренней перестройки, личностной переориентации на духовные ценности, путём духовного возрождения.

Педагогическое сообщество находится в тесной взаимосвязи с духовной жизнью любого общества, находящегося в движении и постоянном изменении. Очевидно, что множество стоящих перед педагогами воспитательных проблем можно решить через формирование духовных и нравственных ценностей нового поколения людей. В 1999 году академик Д.Лихачёв писал: «У нас есть планы экономического развития, планы выхода из экономического кризиса, но нет даже предложений создать план выхода из той культурной отсталости, в которой наша страна оказалась за последние 82 года. Нам грозит духовное одичание и ощущение своего одиночества в стране, обладавшей одной из самых великих культур мира».

Таким образом, главным условием возникновения и становления опыта стала необходимость использование традиций русской культуры для формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств.

Актуальность избранной мной темы определяется потребностью общества в духовно- нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Повышением интереса к изучению православной культуры, духовно-нравственному воспитанию детей на особенностях православных традиций. Духовно-нравственное воспитание способствует формированию ядра личности, благожелательно воздействует на все сферы и формы взаимоотношений ребёнка с миром: этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и гражданскую позицию, интеллектуальный потенциал, психофизическое и эмоциональное состояние. 

Духовно - нравственное просвещение в «Законе об образовании» обозначено как один из приоритетов общего развития ребёнка. Проникая через все режимные моменты воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду, детям прививаются нормы нравственности и морали, формируются лучшие качества личности, развиваются способности осознания принятия нравственных основ жизни и преодоления сложностей современного существования. Моделирование современной воспитательной системы позволяет обновлять и дополнять содержание и структуру воспитания, отвечая потребностям общества в изучении национально- региональной культуры и истории, отечественных православных традиций.

Для того чтобы общество смогло выжить и сохранить свою уникальную культуру, оно должно обязательно передавать - наследовать те духовные ценностные ориентиры, по которым жило, на которых держалось всю историю своего существования. Но сейчас эти ценности почти не передаются, более того, происходит их подмена, а без опыта духовной жизни общество существовать не может, поэтому очень важно понять, что на сегодняшний день единственной хранительницей духовного опыта нашего народа является Русская Православная Церковь.

20 век научил людей сложно рассуждать о простых вещах. В 21 веке необходимо вернуться к традиционной для русской культуры мудрой простоте миросозерцания, неотделимой от правды и нравственности, к извечным ценностям русского народа-мягкости, скромности, всепрощению, целомудрию, терпеливому приятию жизни, духовному её осмыслению.

В основе этих ценностей – православие.

Дошкольный возраст - это время, когда закладывается фундамент воспитания ребёнка как личности, которая учится выстраивать взаимоотношения с родителями, друзьями, с окружающим миром.

Воспитание детей дошкольного возраста как граждан страны должно быть полноценным и осуществляться с учётом тех традиций, которые легли в основу русской культуры, под сенью которой происходило много веков назад становление и развитие Российского государства. Но в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно уделяется внимание духовно-нравственному воспитанию детей, что может привести к разрушению личности ребёнка, его искажённому представлению о справедливости, патриотизме, честности и гражданственности. Формирование духовно-нравственного потенциала личности дошкольника активнее при условии выстраивания воспитательного процесса на основе ценностей русской культуры. Убедительность такой позиции заключается в том, что эти ценности являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия нашей страны.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью определения оптимальных педагогических условий духовно-нравственного воспитания дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях дошкольного образования.

Ведущая педагогическая идея.

Анализ современной методической литературы показал, что формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста является проблемой, имеющей социальное и научное значение.

Главным условием формирования духовно-нравственного воспитания является создание системы воспитательно-образовательной работы. В данном опыте создаются условия для целостного развития личности ребёнка через приобщения его к традиционной народной культуре, воспитания и уважения к культурному наследию наших предков, а также создание педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта заключается в необходимости создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование духовно-нравственного воспитания в условиях детского образовательного учреждения и в семье посредством формирования познавательных представлений о национальной культуре и традициях своего народа, эмоциональной включенности ребёнка в этот процесс, а также через овладение поведенческими нормами, принятыми в обществе, что позволит ребёнку усвоить своё культурное наследие, приобрести чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.

Длительность работы над опытом.

Работа велась на протяжении одного года и строилась как совместная деятельность детского сада и семьи.

Диапазон опыта.

Работа по данной теме охватывает систему работы по формированию духовно-нравственного воспитания у дошкольников в повседневной жизни,

организует его непосредственную деятельность через:

- занятия, развлечения, экскурсии;

- совместную деятельность взрослых и детей - драматизации сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдение, труд, чтение художественной литературы;

- свободную самостоятельную деятельность детей: сюжетно-ролевые игры, художественно-творческая деятельность;

- работа с семьями дошкольников.

Теоретическая база опыта.

Теоретическую основу исследования составили: системный анализ философской и психолого-педагогической литературы, исследования по православной педагогике и психологии, систематизация источников.

В своей работе опирались на положение концепции модернизации Российского образования, на программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева, использовали методические разработки О.К Харитоновой под редакцией протоирея Виктора Дорофеева «Основы православной культуры для детей дошкольного возраста».

А также занимались разработкой сценариев праздников, развлечений для детей дошкольного возраста, опираясь на методику «Православное воспитание детей дошкольного возраста» Р.Ю. Киркос. Залогом успешной работы по этому направлению считаем содержание разнообразных по содержанию форм и видов образовательной деятельности: проведение кружковых занятий, различных развлечений, интеллектуальных игр, загадок, чтение художественной, православной литературы.

Непременным условием результативности нашей работы по развитию духовно-нравственного воспитания детей на традициях русской культуры является использование интересных рассказов из личного опыта, бесед. А также чтение художественной и православной литературы таких авторов как К.Д.Ушинский, В.Осеева, Л.Толстой, В.Афанасьев «Православные стихи для детей», Б.Ганаго православного педагога со стажем, который в простых рассказах вовлекает детей в размышление о главных вопросах духовной нравственности, с последующим обсуждением прочитанного, экскурсий, просмотра фильмов.

Неотъемлемой частью развития духовно – нравственного воспитания у детей дошкольного возраста является создание комплекса условий для каждодневного общения ребёнка с русской культурой, традициями, как внутри ДОУ, так и за его пределами.

Для создания атмосферы заинтересованности и включения детей осуществили подбор большого количества наглядного и предметного материала, литературы. Увлекательно организовать работу по духовно- нравственному воспитанию детей на традициях русской культуры нам помогают загадки, поговорки, пословицы, т.е. использование художественного слова.

В многочисленных исследованиях подчёркивается, что важным условием развития духовной личности ребёнка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи. Результативность такого взаимодействия, по мнению педагогов, в значительной степени определяется характером поведения самих взрослых и их готовность к совместной целенаправленной деятельности по формированию духовно-нравственного потенциала личности дошкольника, которое будет активнее при выстраивании воспитательного процесса на основе русской культуры. Убедительность такой позиции заключается в том, что эти ценности являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия нашей страны.

В детском саду духовно- нравственное воспитание детей является насущной педагогической потребностью, так как именно здесь мы можем приобщить детей к истокам народной духовности.

В результате реализации комплекса педагогических условий можно ожидать положительной динамики в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Данный опыт поможет формированию у детей основ правильного поведения, привитию духовных, моральных и этических ценностей, которые необходимы для нравственного поведения личности, полноты духовной жизни и межличностных отношений.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в создании системы использования традиций русской культуры во взаимодействии детей, педагогов ДОУ, родителей, направленного на формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Раскрыты сущность и содержание формирования общей культуры детей дошкольного возраста. Выявлены и проверены формы и методы развития духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста, основанные на традициях русской культуры.

Разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса возрождения традиций, духовно-нравственных ценностей, утраченных ранее.

II. Технология опыта.

Целью данной работы является совершенствование духовно- нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине, приобщение к духовным и нравственным ценностям.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1. Формировать потребность, интерес у детей к изучению этой темы.

2. Опираясь на интерес ребёнка, пробудить желание узнавать о многовековых традициях русского народа. Ведь без прошлого нет настоящего.

3. Помочь им найти личную значимость и ощутить на себе благотворное влияние от общения с прошлым.

4. Прививать желание творчески мыслить и анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

5. Воспитывать чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим.

6. Развивать нравственные, духовные, патриотические, эстетические чувства, то есть дать надёжные нравственные ориентиры, вытекающие из народных традиций.

«Духовный - …относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». (В.И.Даль «Толковый словарь»).

Философы и педагоги прошлого (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, К.Д.Ушинский и другие) рассматривали личность, прежде всего, в её духовно-нравственном аспекте. Н.А.Бердяев писал, что русские люди должны жить в ладу со своей совестью, с православными патриотическими традициями предков.

Известный русский философ И.А. Ильин отмечал, что духовность человека предполагает существование в его душе веры, совести, верности, любви и патриотизма. Он считал, что в будущем перед новой, демократической Россией встанет важнейшая задача - выработать новую систему национального воспитания, от чего будет зависеть её историческая судьба.

Духовно- нравственное воспитание- это формирование у детей «нравственной школы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и - зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Культурные традиции способствуют сохранению и умножению духовного наследия в современном мире.

Православные духовные ценности являются определяющим условием сохранения в нынешних условиях морального кризиса современного общества народного самосознания русской нации, познания места нашей страны в истории мировых цивилизаций.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Семейные традиции, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Семейные традиции оказывают серьёзное влияние на особенности домашнего воспитания. Являются символом чего-то вечного, дают ощущение близости и сплочённости всех членов семьи....

Музыкально-обрядовые традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников - план по самообразованию

Разработан план самообразованию по теме "Музыкально-обрядовые традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" на год....

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Цель нашей работы в этом направлении: способствовать формированию уважения к членам  своей семьи, чувство гордости за традиции своей семьи, желание продолжать традиции и активно в них участвовать...

Консультация для родителей "Семейные традиции, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)...