Организация развивающей среды в младших группах дошкольного образовательного учреждения
статья

Султанова Елена Викторовна

Организация развивающей среды в младших группах дошкольного образовательного учреждения

Современное дошкольное образовательное учреждение — это место, где ребенок полу­чает опыт широкого эмоционально-практического взаимодей­ствия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обо­гащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развива­ющей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, ут­верждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способно­сти, стимулирует проявление им самостоятельности, инициа­тивности, творчества.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея — цель, которой руководствует­ся коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности группы: возраст, уро­вень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Об особенностях организации предметно-пространственной среды в младших группах детского сада и пойдет наш разговор.

Никакое обучающее влияние взрослого не может быть ус­пешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Со­держание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предметной средой, в которой он постоянно живет, действует, творит.

Каким же общим требованиям должна отвечать развивающая пред­метная среда, независимо от специфики образовательного учреждения? Обратимся к исследованиям С.Л. Новоселовой и обозначим, на наш взгляд, основные из требований:

  • предметная среда должна быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;
  • предметная среда должна инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
  • предметная среда должна учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т.е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т.е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития, иначе говоря, способ­ствовать решению задачи создания «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) через организацию предметной среды;
  • предметная среда должна обеспечивать возможность взаимодей­ствия детей между собой и со взрослыми, что способствует формиро­ванию у детей навыков коллективной работы;
  • предметная среда наряду с консервативными компонентами долж­на иметь часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к познанию составляющих через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порож­дает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую дея­тельность (игру, конструирование и т.д.), так и развитие детей в ней;

предметная среда должна обеспечивать возможность ребенка жить в трехмерном предметном пространстве — сомасштабном действиям предметному миру взрослых.

С опорой на реализацию названных принципов и с учетом разных условий работы ДОУ педагоги могут выстроить вариативные развиваю­щие среды.

Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как деятельности, и в этом немаловажную роль играет организация предметно-игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющего свою специфику развития.

Возраст от 2 до 4 лет — это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обста­новка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно   дети   третьего   года   жизни,   они   предпочитают стабильность в этом отношении. Не советуем часто перестав­лять оборудование в младших группах, лучше тщательно спла­нировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводите место для одновременной деятельности не более 2—3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной дея­тельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый — основ­ной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.

У младших детей активно развивается двигательная дея­тельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстро­ты реакции, увертливости. Поэтому пространственная органи­зация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей пере­движения. Для стимулирования двигательной активности же­лательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Хороши для этого, например, плас­тиковые кубы с отверстиями или лабиринты, подойдут также и трапециевидные столы с круглыми отверстиями в боко­винах. Если детей в группе не больше десяти и позволяют условия, повесьте качели, предварительно проверив их надеж­ность. Для малышей надо иметь два-три очень крупных, ярких надувных мяча и несколько мячей меньших размеров — эти игрушки хорошо стимулируют ходьбу. Хорошо, если в группе есть коляски для кукол, большие автомо­биля (на которых может кататься сам ребенок), а если позво­ляет пространство, — трехколесный велосипед.

Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдае­мое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравни­вать все увиденное позже.

Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны со­ответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям ре­альным животным; не рекомендуется включать в обстановку младших групп объекты с искаженными пропорциями, неестественного цвета.

В этом возрасте закладывается база для развития интел­лекта — сенсорные способности ребенка. Поэтому предмет­ная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно под­бирать чистых цветов, четкой и несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аро­мат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шеро­ховатость), прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства.

Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки и т. п. С этой же целью можно включать в обстановку пласти­ковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, ко­робки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из упот­ребления. Для маленького ребенка игрушкой служит всякая вещь, стоимость материала при этом — далеко не самый важ­ный показатель ее полезности.

Игра — любимая и естественная деятельность младших до­школьников — в этом возрасте у них только начинает разви­ваться.

Очень важно создать необходимые условия для формирования такой игровой деятельности, которая бы отражала знакомые сюжеты и пере­давала смысловые результативные связи между предметами.

Важно, чтобы в распоряжении малышей были такие наборы или игрушки, которые помогали бы доступно отражать содержание заня­тий и социальные взаимоотношения взрослых. Поскольку в сюжетно-отобразительной игре дети осваивают предметные способы решения игровых задач, то нужен разный по степени обобщенности игровой материал. Игрушки могут быть реалистическими, условными, симво­лическими. Прежде всего, это различные условно-образные куклы (мальчики, девочки, мягконабивные, из пластика, от 35 до 40-50 см) и наборы разнообразной одежды для них, комплекты предметов иг­рового обихода для кухни (плита, мойка с краном и т.д.), различная посуда; постельные принадлежности; коляски, санки для кукол; раз­личная мебель, домики для кукол с мебелью; различные предметы домашнего обихода (ведра, тазики, сумки, корзинки, телефоны и др.); предметы игрового обихода для игры в магазин: касса и др.; игрушки, изображающие животных с детенышами; наборы объемных и плос­костных игрушек, изображающих овощи и фрукты; различные маши­ны (грузовики, легковые автомобили, мотоциклы, трактор); комплект «Железная дорога»; самолет, кораблик; комплект элементов костюмов и украшений; различные народные игрушки (клюющие курочки, медведь-плясун, шагающий бычок и др.). При организации игр на участке с песком и снегом с целью развития орудийных действий необходимы комплекты различных формочек, комплекты силуэтов на колышках.

Детям также необходим разнообразный обобщенный игровой мате­риал: обрезки поролона, меха, кожи, пластмассовые флаконы, катушки и др., а также средообразующие модули (авторы С.Л. Новоселова, Н.Т. Гринявичене).

Чтобы в самостоятельных играх у детей возникали игровые действия с воображаемыми предметами, можно использовать своеобразные иг­рушки-картинки, например, на картонном круге взрослый рисует зна­комые детям фрукты, овощи, получается как будто тарелка. Можно использовать и крупные элементы оформления, представленные на панно-картинах. Но важно помнить, что различные панно-картины не надо оставлять в группе надолго.

Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер. Напри­мер, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребенка не важно. В группе для четырехлет­них детей уже можно использовать игрушки, отражающие ре­альную жизнь (например, машина «скорой помощи», грузовой и легковой автомобили, кукла-доктор и т. п.).

Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию — внешний стимул. Поэтому необходимо разме­щать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими, и довольно часто их нужно менять (не реже одного раза в неделю). Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и уси­лий. Те материалы, которые в ближайшее время не будут востребованы, лучше хранить не в группе, а в подсобных помещениях — раздевалке, кладовке.

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (спе­циальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цветов, размеров), а также разнообразные большие ко­робки, покрашенные в разные цвета или оклеенные цветной бумагой, — материал бесконечной привлекательности для ре­бенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстра­ивать пространство по своему желанию. Эти материалы привле­кательны и для мальчиков, и для девочек, их наличие в группе необходимо.

Рекомендуется в младших группах отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специаль­ного оборудования. Материалы для таких «неопрятных» игр лучше размещать ближе к источнику воды; обязательно в этом месте нужно постелить пластиковый ворсистый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавни­ки, старые папины рубашки). Если нет возможности приобре­сти специальное оборудование для игр с водой и песком, можно в детском столике с одной стороны вырезать отверстие для таза или ведра (в которых будут находиться песок, вода или глина, краски), а с другой — закрепить лист оргстекла, на котором ребенок будет действовать с этими материалами. Рядом в ко­робку, в контейнер или на полку поставьте необходимые пред­меты: емкости для переливания воды, резиновые надувные мел­кие игрушки, игрушки-забавы для игр с водой (плавающие иг­рушки, и др.), шарики для пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, и т. д.

Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Конечно, должны быть и мозаика (для трех­летних детей — крупная пластиковая, для четырехлетних — магнитная и крупная гвоздиковая), и пазлы из 3—12 частей, и наборы кубиков из 4—9 штук, и развивающие игры (напри­мер, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), и игры с элементами моделирования и замещения.

Для рисования, к которому ребенок в этом возрасте начи­нает проявлять все более активный интерес, лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палоч­кой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки. Эти материалы хороши тем, что способствуют разви­тию первых изобразительных умений и не создают проблем в организации: не пачкают руки, не требуют частой смены, вос­ковые мелки не осыпаются на пол.

Практически каждый ребенок младшего возраста испыты­вает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Так как пальчики у детей еще неумелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги, из полиэтилена или вложите картинки, изображающие предметы и несложные сю­жеты, в прозрачные пленочные «карманы». Такие «книги» со­хранятся дольше и принесут детям много радости и удоволь­ствия.

Обязательно в группе должны быть материалы для режис­серских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персона­жей; для проведения развлечений с детьми — теневой и плос­костной театры, перчаточные куклы.

Детям этого возраста интересны музыкальные инструменты с фик­сированной мелодией (шарманка, музыкальная шкатулка и др.), образные заводные и механические игрушки (музыкальный волчок, заводные зайцы, медведи и др.).

Маленький ребенок познает не только окружающий пред­метный и природный мир, но и людей, в том числе себя. В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, кар­тинки, на которых изображены люди разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с выражением раз­личных эмоциональных состояний (грустные, веселые, сме­ются, плачут), с разной внешностью (прическа, одежда, обувь и т.п.); можно вывешивать фотографии детей группы и их семей. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах (не менее 4—5) — чтобы каждый малыш мог видеть себя среди других детей, наблюдать за своими движениями, мимикой, внешним видом (кстати, маленькие дети забывают про слезы, когда видят свое отражение в зеркале). А уголок ряженья позволит ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Уважаемые коллеги, в данной статье мы постарались обратить ваше внимание на наиболее важные моменты, которые необходимо учитывать при организации предметной среды в младших группах детского сада. Надеемся, что творческое следование нашим советам поможет создать в группе обстановку, которая облегчит труд воспитателя и позволит достичь высоких результатов в воспитании и обучении маленьких детей. Желаем вам и вашим детям творческих успехов в этом направлении.

 

Список литературы:

1. Игра дошкольника/ Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

2. Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки, игровое оборудование для дошкольных учреждений. – М., 1997.

3. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. С. 76.

4. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 2003. С. 112.

5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.

6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М.,1986.

7. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.  

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


 

 СП МБДОУ «ДС № 12

г. Челябинска»

старший воспитатель

Е.В. Султанова          

Организация развивающей среды в младших группах                            дошкольного образовательного учреждения

Современное дошкольное образовательное учреждение — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея — цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Об особенностях организации предметно-пространственной среды в младших группах детского сада и пойдет наш разговор.

Никакое обучающее влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предметной средой, в которой он постоянно живет, действует, творит.

Каким же общим требованиям должна отвечать развивающая предметная среда, независимо от специфики образовательного учреждения? Обратимся к исследованиям С.Л. Новоселовой и обозначим, на наш взгляд, основные из требований:

  • предметная среда должна быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;
  • предметная среда должна инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
  • предметная среда должна учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т.е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т.е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития, иначе говоря, способствовать решению задачи создания «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) через организацию предметной среды;
  • предметная среда должна обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у детей навыков коллективной работы;
  • предметная среда наряду с консервативными компонентами должна иметь часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к познанию составляющих через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т.д.), так и развитие детей в ней;

предметная среда должна обеспечивать возможность ребенка жить в трехмерном предметном пространстве — сомасштабном действиям предметному миру взрослых.

С опорой на реализацию названных принципов и с учетом разных условий работы ДОУ педагоги могут выстроить вариативные развивающие среды.

Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как деятельности, и в этом немаловажную роль играет организация предметно-игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющего свою специфику развития.

Возраст от 2 до 4 лет — это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно   дети   третьего   года   жизни,   они   предпочитают стабильность в этом отношении. Не советуем часто переставлять оборудование в младших группах, лучше тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводите место для одновременной деятельности не более 2—3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной деятельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый — основной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.

У младших детей активно развивается двигательная деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Хороши для этого, например, пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты, подойдут также и трапециевидные столы с круглыми отверстиями в боковинах. Если детей в группе не больше десяти и позволяют условия, повесьте качели, предварительно проверив их надежность. Для малышей надо иметь два-три очень крупных, ярких надувных мяча и несколько мячей меньших размеров — эти игрушки хорошо стимулируют ходьбу. Хорошо, если в группе есть коляски для кукол, большие автомобиля (на которых может кататься сам ребенок), а если позволяет пространство, — трехколесный велосипед.

Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже.

Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку младших групп объекты с искаженными пропорциями, неестественного цвета.

В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта — сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно подбирать чистых цветов, четкой и несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства.

Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки и т. п. С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Для маленького ребенка игрушкой служит всякая вещь, стоимость материала при этом — далеко не самый важный показатель ее полезности.

Игра — любимая и естественная деятельность младших дошкольников — в этом возрасте у них только начинает развиваться.

Очень важно создать необходимые условия для формирования такой игровой деятельности, которая бы отражала знакомые сюжеты и передавала смысловые результативные связи между предметами.

Важно, чтобы в распоряжении малышей были такие наборы или игрушки, которые помогали бы доступно отражать содержание занятий и социальные взаимоотношения взрослых. Поскольку в сюжетно-отобразительной игре дети осваивают предметные способы решения игровых задач, то нужен разный по степени обобщенности игровой материал. Игрушки могут быть реалистическими, условными, символическими. Прежде всего, это различные условно-образные куклы (мальчики, девочки, мягконабивные, из пластика, от 35 до 40-50 см) и наборы разнообразной одежды для них, комплекты предметов игрового обихода для кухни (плита, мойка с краном и т.д.), различная посуда; постельные принадлежности; коляски, санки для кукол; различная мебель, домики для кукол с мебелью; различные предметы домашнего обихода (ведра, тазики, сумки, корзинки, телефоны и др.); предметы игрового обихода для игры в магазин: касса и др.; игрушки, изображающие животных с детенышами; наборы объемных и плоскостных игрушек, изображающих овощи и фрукты; различные машины (грузовики, легковые автомобили, мотоциклы, трактор); комплект «Железная дорога»; самолет, кораблик; комплект элементов костюмов и украшений; различные народные игрушки (клюющие курочки, медведь-плясун, шагающий бычок и др.). При организации игр на участке с песком и снегом с целью развития орудийных действий необходимы комплекты различных формочек, комплекты силуэтов на колышках.

Детям также необходим разнообразный обобщенный игровой материал: обрезки поролона, меха, кожи, пластмассовые флаконы, катушки и др., а также средообразующие модули (авторы С.Л. Новоселова, Н.Т. Гринявичене).

Чтобы в самостоятельных играх у детей возникали игровые действия с воображаемыми предметами, можно использовать своеобразные игрушки-картинки, например, на картонном круге взрослый рисует знакомые детям фрукты, овощи, получается как будто тарелка. Можно использовать и крупные элементы оформления, представленные на панно-картинах. Но важно помнить, что различные панно-картины не надо оставлять в группе надолго.

Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер. Например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребенка не важно. В группе для четырехлетних детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина «скорой помощи», грузовой и легковой автомобили, кукла-доктор и т. п.).

Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию — внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими, и довольно часто их нужно менять (не реже одного раза в неделю). Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и усилий. Те материалы, которые в ближайшее время не будут востребованы, лучше хранить не в группе, а в подсобных помещениях — раздевалке, кладовке.

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цветов, размеров), а также разнообразные большие коробки, покрашенные в разные цвета или оклеенные цветной бумагой, — материал бесконечной привлекательности для ребенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Эти материалы привлекательны и для мальчиков, и для девочек, их наличие в группе необходимо.

Рекомендуется в младших группах отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования. Материалы для таких «неопрятных» игр лучше размещать ближе к источнику воды; обязательно в этом месте нужно постелить пластиковый ворсистый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники, старые папины рубашки). Если нет возможности приобрести специальное оборудование для игр с водой и песком, можно в детском столике с одной стороны вырезать отверстие для таза или ведра (в которых будут находиться песок, вода или глина, краски), а с другой — закрепить лист оргстекла, на котором ребенок будет действовать с этими материалами. Рядом в коробку, в контейнер или на полку поставьте необходимые предметы: емкости для переливания воды, резиновые надувные мелкие игрушки, игрушки-забавы для игр с водой (плавающие игрушки, и др.), шарики для пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, и т. д.

Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Конечно, должны быть и мозаика (для трехлетних детей — крупная пластиковая, для четырехлетних — магнитная и крупная гвоздиковая), и пазлы из 3—12 частей, и наборы кубиков из 4—9 штук, и развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), и игры с элементами моделирования и замещения.

Для рисования, к которому ребенок в этом возрасте начинает проявлять все более активный интерес, лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки. Эти материалы хороши тем, что способствуют развитию первых изобразительных умений и не создают проблем в организации: не пачкают руки, не требуют частой смены, восковые мелки не осыпаются на пол.

Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Так как пальчики у детей еще неумелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги, из полиэтилена или вложите картинки, изображающие предметы и несложные сюжеты, в прозрачные пленочные «карманы». Такие «книги» сохранятся дольше и принесут детям много радости и удовольствия.

Обязательно в группе должны быть материалы для режиссерских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей; для проведения развлечений с детьми — теневой и плоскостной театры, перчаточные куклы.

Детям этого возраста интересны музыкальные инструменты с фиксированной мелодией (шарманка, музыкальная шкатулка и др.), образные заводные и механические игрушки (музыкальный волчок, заводные зайцы, медведи и др.).

Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и людей, в том числе себя. В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, картинки, на которых изображены люди разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с выражением различных эмоциональных состояний (грустные, веселые, смеются, плачут), с разной внешностью (прическа, одежда, обувь и т.п.); можно вывешивать фотографии детей группы и их семей. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах (не менее 4—5) — чтобы каждый малыш мог видеть себя среди других детей, наблюдать за своими движениями, мимикой, внешним видом (кстати, маленькие дети забывают про слезы, когда видят свое отражение в зеркале). А уголок ряженья позволит ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Уважаемые коллеги, в данной статье мы постарались обратить ваше внимание на наиболее важные моменты, которые необходимо учитывать при организации предметной среды в младших группах детского сада. Надеемся, что творческое следование нашим советам поможет создать в группе обстановку, которая облегчит труд воспитателя и позволит достичь высоких результатов в воспитании и обучении маленьких детей. Желаем вам и вашим детям творческих успехов в этом направлении.

Список литературы:

1. Игра дошкольника/ Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

2. Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки, игровое оборудование для дошкольных учреждений. – М., 1997.

3. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. С. 76.

4. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 2003. С. 112.

5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.

6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М.,1986.

7. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды в младшей группе детского сада.

Статья раскрывающая основные принципы построения развивающей среды с учётом восприятия детей младшего дошкольного возраста....

организация предметно-развивающей среды в старших группах дошкольного образовательного учреждения

Цель:  создание развивающей образовательной среды. Задачи:·       повышение профессионального уровня педагога;·       создан...

«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу»

     Поступление в школу – ответственный и сложный период в жизни ребёнка и его близких. Важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни. И в этом ему должны помочь м...

Организация игровой деятельности в средней группе дошкольного образовательного учреждения

Фигуркина Наталья Викторовна,воспитательМБДОУ г. Астрахани № 28.Организация игровой деятельности в средней группе дошкольного образовательного учрежденияИгра занимает ведущее место в системе физическо...