«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу»
консультация (подготовительная группа) на тему

       Поступление в школу – ответственный и сложный период в жизни ребёнка и его близких. Важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни. И в этом ему должны помочь мы, взрослые. Мы должны для него создать такие условия, которые обеспечат ему успешное вхождение в школьную жизнь, то есть обеспечить переход на новую ступень развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_adaptatsionno.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу»

                                                              

                                                                         

                                                                           Воспитатель: Милюкова

                                                                           Ольга   Михайловна

        

                                         2016 г.

       История свидетельствует: самой эффективной формой, способной обеспечить полноценную подготовку детей к обучению в школе, является дошкольное образовательное учреждение. Идут годы, в обществе происходят всевозможные изменения, но система дошкольного образования России как по содержанию, так и по организации, была и остаётся передовой.

       Поступление в школу – ответственный и сложный период в жизни ребёнка и его близких. Важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни. И в этом ему должны помочь мы, взрослые. Мы должны для него создать такие условия, которые обеспечат ему успешное вхождение в школьную жизнь, то есть обеспечить переход на новую ступень развития.

       Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, требуют от ребёнка пересмотра созданной им картины мира, а иногда её серьёзной корректировки.

       Главное, что необходимо ребёнку на данном этапе, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением. Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Как таковая подготовка должна заключатся в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждении интереса к школе и учению.

       Аналитический обзор педагогической литературы позволил определить содержание и структуру понятия положительного отношения к школе, которое включает в себя:

  • наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
  • заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
  • наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.

       На основании этих данных, учеными-педагогами была проведена целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста. Было доказано, что воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

  • включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитание положительного отношения к ней;
  • создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей, своевременное её изменение в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение её доступности;
  • понимание воспитателем значимости проблемы и проявление его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.

       Для родителей с этой целью оформляются папки-передвижки с материалом, направленном в основном на просвещение родителей по вопросам готовности ребёнка к школьному обучению.

       Адаптивность системы образования и подготовки детей дошкольного возраста к школе, является, наряду с общедоступностью образования одним из главных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования.

       Поэтому именно поиск путей формирования адаптационно-развивающей среды при переходе из детского сада в начальную школу является одной из главных задач воспитателей, работающих в группах с детьми старшего дошкольного возраста.

       Принципиальным показателем адаптивных возможностей системы образования принято считать вариативность, то есть разнообразие форм организации детской деятельности, адекватных специфике предшкольного детства и многообразие образовательных структур.

       В образовании старших дошкольников развивающим потенциалом обладает детское творчество, грамотно организованная игра, познавательная деятельность, общение, а выбор тактики поддержки естественных процессов развития каждого ребёнка обеспечивает успешность его обучения в школе.

Актуальные интересы и предпочтения детей 5-7 лет отличаются от интересов младших дошкольников: следовательно, насыщение группового пространства в группах старшего дошкольного возраста должно иметь свою иную адаптационно-развивающую среду.

       В современных дошкольных образовательных учреждениях для детей старшего дошкольного возраста в большинстве случаев устройство группового помещения повторяет устройство школьной классной комнаты. В нашем детском саду, в группе №8, где я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, чётко выделена «учебная зона» под названием «Учимся играя» с классической расстановкой столов, как двухместных парт и «игровая зона», занимающая пространство по периметру ковра. Остальные зоны располагаются возле свободных стеновых проёмов, либо на подвесных полках и стеллажах.

       Это и атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Школа» с куклами-школьницами, и «Лесная школа зверят» с игрушечными партами и школьными принадлежностями, альбомы загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, учении, книге, а также дидактические игры, художественная литература на школьную тематику.

       На фасадной стене «учебной зоны» можно увидеть Буратино с азбукой, кота учёного, умеющего считать до десяти, «Теремок знаний» и «Часы истории».

       Среда развития ребёнка, идущего в школу, в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к обучению в школе, но самое главное – «среда обитания» ребёнка-дошкольника, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы.

       Вне занятий старшие дошкольники используют «учебную зону» следующим образом: за рабочими столами разворачиваются основные виды деятельности, которые приобщают детей к окружающему их миру, миру культуры: игровая (сюжетные игры), продуктивная (рисование, лепка, конструирование), познавательно исследовательская (игры с головоломками, мозаикой), игры с правилами (лото, домино), коммуникативная деятельность (общение со сверстниками), чтение и рассматривание художественной литературы.

       А занятия в детском саду по подготовке детей к школе, существенно отличаются по своей форме и содержанию, но приближенны к школьному типу.

       В школе на первоклассника буквально обрушивается информационный вал. Здесь всё сразу: и новые правила поведения, и учебная программа. Поэтому мы и готовим малыша к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям. Большую помощь здесь могут оказать сюжетно-ролевые игры, в частности, игра в «школу». Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была на только понятна ребёнку, но и прочувствована им.

       Для этого мы используем экскурсии к зданию школы, в школьную библиотеку, спортивный зал, класс; рассматриваем картины, иллюстрации, фотографии на школьную тематику; читаем и анализируем художественную литературу о жизни школьников; заучиваем стихи, рисуем на учебные темы; беседуем, рассказываем о «своей учёбе и своих учителях»; знакомим с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматриваем школьные принадлежности и загадываем загадки о них; проводим сюжетные и дидактические игры на школьную тематику.

       Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривляние, демонстративные формы поведения. Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестаёт выполнять привычные нормы поведения.  За этими симптомами, согласно учению Выготского, стоит «потеря непосредственности»: между переживаниями и действиями ребёнка вклинивается интеллектуальный момент. Внешняя и внутренняя жизни ребёнка дифференцируются. «Потеря непосредственности», которая является итогом дошкольного детства, становится предпосылкой для вхождения в новый этап развития ребёнка – школьный возраст.

       Позитивными новообразованиями кризиса семи лет являются произвольность и опосредованность психической жизни ребёнка. Возникает обобщение собственных переживаний; расширяется круг интересов и социальных контактов ребёнка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, опосредствованным определёнными правилами. Расширяется временная перспектива ребёнка, возникает стремление включится в общественную жизнь, занять определённую социальную позицию. Это стремление реализуется при поступлении ребёнка в школу.

       Психологическая готовность к школе включает личностную (мотивационную), волевую и интеллектуальную готовность. Личностная готовность, помимо социальной позиции школьника, предполагает ориентацию на учебное содержание. Волевая готовность связана с развитием произвольности и со способностью действовать по правилу, заданному учителем. Умственная готовность включает овладение средствами познавательной деятельности и интеллектуальную активность ребёнка.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы

После перехода нашей образовательной системы на вариативное обу­чение и разнообразные программы возник целый ряд противоречий между учителями начальной школы, педагогами детского сада и родителями....

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...

«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу»

Воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и мето...

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой

В данной публикации представлен материал для выступления на заседании кустового объединения Наровчатского и Янгельского поселений...

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу

Уважаемые коллеги, позвольте с вами поделиться работой по формированию адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации  в начальную школу...

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе детей из дошкольной образовательной организации в начальную школу.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...