К вопросу о преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы
статья на тему

Хрюнова Елена Станиславовна

После перехода нашей образовательной системы на вариативное обу­чение и разнообразные программы возник целый ряд противоречий между учителями начальной школы, педагогами детского сада и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elena_stanislavovna.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу о преемственности в работе

дошкольных образовательных учреждений и начальной школы

Хрюнова Е.С. – заместитель заведующей

по воспитательной и методической работе

МДОУ комбинированного вида

детским садом № 41 «Жаворонок»

городского округа Коломна

Безусловно, за последнее десятилетие наша система образования очень резко изменилась. Мы ушли от авторитарной педагогики, от однообразия, но при этом в большой степени утратили стабильность. Переход к чему-то но вому всегда требует двух вещей: во-первых, самого этого "нового" и, во-вторых, обеспечения стабильности для его закрепления - а это приходит не сразу.

После перехода нашей образовательной системы на вариативное обу чение и разнообразные программы возник целый ряд противоречий между учителями начальной школы, педагогами детского сада и родителями. Каж дая из этих социальных групп имеет свое видение и свои претензии друг к другу по поводу того, как сейчас осуществляется преемственность и непре рывность образования. Все заинтересованные лица имеют свой взгляд на данную проблему, и эти взгляды далеко не всегда совпадают. Так, нелегко понять друг друга работникам дошкольных учреждений и учителям началь ной школы. Первые считают, что дают ребенку такой багаж знаний, умений, навыков, который школа не способна востребовать в полной мере. А учителя в школе жалуются, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Проведя анкетирование родителей нашего дошкольного учреждения, мы выявили, что сегодня для родителей в целом ценностное значение образования повышается. Можно даже сказать, что представление о будущем благополучии семьи и ребенка прямо связывается с возможностью получить хорошее образование. Поэтому большинство ро дителей стремится к тому, чтобы их дети начинали учиться как можно рань ше. Они хотели бы, чтобы в детском саду их ребенок очень серьезно и много занимался. Но при этом, с точки зрения профессиональных педагогов, они явно недооценивают, что такое раннее обучение вредит здоровью и эмоцио нальному благополучию ребенка: перегрузки и возникающие на этой почве неврозы не дают ему полноценно прожить свое дошкольное детство. Ребенок должен играть, он должен жить сейчас, а его как бы все время только готовят к какой-то будущей жизни. В этом смысле ускорение развития и забегание вперед связаны с невниманием к здоровью и уродованием личности малень кого человека. Но родители хотят, чтобы ребенок наращивал знания, умения, навыки на протяжении всего периода обучения, будь то начальная школа или дошкольное учреждение - чем раньше ребенок начнет читать и писать, чем большим объемом знаний он овладеет, тем лучше. Поэтому родители, не произнося слово "преемственность", понимает его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить. Для этого они, по сути, хотели бы навязать дошкольному образованию функции школьного.

Этот подход тоже не самый лучший. Поэтому на родительских собра ниях, конференциях мы объясняем родителям, что у каждого возраста - свое предназначение, и если в школе ребенок уже обязан читать и писать, то в детском саду он может это делать, а может и не делать - здесь важно, прежде всего, развитие его основных особенностей, становление базиса личностной культуры. На первый план необходимо выдвинуть самоценность каждого пе риода развития и основываться на объективных закономерностях психического и физического развития ребенка каждого возраста.

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравст венная подготовка, но и, прежде всего физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок - установление новых взаимоотноше ний с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболевае мость.

Главное на дошко льном этапе развития - сохранить и укрепить здоровье детей, обеспечить предпосылки к школьному обучению, иными словами, общую готовность ре бенка к школе. Здесь главное, чтобы ребенок плавно, безболезненно, без ка ких-нибудь негативных последствий для психики вошел в школьную жизнь. Именно поэтому мы делаем акцент на психологических обоснованиях преем ственности: развитии у ребенка коммуникативных способностей - умения общаться с взрослыми и со сверстниками. Это - и развитие других общих способностей, например, способность к пространственному моделированию - познавательная способность, которая необходима для развития видов дея тельности, будь то математика, физика или география. И, конечно, развитие любознательности, как основы познавательной активности.

Как показывает практика, в последние годы увеличилось число стар ших дошкольников, не желающих идти в школу, Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знания. По этому, на наш взгляд, актуальным становится включение в содержание обра зования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Использование технологии проектирования как одной из форм поиско вой деятельности позволяет эффективно решать задачи развития творческих способностей дошкольника. Поисковая деятельность стимулирует внутрен нее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавле ние детской инициативы приводит к развитию пассивности, а в будущем - к отказу от решения учебных проблем.

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследователь ской работе. Неутомимая жажда впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Ми считаем, что обучение должно быть "проблемным", оно должно содержать элементы самостоятель ной исследовательской работы. В нашем детском саду мы оборудовали ком нату для проведения безопасных опытов, разработали конспекты по экспери ментальной деятельности и строим свою работу и работу детей, по законам научных изысканий, как самостоятельный творческий поиск. Проводя такие занятия, мы убедились, что это способно увлечь детей, заинтересовать, про будить в них жажду познания.

В дошкольных учреждениях многое работает на общую готовность ре бенка к школе. Ребенок учится задавать вопросы, он становится эксперимен татором, активным участником разных видов деятельности. Поэтому очень важна именно преемственность между разными ступенями образования, по строенная на общих принципах, а все остальное, конкретное, может выстраи ваться по-разному.

Необходимо, чтобы школьные учителя поняли, что введение ребенка в школьную жизнь - это общая задача и педагогов детского сада, и школьных учителей. Точно так же и педагоги дошкольных учреждений, которые увлекают ребенка инте ресным методом подачи материала, разнообразной информацией, должны обязательно помогать ребенку, овладеть основными нормами "школьного" по ведения.

Литература:

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Болотина Л.Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школ. М.: Айрис-Пресс, 2005.
  3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001.
  4. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. – М.: Генезис, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...

Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения со школой.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технолог...

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой

В данной публикации представлен материал для выступления на заседании кустового объединения Наровчатского и Янгельского поселений...

Старая новая проблема: преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школ (из опыта работы муз. руководителя и воспитателя).

Проблема преемственности в образовании не нова. Однако в настоящее время взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается проблемой. Для решения этой проблемы необходимы согласов...

Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО

1 слайд. Доброе утро, уважаемые коллеги!Своё выступление мне хочется начать со слов выдающегося французского писателя, поэта и философа Антуана де Сент – Экзюпери.2 слайд. «Душа каждо...