Сценарий Педагогического совета по теме: «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»
материал

Уланова Наталья Валерьевна

Сценарий

Педагогического совета по теме:

«Формирование связной речи у дошкольников

в процессе игровой деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_pr._2_ot_19.10.2018.docx55.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

 Майнский детский сад № 5 «Теремок»

Сценарий

Педагогического совета по теме:

«Формирование связной речи у дошкольников

в процессе игровой деятельности»

Разработала: старший воспитатель Уланова Н.В.

р.п. Майна, 2018

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

 Майнский детский сад № 5 «Теремок»

Протокол № 2

Педагогического Совета

от 19.10.2018г.

Присутствовали: 14  чел.

Председатель собрания: Кураева Т.В.

Секретарь собрания: Уланова Н.В.

Тема: «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»

Повестка дня

  1. Экспресс тестирование педагогов с целью определения стиля педагогического общения.
  2. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
  3. Методы работы педагога по обучению детей составлению загадок. Выступление Земсковой Е.М.
  4. Деловая игра для педагогов
  5. Обучение дошкольников словесно-художственному творчеству на занятиях по развитию речи. Выступление Суворовой Г.В.
  6. Виды работы педагога по развитию  и совершенствованию речи детей дошкольного возраста в процессе игры. Выступление Михайлиной Т.М.
  7. Об утверждении рабочей программы по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении и Положения о «группе риска», «Социально-опасного положения» семей воспитанников МДОУ Майнского детского сада № 5 «Теремок»
  8. Обсуждение. Решения педсовета.

Организационный момент:

       Заведующая ДОУ Кураева Т.В.  открыла педагогический совет, познакомила с повесткой дня и целью педсовета.

  1. Цель:   систематизировать знания педагогов по проблеме формирования связной речи детей, обучение дошкольников словесно-художественному творчеству, апробация полученных знаний в практической деятельности.

  1. Слушали:

       По первому вопросу слушали педагога-психолога Серёжкину Е.П. Уважаемые коллеги, начнем мы с небольшого экспресс – тестирования, цель которого определить, какой стиль педагогического общения в преимуществе у нашего педагогического коллектива.

Экспресс - тестирование педагогов с целью определения стиля педагогического общения. (см. приложения 1.1, 1.2, 1.3)

Пояснение:

Педагогам раздаются текст теста (приложение 1.1.) и бланки (приложение 1.2., в которых отмечаются ответы на вопросы.

Педагог-психолог зачитывает вопросы и варианты ответов (это дает возможность, пройти тест в одном темпе, и не затянуто во времени).

Педагоги подсчитываю общее количество баллов в своем бланке.

Педагог-психолог зачитывает ключ к тесту (приложение 1.3.).

Все бланки с ответами сдаются для дальнейшего анализа.

2. Слушали:

          Старший воспитатель Уланова Н.В затронула актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

  •  Половина детей  дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

  •  связные высказывания короткие;
  •  отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.
  • Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
  • При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т. е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.
  • Недостаточная подготовка к занятию.
  • При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
  • Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

-речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

  • Родители не всегда понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

       Именно поэтому очень важно формировать  связную  речь у дошкольников в кругу семьи и в ДОУ в процессе игровой деятельности. Вот этой теме  сегодня и посвящён наш Педсовет.

3. Слушали:

      По третьему вопросу слушали воспитателя Земскову Е.М., которая поделилась методами работы педагога по обучению детей составлению загадок. (Выступление прилагается).

4. Деловая игра для педагогов.

Разделение педагогов на две команды.

Задание 1«Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей»

Вопросы 1 команде:

1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

5. Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Вопросы второй команде.

1. Рассказ, сюжет которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

2. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи(средняя группа)

4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)

6. Ведущий прием для активизации речи и мышления(вопросы педагога)

Задание 2.  Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды:

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).

/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

/В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)

/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)

/Обжегшись на молоке, дует на воду/

5. Слушали:

       Учитель – логопед Суворова Г.В. поделилась опытом обучения дошкольников словесно-художественному творчеству на занятиях по развитию речи.  Для обучения детей рассказыванию на занятиях можно использовать разнообразные приёмы для того, чтобы детские рассказы не повторялись.

      Одним из самых распространённых в последнее время наглядных приёмов, которые используются на занятиях по составлению рассказов – это наглядные модели, мнемодорожки, мнемотаблицы.

   Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусственных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется ёлка, а для обозначения домашних – дом.

   Овладение приёмами работы с мнемотаблицами  значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  •  Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

   Для работы можно использовать следующие игры «Копилка слов», в которую можно собирать слова (рисовать, обозначать при помощи символов) сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой  (после других упражнений, в конце занятия, через день) и периодически обращаться к этому словарику, вспоминая слова и выражения, услышанные неделю, месяц назад.

   «Зашифруем слова». Взрослый просит ребёнка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, напрямую соответствующий слову, возникает легко, а вот в случае косвенного соответствия ребёнку необходимы усилия и, помимо памяти, ещё и воображение. Например, слова для картинок могут быть следующими: грузовик, умная кошка, дерево, хорошая погода, сладость, слёзы, тёмный лес, осень, сила и др.

   «Фокусники». Разложив перед ребёнком несколько карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, чайник, самолёт, ручка и др.), ему говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи её в сторону». Выполнив задание, ребёнок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого ему нужно взять по очереди, отложенные в сторону картинки и с их помощью припомнить слова, которые ему были названы. Это упражнение  помогает развивать логические связи между предметами.

   «Что ещё?» Цель – побудить детей к ассоциативному мышлению. Для этого им предлагается несколько слов и общими усилиями фиксируются все ассоциации, которые придут детям на ум. После усвоения этого упражнения можно попросить детей придумать ассоциации самостоятельно.

   «Заколдуем слова». Сначала педагог знакомит детей с символикой (например, ёлка – дикое животное, дом – домашнее). На листах тетради нарисованы пять клеток, в которых нужно «заколдовать» названия. Педагог последовательно медленно произносит слова, а дети изображают нужный символ: волк, лиса, кошка, ёж, собака. В тетрадях появляются символы: ёлка, дом, ёлка, дом.

   Особое внимание следует уделять приёму, который служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти  детей, но и способствует развитию связной речи, т.к. детям необходимо объяснять, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке; развитию мелкой моторики, т.к. необходимо быстро схематически изобразить его.

   В результате использования всех этих технологий:

  • У дошкольников повышается интерес к занятию, их активность сохраняется до конца занятия;
  • Игровые методы и творческие задания, используемые на занятиях по развитию речи и в блоке совместной деятельности, позволяет улучшить качество связной речи дошкольников.

Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"

Содержание. Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Глориоза Провна  Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна  Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна  Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна  Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна  Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна  Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна  Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна  Фессалоникия Якубовна

Задание 3. «Разработать рекомендации по формированию речи ребенка»

Для 1 команды. "Памятка для педагогов" (Приложение 3)

Для 2 команды. "Памятка для родителей" (Приложение 4)

Подведение итогов и награждение победителей

6. Слушали:

        Воспитатель Михайлина Т.М. познакомила педагогов с видами работ по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста в процессе игры (прилагается).

7. Слушали:

      Заведующая Кураева Т.В. сообщила, что нам необходимо утвердить рабочую программу и положение по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении и познакомила присутствующих с вышеназванными документами.

7. Выступили:

      Старший воспитатель Уланова Н.В. познакомила воспитателей с памяткой посещения семьи и сообщила, что начался 2018-2019 учебный год и необходимо будет посетить семьи, которые требуют к себе особого контроля и внимания, а так же с целью разъяснения о правилах безопасности детей в быту и пр.

8.  Решения педсовета

         Заведующая Кураева Т.В. предложила  завершить работу педагогического совета принятием решений. Слово для зачтения проекта решения предоставляется старшему воспитателю Улановой Н.В.

 1. Использовать создание проблемных ситуаций, побуждающих детей к активизации мыслительной деятельности, развитию связной речи.

Ответственные: педагоги

Срок: постоянно

2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарно-поисковой деятельности.

Ответственные: педагоги

Срок: по мере необходимости

3. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

- пополнить группы дидактическими играми и материалами по речевому

развитию детей;

оформить стенды для родителей "Развитие связной речи"

Ответственные: педагоги

Срок: по мере необходимости

• Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.

Ответственные: педагоги

Срок: в течение года

• Для повышения профессиональной компетенции педагогических работников подготовить и провести серию консультаций-практикумов по теме«Основные этапы работы по развитию связной речи в повседневной жизни»«Обучение детей творческому рассказыванию».

Ответственный: Старший воспитатель Уланова Н.В., воспитатель Иванова Е.Н., учитель-логопед Суворова Г.В.

Срок: декабрь - январь

       Какие будут мнения по проекту решения? Какие будут изменения и предложения? Поступило предложение проект решения принять за основу. Голосуем: единогласно.

  1. Утвердить рабочую программу по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении и Положение о «группе риска», «Социально-опасного положения» семей воспитанников МДОУ Майнского детского сада № 5 «Теремок».

Голосуем: единогласно.

   

Председатель______________ /Т.В. Кураева/

Секретарь________________ /Н.В. Уланова /

Приложение 1.1

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Инструкция. Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа. На бланке под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного вами варианта ответа.

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т. д. ;

б) говорить вам только то, что он сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разрешения игрушку, то вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:

а) похвалите его и всем детям покажете его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажете ему«Вот всегда бы так занимался».

4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:

а) заставите его громко при всех поздороваться с вами;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что предпочтете делать:

а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами (записи, проверка тетрадей и т. д.)

6. Какая точка зрения вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящи и на них не стоит обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания — это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

а) положительно — без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно — оно часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

в) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:

а) сказали бы«Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Приложение 1.2.

Бланк для занесения ответов на вопросы

Ф.И.О. педагога____________________________________________________

№ п/п

Вариант ответа

Вариант вопроса  

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

2

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

3

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

4

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

5

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

6

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

7

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

8

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

9

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

10

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

Общая сумма баллов

Приложение 1.3.

Ключ ответов на вопросы к тесту

«Определение стиля педагогического общения»

Вариант ответа

Вариант вопроса  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

Б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

В

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма, характеризующая стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов.

25—30 баллов — предпочтение демократического стиля;

20—24 балла — склонность к авторитарному стилю;

10—19 баллов — выраженность либерального стиля общения.

Авторитарный стиль.

Ребёнок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнёр. Воспитатель единолично принимает решения, устанавливает жёсткий контроль за выполнением предъявляемых требований, использует свои права без учёта ситуации и мнений воспитанников, не обосновывает свои действия перед детьми. Проявляет холодность, безразличие к детям, неспособность к сочувствию. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют её при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкие самооценки, агрессивность. Главными методами воздействия такого воспитателя являются приказ, поучение. Ригидность, стереотипность методов. Для воспитателя характерна низкая удовлетворённость профессией.

Демократический стиль.

Ребёнок рассматривается как равноправный партнёр в общении, коллега в совместном поиске знаний. Воспитатель привлекает детей к принятию решений, учитывая их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает личные качества детей. проявляет доброжелательность, терпимость. Методы воздействия – побуждение к действию, совет, просьба. Преобладают приёмы, организующие самодеятельность детей. У таких воспитателей воспитанники имеют высокую самооценку.

Для таких воспитателей характерна профессиональная устойчивость, удовлетворённость профессией.

Либеральный стиль.

Воспитатель уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В группе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Формирование связной речи в д\с, в школе, в семье в соответствии с ФГОС».

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С разви...

Доклад на тему: «Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности»

Игра составляет основное содержание  жизни  ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью....

Самообразование на тему: «Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности»

quot;Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности"...

Педсовет Тема: «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»

Педсовет Тема: «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»...

Сценарий педагогического совета по теме: «Формирование звуковой культуры речи с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности»

Публикация будет полезна старшим воспитателям ДОУ при организации работы по совершенствованию профессиональной  компетентности,  педагогического мастерства воспитателей ДОУ по теме «Фо...

Опыт работы по теме: "Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности"

laquo;Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей»В. А. Сухомлинский      Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенк...