Рабочая программа
рабочая программа

Рабочая программа учителя -логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_prgo_ispr_dlya_min_obr.docx92.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинушка» села Старобалтачево  муниципального района

Балтачевский район Республики Башкортостан

Рассмотрено и принято:                                               Утверждаю

на заседании педагогического совета                         заведующий  МАДОУ

Протокол №___                                                             детский сад «Рябинушка» с. Старобалтачево

от «___»_______2017г.                                                 _______ Аскарова Г.Н.

                                                                                         Приказ от  «____»_____2017г. №__

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя –логопеда с детьми 5-7 лет

Составлена на основе образовательных программ: «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы,             Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004г.

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического

 недоразвития речи у детей.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

Авторы программ: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: «Просвещение», 2010г.

Образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Рябинушка»  села Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

Срок реализации: 2017-2019г.

                                                                Автор-составитель: 

учитель-логопед Балагутдинова Э.Р.

с. Старобалтачево

Содержание

I.Целевой раздел……….……………………………………………………………………………...3

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………….3

1.2.Цель, задачи и принципы  деятельности   учителя-логопеда   в  ДОУ  по  реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи………………………..4

1.3.Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей 5-7 лет…..…..……5

1.4.Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»…………...……………………………………...…………………………………………..10

1.5.Промежуточные  планируемые  результаты  по  образовательной  области  «Речевое развитие»………………………………………………………………………………..…………..…11

II.Содержательный раздел……….…………………………………………………………...……13

2.1.Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка………………………………………………………………...…………13

2.2.Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в ДОУ……………………………………………………………………………………………………14

2.3.Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы………..……….……..16

2.4. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями и педагогами ДОУ……..….18

III.Организационный раздел……….……………………………………………………………...21

3.1.Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ……………….……21

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса……………………………………………………………………………21

3.3.Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда…………………………………………………….…………..25

3.4.Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета…………………………………...…………………………………………………..……….26

Литература…………………………………………………………………………...………..……..28

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в обществе. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности   учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.

Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности  рассчитана на два учебных года и предназначена для детей 5– 7 лет с нарушениями речи (ФНР, ФФНР,             ОНР-3 уровень), зачисленных на логопедические занятия в МАДОУ детский сад «Рябинушка»        с. Старобалтачево.

Данная рабочая Программа является нормативно - управленческим документом МАДОУ детский сад «Рябинушка» с. Старобалтачево, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи  в условиях воспитательно-образовательного процесса.  

Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Декларация прав ребенка.
  • Основная Образовательная Программа МАДОУ детский сад «Рябинушка»                 с. Старобалтачево.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155).
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва).
  • Санитарно-эпидемиологические  требования к  устройству,  содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26  «Об утверждении САНПиН» 2.4.3049-13).
  • Приказ Департамента образования города Москвы от 11.08.2005 г. № 2-34-20«Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования».
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.

Таким образом, рабочая Программа разработана с учетом целей и задач примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А. Васильевой в соответствии ФГОС.

В программе   определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая Программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с различными речевыми патологиями (ФФНР, ФНР, ОНР-3 ур.), зачисленных на логопедические занятия в МАДОУ детский сад «Рябинушка»          с. Старобалтачево.

1.2. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда в ДОУпо реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи

Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР -3 ур.), зачисленных на логопедические занятия в ДОУ.

В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;
  • развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).

Достижение поставленной цели и решение задач  осуществляется с учётом следующих  принципов:

  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях; 
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с рабочей Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Таким образом, основной задачей рабочей Программы учителя-логопеда на 2017-2019 учебный год   является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

1.3. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей 5-7 лет

Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно - фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:

- недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;

- замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;

- смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;

- другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных.  Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в:

- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

- затруднениях при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:

- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;

- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;

 отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;

- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР)  не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия.

ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью.  Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

Такие расстройства могут проявляться:

- в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета;

- в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Чаще всего нарушаются:

- свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц;

- шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ;

- сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары);

- заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары);

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР

ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы.

Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.

Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.

Выделение ОНР - это выделение определенного симптомокомплекса. Данная группа является сложной нозологии и механизмам. Существуют различные категории детей: дети с моторной и сенсорной алалией; дети с задержкой речевого развития как симптом задержки психического развития; дети с дизартрией; дети с задержкой речевого развития невыраженной этиологии.

Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:

1. самый тяжелый – ОНР 1 уровня;

2. средний – ОНР 2 уровня;

3. более легкий – ОНР 3 уровня.

Общее недоразвитие речи I уровня

Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети четырех-пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова - звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов. Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений (например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один и тот же предмет называется различными словами. Ребенок меняет одно слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится как правило, односложная структура, реже двусложная.      

Фонематические восприятия, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи все же ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет грамматического оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью.

Общее недоразвитие речи II уровня

На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрехает» вместо «чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка много аморфных глаголов («делает», «идет», «стоит» и т.п.). Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах).

Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. Например: « Я была лелька», вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звуко-слоговая структура слов более развернута (ребенок воспроизводит два-три слова). Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно (например, «ада» вместо «звезда»). Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер.

Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно.

Общее недоразвитие речи III уровня

Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и  неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом. Таким образом, при ОНР-3 ур. наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.

  1.  Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»

Главной идеей рабочей Программы является: реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных на логопедические занятия в МАДОУ детский сад «Рябинушка»  с. Старобалтачево.

Результаты освоения рабочей Программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

1. Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

2. Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

3. Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

4. Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

5. Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

6. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

7. У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям:

1 направление – работа со всеми воспитанниками. В рамках службы сопровождения ДОУ;

2 направление – работа с детьми, имеющие нарушения речи.

1 направление:

Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.).

2 направление:

С целью выявления динамики речевого обследования. Обследуются дети посещающие логопедические занятия. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников.

Цели мониторинга:

Выявить детей с нарушениями речи;

Зачисление детей на логопедические занятия, с учетом выявленных нарушений.

Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Мониторинг воспитанников детского сада не посещающих логопедические занятия проводится в течение года (по запросу; по мере возникновения потребности).

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей в ежегодном отчете учителя-логопеда. Для диагностики используются методика логопедического обследования Т.Н. Волковской.

  1.  Промежуточные планируемые результаты по образовательной области

«Речевое развитие»

В конце обучения в старшей группе ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:

1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

- способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;

- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

3. Развитие литературной речи:

- способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям;

- способен под контролем взрослого пересказывать знакомые

произведения, участвовать в их драматизации.

4. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

- эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

- называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы;

- способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;

- знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров;

5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;

- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

- правильно употребляет соответствующие термины.

Ребенок 6-7 лет, выпущенный из ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:

1. Нормализация фонетической стороны речи:

- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;

- дифференцирует все звуки;

2.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

3. Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

- способен проводить звуковой анализ слов.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Исходной методологической основой содержания коррекционно-развивающей  работы в МАДОУ детский сад «Рябинушка» с. Старобалтачево являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Рабочая программа учителя-логопеда в ДОУ   на   2017-2019 учебный год   составлена       на   основе   программы «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы,                     М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

- Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);

- Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей  авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова).

Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.

В соответствии со спецификой логопедической работы в  ДОУ   образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Основными направлениями работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в ДОУ  в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:

  1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
  2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
  3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение.
  4. Формирование грамматического строя речи:

А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),

Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),

В) словообразование;

5. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);

6.   Воспитание любви и интереса к художественному слову.

2.2. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в ДОУ

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на логопедические занятия в МАДОУ детский сад «Рябинушка»                   с. Старобалтачево, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Форма организации обучения –  подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что ООД при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей Программой.

Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, уточнения логопедических заключений, составления индивидуальных планов коррекционной работы на год и заполнение речевых карт. В этот период времени учитель-логопед проводит индивидуальную комплексную диагностику каждого ребенка, фронтальные занятия не проводятся.

Основные цели обследования:

•        изучить условия воспитания и развития ребенка (круг общения, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье ив дошкольном учреждении) на основе беседы с родителями и анализа документов.

Задачи обследования:

•        выявить уровень развития ведущей деятельности (игры, рисования, конструирования, элементов труда) и оценить в соответствии с возрастными нормативами (совместно с воспитателем);

•        выявить характерные особенности эмоционально – личностной и познавательной сферы общего развития психической сферы ребенка.

•        оценить состояние связной речи с точки зрения предметно – смыслового и лексико-синтаксического её оформления;

•        определить степень овладения компонентами языковой системы;

•        собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.

Обследование ребенка с общим недоразвитием речи проводится по следующим направлениям:

•        анкетные данные;

•        общий анализ;

•        раннее психомоторное развитие;

•        перенесенные заболевания;

•        речевой анамнез;

•        общая характеристика речи;

•        состояние голосовой и дыхательной функций;

•        анатомическое строение артикуляционного аппарата;

•        артикуляционная моторика;

•        общая и мелкая моторика;

•        понимание речи (импрессивной речи);

•        лексика и грамматический строй экспрессивной лексики;

•        состояние связной речи;

•        состояние звукопроизношения;

•        состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков);

•        воспроизведение звукослоговой структуры слова;

•        состояние фонематического анализа и синтеза;

•        память, внимание, мышление;

•        знания о цвете, форме и величине, обобщающих понятиях.

С 16 сентября начинается организованная образовательная коррекционно- логопедическая деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы: начинаются подгрупповые и индивидуальные занятия. По договоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Количество детей в подгруппе от 3 до 7 человек.

Содержание подгрупповой работы отражается в календарно-тематическом планировании. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФНР, ФФНР  и ОНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю. 

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.  На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

  • совершенствование мимической моторики.
  • совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).
  • развитие артикуляционного и голосового аппарата;
  • развитие просодической стороны речи;
  • формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
  • формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
  • развитие диалогической и монологической речи.

Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР   составляет 3- 6 месяцев, ФФНР  - 1 год, ОНР – 1-2 года.  В течение года логопедические занятия посещают до 30 детей.  Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации

рабочей программы

Исходя из целей и задач рабочей Программы учителя-логопеда составлены следующие документы, регламентирующие логопедическую работу в ДОУ  на 2017-2018 учебный год:  

-   Годовой план работы учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год;  

- Перспективно-тематический план  подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий, навыков овладения звуковым анализом и синтезом, развитию связной речи (старшая и подготовительная);

-  План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на 2017-2018 учебный год.

Основой комплексно-тематического (перспективного) и календарного планирования коррекционной работы в старшей и подготовительной группах в соответствии с требованиями Программы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации.

Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. Языковые средства отбираются с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие.

Методы коррекционной логопедической работы:

1. Наглядные

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);

2. Словесные

-чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок,

чистоговорок и др.

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

3. Практические

- дидактические игры и упражнения;

- игры-драматизации и инсценировки;

- хороводные игры.

Средствами коррекции и развития речи детей с ФФН и ОНР являются:

- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);

- культурная языковая среда (дома и в детском саду);

- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по обучению грамоте, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы).

Формы и приемы организации

коррекционно-логопедической работы

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Образовательная

деятельность в

семье

1. Подгрупповая ООД

2. Индивидуальная НОД

3. Дидактические игры

4. Настольно-печатные игры

5. Компьютерные обучающие игры и программы

6. Разучивание скороговорок,

чистоговорок, стихотворений

7. Речевые задания и

упражнения

8. Работа по нормализации

звукопроизношения, обучению

пересказу, составлению

описательного рассказа

9. Пальчиковые игры и упражнения

10. Мимические,

логоритмические

артикуляционные

дыхательные гимнастики

11. Речевые дидактические игры

1. Сюжетно-ролевые игры

2. Дидактические игры

3. Настольно- печатные игры

4. Словотворчество

5. Совместная

продуктивная и игровая деятельность

1. Выполнение

рекомендаций учителя-логопеда по исправлению

нарушений в речевом развитии

2.Речевые игры

3. Беседы

4. Чтение книг,

5.Рассматривание иллюстраций

6.Заучивание скороговорок,

потешек, чистоговорок,

стихотворений

2.4. Особенности  взаимодействия  учителя-логопеда  

с родителями и педагогами ДОУ

Данная программа может быть успешно реализована только при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (лиц их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог- психолог). Родители постоянно должны закреплять сформированные умения и навыки у ребенка.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей  проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы.

Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Достижение положительного результата коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности всего педагогического коллектива и семьи воспитанников.

Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

План взаимодействия учителя-логопеда с родителями  в  МАДОУ детский сад «Рябинушка» села Старобалтачево на 2017-2018 учебный год

Цель: предупреждение и своевременное преодоление речевых нарушений у дошкольников в условиях единого образовательного пространства.

Мероприятия

Месяц

Виды работ

1.

Выступления на родительских собраниях:

1. Нормы речевого развития детей 4-6 лет. Цели и задачи логопедической работы в старшей группе.

2. Нормы речевого развития детей 6-7 лет. Цели и задачи логопедической работы в подготовительной к школе группе.

Сентябрь.

Собрание в старшей и подготовительной группах.

2.    

Индивидуальное консультирование родителей по результатам логопедического обследования, итогового мониторинга.

Сентябрь

Май

Индивидуальные консультации.

3.

Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем развитии детей и выявления запросов, пожеланий.

Сентябрь.

Анкетирование.

4.

Консультации в старшей группе:

- Играем с пальчиками, развиваем речь.

- Артикуляционная гимнастика с ребенком дома -это весело, полезно и интересно.

Консультации в подготовительной группе:

- Развитие речи детей ребёнка 7 года жизни.

- Готовность ребенка с нарушениями речи к школьному обучению.

Консультирование родителей массовых групп по запросу.

Октябрь

Февраль

Март

Консультирование родителей массовых групп по запросу.

5.

1. «Если ребенок заикается».

2. «О дыхании».

3. «Возрастные особенности детей 3-7 лет»;

4. «Готов ли ребенок к школе».

5. Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет.

6. «Речевая азбука для родителей».

8. «Преодоление трудностей обучения в школе: нарушения письменной речи, устной речи».

В течение года

Оформление информационных стендов.

6.

1. Показатели нормального развития детей

3-7лет. (по группам).

2. «Дуем, дуем, задуваем – звуки улучшаем».

3. «Артикуляционная гимнастика. Как правильно?»

4. «Играем с пальчиками, развиваем речь».

В течение года.

Папка – передвижка.

7.

Зачем логопед задает домашние задания?

Памятка для родителей

8.

Изучение удовлетворенности родителей проведенной коррекционно-образовательной работой.

Январь.

Анкетирование.

9.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Май.

Анкетирование.

План взаимодействия учителя-логопеда с педагогами   МАДОУ детский сад «Рябинушка» с. Старобалтачево на 2017-2018 учебный год

Цель: создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных возможностей детей дошкольного возраста.

Мероприятия

Месяц

Виды работ

1.

Результаты  первичной логопедической, педагогической, психологической диагностики детей.

Сентябрь

Медико – педагогическое заседание

2.    

Взаимосвязь работы учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы в коррекционной работе по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи, какие игры использовать в работе?

Сентябрь

Консультация педагогов

3.

ОНР – что это такое?

Октябрь

Сообщение воспитателям

4.

Развитие мелкой моторики у дошкольников.

Октябрь

Консультация для педагогов

5.

Взаимосвязь логопедической и психокоррекционой работы с детьми в условиях ДОУ.

Ноябрь

Консультация психологу

6.

Логоритмика в системе коррекции речи детей с ФФН.

Декабрь

Консультация музыкальному руководителю

7.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи  детей дошкольного возраста».

Февраль

Сообщение педагогам

8.

Игры на развитие коммуникативных способностей детей

Февраль

Сообщение воспитателям

9.

Пальчиковые гимнастики с музыкальным сопровождением в коррекции речевой патологии.

Март

Консультация музыкальному руководителю

10.

Воспитание патриота

Апрель

Консультация для педагогов

11.

Результаты логопедической, педагогической, психологической диагностики детей. Динамика.

Апрель

Медико-педагогическое заседание

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда

Мебель

1.

Настенное зеркало

1шт.

2.

Стол для детей

1шт.

3.

Стулья детские

3шт.

4.

Стол + тумба

1шт.

5.

Стул полумягкий  

1шт.

6.

Кресло компьютерное

1шт.

7.

Компьютерный стол

1шт.

8.

Шкаф для одежды

1шт.

9.

Шкаф для пособий

1шт.

10.

Стол письменный

1шт.

11.

Зеркала маленькие для индивидуальных занятий

10шт.

12.

Тумба

1шт.

Технические средства обучения

1.

Компьютер Филипс +процессор (с мышью и колонками)

1шт.

2.

Видеотека (диски)

1шт.

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами

обучения коррекционного логопедического процесса

Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием методическими материалами и средствами обучения. В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:

Игры и пособия для развития мелкой моторики

1.

Игры с прищепками

3шт.

2.

Трафареты для обводки и штриховки

1 набор

3.

Мячик с шипами (маленький)

2шт.

4.

Мозаика

1шт.

5.

Бусы деревянные «Фигуры»

1шт.

6.

Лабиринт

1шт.

7.

Доска с геометрическими фигурами «Винтик и шпунтик»

2шт.

8.

Пирамида

1шт.

Игры и пособия для развития речевого дыхания

1.

Трубочки коктельные одноразовые

50шт.

2.

Шары воздушные

10шт.

3.

Самолетик с вертушкой

1шт.

4.

«Овощи и фрукты»

1шт.

Игры и пособия для развития различных сторон речи и коррекции

звукопроизношения

1.

Найди четвертый лишний

2шт.

2.

Звонкий - глухой

1шт.

3.

Одинаковое - разное

1шт.

4.

Лото «Развиваем речь»

1шт.

5.

Логопедическое лото

1шт.

6.

Лото «Поиграем в магазин»

1шт.

7.

Лото «Легкий счет»

1шт.

8.

Папка «Чей домик?»

1шт.

9.

Папка «Домики»

1шт.

10.

Лото «Говори правильно»

4шт.

11.

Игра «Цвета»

1шт.

12.

Игра «Овощи, фрукты, ягоды»

1шт.

13.

Игра «Мамы и их малыши»

1шт.

14.

Лото «Фрукты, ягоды, овощи»

1шт.

15.

Набор сюжетных картинок

2шт.

16.

Кубики «Сказочные герои»

1шт.

17.

Кубики «Маша и медведь»

1шт.

18.

Лото «Предлоги»

1шт.

19.

Грамматика в картинках «Один-много»

2шт.

20.

Грамматика в картинках «Антонимы»

1шт.

21.

Пособие «Овощи»

1шт.

22.

Пособие «Транспорт»

1шт.

23.

Пособие «Профессии»

1шт.

24.

Пособие «Играем в сказку»

1шт.

25.

Театр на столе «Лубяная избушка»

1шт.

26.

Азбука настенная

1шт.

27.

Набор картин «Времена года»

1шт.

28.

Игрушка набор «Домашние животные»

1шт.

29.

Профили звуков

1шт.

30.

Серии сюжетных картин

1шт.

31.

Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов.

20шт.

32.

Картотека скороговорок и чистоговорок

1шт.

33.

Набор предметных картин по классификациям

10шт.

Материалы для логопедического обследования

1.

О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина «Логопедическое обследование детей 2-4 лет». Методическое пособие

1шт.

2.

Т.А.  Ткаченко «Альбом индивидуального обследования дошкольника» диагностическое пособие

1шт.

3.

О.И. Крупенчук «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста»

1шт.

4.

В.М. Акименко «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями»

1шт.

5.

О.Б. Иншакова «Альбом логопеда» иллюстративный материал для обследования устной речи детей

1шт.

6.

Т.Н. Волковская  «Иллюстративная методика логопедического обследования»

1шт.

Методическая и специальная литература

Наименование

Автор

Год издания

Количество

1

Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР

Н.В. Нищева

2007

1

2

Логопедия в школе

В.С. Кукушина

2005

1

3

Игры и упражнения для развития речи

Г.С. Швайко

2006

1

4

Обучение грамоте детей с нарушениями речи

Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова

2008

1

5

Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях

С.А. Миронова

2007

1

6

Логопедия

Л.С. Волкова

2007

1

7

Шпаргалка для логопеда

Р.А. Кирьянова

2008

1

8

Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет

А.Ф. Рыбина

2010

1

9

По дорогам приключений

Е.В. Яценко

2007

1

10

Русские народные загадки, пословицы, поговорки

Ю.Г. Круглов

1990

1

11

Специальная педагогика

Л.И. Аксенова

2004

1

12

Психология

А.В. Петровский

2002

1

13

Стихи для развития речи

О.А. Новиковская

2008

1

14

Программы коррекция нарушений речи

Т.Б. Филичева

2008

2

15

Говори правильно

О.Е. Громова

2009

2

16

Логопедические задания для детей 4-5 лет

Т.Ю. Барышева

2016

1

17

Чистоговорки. Комплексное развитие речи

Н.Е. Васюкова

2008

1

18

500 стишков для зарядки язычков

И.Д. Агеева

2009

1

19

Скороговорки и чистоговорки для развития речи

О.А. Новиковская

2009

1

20

Домашняя тетрадь № 4 «Учим слова и предложения»

У.М. Сидорова

2014

1

21

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках

Т.А. Куликовская

2004

1

22

Речевые пятиминутки

Н.И. Гридчина

2005

1

23

Коррекция нарушений слоговой структуры слова

Т.А. Ткаченко

2002

1

24

Развиваем фонематическое восприятие детей подготовительной группы

Н.М. Миронова

2008

1

25

Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками

Е.А. Борисова

2008

1

26

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей

С.Е. Большакова

2007

1

27

Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика

Е.Н. Краузе

2004

1

28

Логопедия при заикании

Л.Н. Смирнова

2006

1

29

Логопедия играем со звуками

Л.Н. Смирнова

2004

1

30

Альбом логопеда

О.Б. Иншакова

2008

1

31.

Азбука в картинках

В. Лиходед

2007

1

32.

Веселая азбука в стихах

Д. Кириченко-Лузин

2007

1

33.

Вещи в доме

Н.Н. Томилина

2007

1

34.

Загадки для малышей

В.А. Степанов

2004

1

35.

Моя азбука

В.Н. Верховень

2015

1

3.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда

Циклограмма рабочего времени учителя логопеда построена из учета 4 часов рабочего времени, из которых 3,5ч. в день отводятся на непосредственную работу с детьми, и 0,5ч. – на методическую и организационную работу.  

Циклограмма работы учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

9.00-9.40

Оформление документации

9.00-9.40

Работа с документацией

14.00-14.20

Консультации для педагогов.

Методическая работа

9.00-9.30

Подгрупповое занятие в подготовительной группе

9.00-9.15

Подготовка к занятиям

9.40-11.45

Индивидуальные занятия  в старшей группе

9.45-10.10

Подгрупповое занятие в старшей группе

14.20-16.05

Индивидуальные занятия в старшей  подгот. группах

9.35-11.00

Индивидуальные занятия в старшей группе

9.15-10.30

11.00-12.00

Индивидуальные занятия в подгот. старшей группах

15.00-15.30

Консультации для воспитателей

10.15-12.20

Индивидуальные занятия подготовительной группе

16.10-17.30

Подгрупповое занятие в старшей группе

15.00-15.30

Работа с документами, подготовка к занятиям

10.30-11.00

Подгрупповое занятие в старшей группе

15.30-16.00

Подгрупповое занятие в подготовительной группе

12.25-13.00

Оформление документации, индивидуальных тетрадей

17.30-18.00

Консультирование родителей

15.30-17.00

Индивидуальные занятия в подготовительной группе

12.00-13.00

Работа в ПМПк ДОУ

2 ч. утром

2 ч. после обеда

4 часа

4 часа

2 ч. утром

2 ч. после обеда

4 часа

3.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды

логопедического кабинета.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:  

 - экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);  

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;  

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

 - возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете  логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии;  позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.  

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.  

Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:  

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.  Она представлена книжными полками  и содержит следующие разделы:  

Материалы по обследованию речи детей;  

Методическая литература по коррекции речи детей;

Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;  

Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;  

Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).

Информационная зона для педагогов и родителей

Она расположена на планшетах (стендах): в коридоре, в приемной группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.

Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.  

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 3 до 7 лет).

Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.

Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ.  

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ.

Тетради для методических рекомендаций родителям по организации занятий с детьми в домашних условиях.  

Циклограмма работы  учителя-логопеда,         утвержденная руководителем дошкольного образовательного учреждения.

Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год.

Литература

  1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями/ В.М. Акименко.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.
  2. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова.-2-е издание.-М.: ВЛАДОС, 2008.
  3. Волковской Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования / Т.Н. Волковской.-М.: Образование Плюс, 2009.
  4. Воронцова Л.А. Документация учителя – логопеда ДОУ. Методическое пособие.- М.: ТЦ   Сфера,2008.
  5. Диск в помощь логопеду Л.В.  Акульская
  6. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2014
  7. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  8. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста.- СПб.: «Литера», 2011.
  9. Логопедия / под. ред. Л.С. Волковой.-5-е изд.- М.: ВЛАДОС, 2007.
  10. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. 2-е изд.-М.: ТЦ Сфера,2007.
  11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- Спб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. ред.  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  13. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ / авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова. – Волгоград: Учитель, 2014.
  14. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений /           Л.И. Аксенова, Л.И. Белякова и др.; Под.ред. Н.М. Назаровой.-3-е изд.-М.: «Академия»,2004.
  15. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2004.  
  16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. М.: «Просвещение», 2010.
  17. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.Б. Программа логопедической работы по преодолению фонеко-фонематического недоразвития  у детей. М.: «Просвещение», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...