Главные вкладки

    Тематический педсовет «Социально- нравственное воспитание детей – важный фактор социализации воспитанников»
    методическая разработка

    Степанова Елена Михайловна

    Совместное мероприятие с родителями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet_sots-nravstv_vospit.docx25.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педсовет «Социально- нравственное воспитание детей – важный фактор социализации воспитанников»

    ЦЕЛЬ: систематизировать знания педагогов и родителей в вопросах социально - нравственного    воспитания дошкольников.  

    ЗАДАЧИ:

    - определить понятия: «социальное развитие», «патриотическое воспитание», «нравственное воспитание», «гражданское воспитание»;

    - расширять знания педагогов и родителей по воспитанию ребенка в мире социальных отношений.

    План педсовета:

    1. Разминка для участников педсовета. Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю» - Степанова Е.М
    2. Введение в тему педсовета – Степанова Е.М
    3. Консультация «Методы и приемы при ознакомлении детей с трудом взрослых» - Шаповалова Т.М
    4. Консультация «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие» - Шерстобитова Л.А
    5. Работа малыми группами, составление педагогами и родителями «Словаря добрых слов»
    6. «Решаем проблемные ситуации» педагоги-родители
    7. Анализ тематической проверки «Создание условий для социально-нравственного развития детей» - Степанова Е.М
    8. Результаты наблюдения «Карта профессионального мастерства педагога»
    9. Разное

    Содержание:

    Разминка для участников

    1.Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»

    Правила игры: по кругу передаётся предмет.

    Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю…» (вариант – делать в свободное время… (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)»

    Задание: поставьте цель к данной игре, назовите возможные варианты данной игры с детьми.

    Вступление.

    Уважаемые коллеги и родители, тему нравственного воспитания мы частично затрагивали в прошлом году, когда говорили о «Правах ребенка». Как вы считаете, существует ли проблема нравственного воспитания детей в современном обществе?

    Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.  

    Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

    Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

    В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

    Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования.

    Так статьи 12 и 13 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

    Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

    Стандарт дошкольного образования, одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования выдвигает требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

    Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

     Томас Манн (немецкий писатель) говорил: «Человек стоит между ангелом и зверем. Кем он станет, зависит от воспитания». Воспитание помогает человеку гармонизировать эти две мощные силы, учит овладевать собой, учит самоконтролю. Хорошие манеры, вежливость, красота тесно связанно с нравственным воспитанием ребенка.  В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделено неслучайно.

    Основная часть.

    Основные цели и задачи данной области:

    -  Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

    -  Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    -  Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

    -  Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

    Социальное развитие начинается с отношений в семье, детского сада, дома, улицы.

    С дошкольного возраста мы начинаем знакомить детей с трудом взрослых, прививать уважение к их нелегкому труду.  Консультацию проводит «Методы и приемы при ознакомлении детей с трудом взрослых» - Шаповалова Т.М 

     Дети не только наблюдают за трудом взрослых, но и приучаются с помощью взрослых к элементарному труду. А начинается все с несложных трудовых поручений, дежурств. Консультация «Влияния совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие» - Шерстобитова Л.А

     В дошкольном воспитании и образовании используются термины: «социальное развитие», «патриотическое воспитание», «нравственное воспитание», «гражданское воспитание».

    -Как вы считаете, эти термины тождественны дуг другу?

    Области их значений частично пересекаются, но они не являются тождественными.

    Нравственное воспитание – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитания уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

    Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. ДОУ также проводит с дошкольниками работу по этому вопросу

    Цель патриотического воспитания – привить любовь к Родине, к национальным традициям, к культуре. Поэтому патриотическое воспитание создает предпосылки гражданского поведения.

    Гражданское воспитание – формирование у ребенка активной социальной позиции, осознание себя участником и созидателем общественной жизни. Гражданское поведение предполагает формирование таких черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания – это активность, самостоятельность, инициативность, способность принимать решения. Гражданское воспитание одно из направлений социализации личности.

     Мы говорили о гражданстве, личности, социуме, о нравственном воспитании ребенка. Нравственность невозможна без добрых слов,  

    сегодня я предлагаю вам составить словарь добрых слов:

    Встаньте круг. Разделитесь, пожалуйста, на 6 групп. Время 3 минуты.

    Формы приветствия: Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер, Доброго здоровья, здравствуйте, Мир вашему дому, Мое почтение, Нижайший поклон, привет, приветствую вас, приятно снова вас видеть, Рад встречи с вами;

    Формы прощания: Будьте здоровы, Всего доброго, Всего хорошего, Доброй ночи, Доброго пути, Добрых встреч, до свидания, до встречи, желаю всяких благ, кланяюсь вам, прощайте, Позвольте откланяться, счастливо, Спокойной ночи, Храни вас Господь, Честь имею;

    Формы знакомства – Будем знакомы, весьма рада, очень приятно, очень рад знакомству с вами, Позвольте представиться, рада познакомиться с вами, разрешите представиться, разрешите с вами познакомиться;

    Формы извинения – Извините, пожалуйста, не обессудьте, Примите мои извинения, Поймите меня, признаюсь, прошу прощения, я была не права;

     Формы благодарения – Большое спасибо, Вы очень учтивы, весьма вам признательна, Вы мне очень помогли, Примите слова благодарности, премного благодарен, спасибо за теплые слова, Чрезвычайно благодарна, я вас благодарю;

    Формы просьбы – Будьте добры, Будьте любезны, если вас не затруднит, не откажите, пожалуйста, не смогли бы Вы, пожалуйста, помогите мне, Позвольте, прошу вас, разрешите, буду вам признателен.

    6. Современное ДОУ не может успешно работать и развиваться без взаимодействия с социумом, т.е окружающим его миром, государственными и общественными организациями (сетевое взаимодействие).

    - Назовите организации, объединения, структуры, с которыми взаимодействует наше ДОУ:

    Дом культуры, Городской музей, Выставочный зал, Библиотека, школа, музыкальная школа, центр дополнительного образования, пединститут, детская поликлиника.

     «Решаем проблемные ситуации»:

    Предлагаю обсудить несколько педагогических ситуаций:

    СИТУАЦИЯ № 1

    «Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю. Стала замечать, что дочь растет черствой, бездушной. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать ей стакан воды, но даже затевает шумные игры там, где лежит больная. А тут произошел такой случай. Шли мы с Мариной по улице. Я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по  поводу случившегося? – Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженым. Я ей: «Сейчас не до мороженного. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль». А она в ответ: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и внутрисемейные отношения, казалось бы, должны для нее явиться примером заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой».

    В чем причина?

    Ответ: нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же, этого мало. Пассивное восприятие примера не может создать у ребенка стремления к подражанию. Еще большую ошибку мы допускаем, если ребенок становиться, лишь потребителем заботы, любви и внимания взрослых, если они не требуют от него ответного внимания к себе.

    СИТУАЦИЯ № 2

    «Отец и бабушка в день рождения мамы шестилетней Светланы дарят подарок и ей, чтобы не видеть огорчения на лице девочки преподносят ей сувениры, как они называют, утешительные. А мама не может устоять против того, чтобы часть подарков, предназначенных ей, не перешла во владение дочери. - Коробка с конфетами – это Светочке. Сувенир-самовар – тоже ей: пригодится в кукольном хозяйстве… А вот из ткани, предназначенной мне на блузку, сошью Свете платье. Ты довольна, доченька? – обращается она к девочке».

    Ответ: важно, чтобы наши дети не были лишь потребителями радостей. Умению разделять радость другого надо учить ребенка. Маленький ребенок еще не всегда способен проникаться радостью другого, быть счастливым от того, что другому хорошо.

    СИТУАЦИЯ №3

    Пятилетняя Лида принесла со двора несколько веток тополя, чтобы поставить их в вазу и понаблюдать, как из почек появятся листочки.

    - Мама, посмотри, что я принесла! – торопится поделиться дочь своей радостью. И у Нины, и у Леши тоже есть веточки!

    -Откуда взяли? Наверное, наломали сами? Как вас только в милицию не забрали!

    Радость исчезает с лица девочки, сколько обиды в глазах! Она пытается разуверить маму:

    - Да нет же, нет! Мы не ломали сами. Это нам дали рабочие, которые подрезали деревья!

    - Лучше не обманывай, все равно проверю…

    Отпуская дочь гулять, мама вновь высказывает подозрение:

    - Опять заберешься с Олей домой вместо того, чтобы побегать на воздухе? Смотри, проверю!

    Ответ: Маленькие дети по своей природе открыты и простодушны. От взрослых требуется контроль за поступками детей, которые склонны к действиям исподтишка. Однако такую проверку нужно делать очень деликатно: ребенок не должен ощущать на себе довлеющего контроля. Если он то и дело слышит: «Смотри проверю», «Все равно узнаю» то вряд ли можно научить его умению поступать открыто, быть правдивым из внутренних побуждений. Он станет поступать правильно тогда, когда знает, что его проверят.

    А теперь давайте вспомним или придумаем ситуации, которые могут происходить с нами и нашими детьми и найдет правильное педагогическое к ним решение!

    Аналитическая часть.

    Итоги тематической взаимно проверки по теме «Создание условий для социально- нравственного развития детей»

    В группах детского сада созданы условия для социально-нравственного развития дошкольников, развивающая среда с разнообразными дидактическими пособиями и игровыми модулями, имеются настольно-печатные игры, атрибутика к сюжетно-ролевым играм, картотека специальных игр по данному направлению, не во всех группах имеется.

    Для педагогов есть в наличии специальная методическая литература. Ведется работа с родителями по нравственному воспитанию детей. Работа в уголке природы ведется в «Зимнем саду», где имеется все необходимое оборудование.

     Необходимы игры на классификацию предметов, лейки, лопатки, для деятельности на участке, недостаточно оборудования для трудовой деятельности (для коллективного труда в группах): фартуки, тряпочки, щетки, тазы и т.д.

    Выносной материал для труда на участке – проблема -  некуда ставить.  Пополнить группы различными конструкторами, строительным и бросовым материалом для пополнения игровой среды.

      «Карта профессионального мастерства педагога»  

    В результате наблюдения за профессиональным мастерством воспитателей ДОУ (15 педагогов): 60% это высокий уровень профессионального мастерства; 40% - допустимый уровень; низкого уровня нет.

    РЕКОМЕНДАЦИИ:

    - обратить внимание на умение ввести детей в тему деятельности, создание проблемных ситуаций;

    - организация детей на занятии малыми подгруппами;

    - давать важные поручения и ответственную роль замкнутым, застенчивым детям, показывать их значимость перед другими детьми;

    - способствовать умению завершить занятие, организуя игровую деятельность, логичный переход к другим видам деятельности.  

    РАЗНОЕ:

    - введение игровой технологии квест с января месяца, во всех группах ДОУ (последняя неделя каждого месяца, включение в деятельность узких специалистов по необходимости). Тематические квесты, на уровне ДОУ, 1-3 раза в год.

    - выбрать уполномоченного от родителей по правам ребенка!

    10. Заключительная чась

    Спасибо всем за плодотворную работу. Отдельное спасибо нашим уважаемым родителям и педагогам за опыт и консультации.

    «Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

     (Василий Александрович Сухомлинский).

    Решение педсовета:

    - в системе продолжить работу по социально-коммуникативному развитию детей;

    - использовать традиционные и новые методы и приемы при ознакомлении детей с трудом взрослых;  

    - внедрение новых форм в работу, по социальному развитию, с привлечением родителей ДОУ;

    - приобрести, необходимы игры на классификацию предметов: лейки, лопатки, для деятельности на участке, оборудования для трудовой деятельности (для коллективного труда в группах): фартуки, тряпочки, щетки, тазы и т.д;

    - пополнить группы различными конструкторами, строительным и бросовым материалом для пополнения игровой среды.

    - учесть рекомендации по результату мониторинга «Карта профессионального мастерства педагога»;

    - утвердить положение о смотре-конкурсе «Новогодние чудеса»;

    -  введение игровой технологии квест с января месяца, во всех группах ДОУ (последняя неделя каждого месяца, включение в деятельность узких специалистов по необходимости). Тематические квесты, на уровне ДОУ, 1-3 раза в год.

    -утвердить уполномоченного

    от родителей по правам ребенка__________________________ Ф.И.О

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов.Тема: Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации воспитанников ДОУ.

    Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие дете...

    Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации воспитанников ОУ

    Педагогические условия, направленные на социально-нравственное воспитание детей:использование программ нравственного воспитания детей;знание комплексной технологии психолого-педагогического сопровожде...

    Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации воспитанников ДОУ

    Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важ...

    Консультация для воспитателей:Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации воспитанников ДОУ

    Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие дете...

    Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Социально – нравственное воспитание – важный фактор социализации воспитанников ДОУ»

    Цель: Практическое овладение педагогами навыков и умений по воспитанию у детей социальных, моральных, и нравственных качеств.Задачи:Система работы по нравственному воспитанию: состояние проблемы, акту...