Опыт введения профессионального стандарта педагога на уровне муниципалитета (образовательной организации)
материал

Макеева Елена Владимировна

Материалы содержат описание опыта введения профессионального стандарта педагога в ОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_vvedeniya_profstandarta_v_mbdou_no_10.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 «Аленушка», г. Канск

Материалы к семинару-конференции "Опыт введения профессионального стандарта педагога на уровне муниципалитета (образовательной организации)"

Номинация: управление профессиональным развитием.

Участие в пилотировании принимала команда  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Аленушка»  г. Канска.

Участники пилотирования: управленческая команда образовательной организации, педагогический коллектив.

Направления изменений: повышение качества реализации ООП ДО, изменение нормативно-правовой базы ДОУ.

        В ходе работы планировалось разработать механизм оценки уровня квалификации педагогов, требования к уровню квалификации педагогов, которые будут способствовать качественной реализации образовательной программы, разработать модель аттестации педагогов   на соответствие занимаемой должности, обеспечить единство  в оценке уровня профессиональных компетенций педагогов, внести изменения в локальные акты ДОУ.

Категория педагогов, на которых направлены изменения: воспитатели ДОУ

В современных условиях реформирования образования, в условиях введения профессионального стандарта педагога  все более важным становится вопрос повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности педагогов дошкольных организаций. В соответствии с последними изменениями, внесенными в Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности является обязательной процедурой для всех работников образовательных организаций, ведущих педагогическую практику более 2лет.

Разработка требований к соответствию занимаемой должности, а также разработка инструментария,  процедур, проведение оценки соответствия этим требованиям - это компетенция ОО.

В МБДОУ № 10 функционирует 12 групп из них 2 группы компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, 3 группы комбинированной направленности в которые интегрированы дети с различными нарушениями речи.  В связи с этим возникла потребность в педагогах с определенными компетенциями.

К сожалению,  уровень квалификации  педагогов не позволяет качественно реализовать ООП ДО. Это выражается в том, что по результатам  контрольно -  оценочной деятельности, выявлено, что педагоги при выборе методов и приемов  не учитывают индивидуальные  возможности детей, особенности группы.

Поэтому основной управленческой задачей стало: разработка требований к уровню квалификации педагогов, которые будут способствовать качественной реализации образовательной программы.

Разработка механизма оценки уровня квалификации педагогов, требований к уровню квалификации педагогов, модели аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, в нашем дошкольном учреждении проводиласьс целью повышения качества реализации ООП  для:

  • оценки уровня профессиональной квалификации педагогов;
  • повышения качества методической помощи педагогам на основе выявленных образовательных потребностей;
  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогов, их профессионального роста;
  • предоставление возможности распространения накопленного опыта на основе выявленных ресурсов педагогов;
  • обеспечение разработки индивидуальных программ профессионального развития педагогов;
  • формирования заказа на повышение квалификации.

Субъектами оценки  являются:

  • педагоги ДОУ, предоставляющие информацию о своей квалификации и педагоги ДОУ собирающие, обрабатывающие и анализирующие информацию о квалификации педагога;
  • администрация ДОУ собирающая, обрабатывающая информацию в рамках контрольно-оценочной деятельности. Администрация  ДОУ формирует базу данных.

        На основании распоряжения руководителя была созданы рабочая группа,  для разработки Регламента на соответствие занимаемой должности и содержания оценки (критериев, показателей оценивания, инструмента, процедур). Эта группа была ориентирована и на разработку механизма оценки квалификации педагога, разработку требований к уровню квалификации педагогов, которые будут способствовать качественной реализации образовательной программы.

 В состав рабочей группы вошли: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель высшей категории, два педагога с первой квалификационной категорией. Регламент,  критерии, показатели оценивания,  процедуры рассматривались и согласовывались на Педагогическом совете, были утверждены руководителем.

При разработки критериев за основу были взяты трудовые действия, которые необходимы для выполнения должностных инструкций педагога, а также трудовые действия для реализации ООП ДО с учетом специфики образовательной организации (уровня квалификации педагогов, наличием групп различной направленности: компенсирующей, комбинированных).

Для оценки уровня компетенций педагогов была применена дескриптивная шкала оценивания.

Для определения уровня владения трудовым действием рабочей группой были определены показатели:

а. репродуктивный уровень (делает по образцу);

б. продуктивный уровень (способен делать в определенных ситуациях);

в. творческий уровень (импровизирует).

Для определения уровня квалификации педагогов организовывались  с определенной периодичностью следующие процедуры:

  • в рамках контрольно-оценочной деятельности: тематический контроль (2 раза в год), фронтальный контроль (1раз в год);
  • просмотр НОД (2раза в год);
  • анализ показателей качества взаимодействия в системе «взрослый – дети» (показатели оценки качества взаимодействия в системе «взрослый – дети» оценивается по 14 направлениям, конкретизирующим пять образовательных областей Программы в соответствии с ФГОС ДО, и включает оценку развивающей предметно-пространственной среды в детском саду по Н.В. Тарасовой).

Проводила оценку квалификации педагогов экспертная группа, в состав которой вошли педагоги разрабатывающие содержание оценки квалификации (критерии и показатели и т.д.).

Результаты оценки уровня квалификации педагога фиксировались в листе оценки.

        В ДОУ была организована процедура аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности на основе оценки профессиональной деятельности в соответствии с разработанным регламентом.

Для подтверждения соответствия занимаемой должности педагогов ДОУ была создана аттестационная комиссия на основании распоряжения руководителя (в состав которой входили члены экспертной группы).

За основу аттестационной комиссией были взяты результаты проведенной оценки уровня квалификации педагогов, а так же проводился анализ портфолио и результатов анкетирования удовлетворенности родителей.

Если педагог демонстрировал большой процент  творческого уровня, аттестационная комиссия рекомендовала подать заявление на прохождение аттестации на квалификационную категорию (первую, высшую). Если педагог демонстрировал ниже 50% проявлений творческого и продуктивного уровня в протокол включаются  рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагога, о необходимости повышения его квалификации с учетом слабо представленных педагогических компетенций, выявленных при аттестации.

        Разработанный рабочей группой формат листа оценки уровня квалификации педагога позволяет определить уровень квалификации педагога, а также поможет выстроить индивидуальную  траекторию профессионального роста (от репродуктивного к творческому уровню). Кроме того этот документ применяется для: аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, оценки уровня квалификации педагогов, проведения внутренней оценки качества образования (ВСОКО), что обеспечивает единство  в оценке уровня профессиональных компетенций педагогов.

Результаты оценки уровня квалификации педагогов

        В результате проведения оценки уровня квалификации  педагогов (по разработанным  критериям) в 2017 выявлено:  

  • 29%  педагогов имеют 1уровень;  54%  - 2 уровень;  17%  - 3уровень;
  • определены дефициты компетенций педагогов;
  • определены возможности решения выявленных проблем за счет внутренних ресурсов ОО и возможностей внешней среды по каждому уровню:

Уровень

Количество педагогов

%

Управленческие решения

I уровень

29 %

- разработаны  индивидуальные маршруты профессионального роста педагогов;

- определены возможности внешней среды (проведены  семинары по звуковой культуры речи, запланированы КПК);

 -определены внутренние ресурсы (за счет педагогов выявленного 3 уровня) запланированы консультации, мастер-классы, круглые столы, педсоветы, открытые просмотры НОД с анализом, взаимопосещение  в рамках темы «речевое развитие».

II уровень

54%

- разработаны  индивидуальные маршруты профессионального роста педагогов;

- определены возможности внешней среды (проведены  семинары по звуковой культуры речи, пройдены  КПК «Организация инклюзивного образовательного процесса на дошкольном уровне общего образования»);

 - определены внутренние ресурсы (за счет педагогов выявленного 3 уровня) запланированы консультации, мастер-классы, круглые столы, педсоветы, открытые просмотры НОД с анализом, взаимопосещение  в рамках темы «речевое развитие».

III уровень

17%

- пройдены  КПК «Организация инклюзивного образовательного процесса на дошкольном уровне общего образования»);

- приступили к разработке АОП, АООП, ИКС по выявленным категориям детей;

- в рамках плана педагоги будут представлять свой опыт работы по речевому развитию на уровне учреждения, муниципальном, региональном уровнях.

  • разработан  план действий по повышению квалификации педагогов  с учетом внутренних и внешних ресурсов;
  • скорректирован план работы на учебный год.

На сегодняшний день по результатам  оценки проведен ряд семинаров  по ЗКР на муниципальном уровне, 33 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по теме: «Организация инклюзивного образовательного процесса на дошкольном уровне общего образования», в годовой план включены мероприятия по ликвидации  дефицитов педагогов в области «Речевое развитие». Темой заинтересовались коллеги из другого ДОУ. Разработан план взаимодействия, в годовой план включен ряд совместных мероприятий ( круглые столы, взаимопосещения). В плане ротации кадров было принято следующее управленческое решение: педагоги выпускной группы не набирают в новом учебном году младший возраст, как это было принято в ДОУ, а переведены в подготовительную  группу, педагог переведен на другую должность по инициативе сотрудника. На основе оценки уровня квалификации разработаны и реализуются индивидуальные программы профессионального развития педагогов.

Управленческие решения по результатам проведенной оценки уровня квалификации педагогов:

  • разработка плана действий по повышению квалификации педагогов с учетом внутренних и внешних ресурсов;
  • определение возможности решения выявленных проблем за счет внутренних ресурсов ОО (наставничество, проведение мастер-классов, консультаций, семинаров и т.д.);
  • определение возможностей внешней среды (проведение семинаров на муниципальном уровне, планирование курсов ПК);
  • разработка индивидуальной программ профессионального развития  педагогов;
  • ротация кадров (перевод в другую возрастную группу, в группу компенсирующей  или комбинированной направленности, перевод на другую должность с согласия работника).

        В ДОУ  на протяжении всего периода пилотирования  работала рабочая группа по введению профессионального стандарта педагога, созданная на основании распоряжения руководителя. Группа была ориентирована на разработку локальных актов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом. В результате деятельности рабочей группы внесены изменения в локальные акты ДОУ, со всеми сотрудниками заключены трудовые договора в формате  эффективного контракта. В части оплаты труда разработаны критерии выплат стимулирующего характера, критерии оценки результативности и качества деятельности учреждения для педагогов.  Разработаны должностные инструкции педагогов в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Разработаны: регламент аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, положение о ВСОКО, положения о рабочих, экспертных группах, положения о разработки индивидуальных программ профессионального развития педагогов и т.д.

Оценка изменений

В результате проведенной работы произошли ожидаемые позитивные изменения.

Для оценки изменений по направлению качественная реализация ООП ДО проведен анализ результатов ВСОКО и НОКО, для оценки изменений  нормативно - правовой базы в соответствии с профессиональным стандартом педагога на основании распоряжения руководителя проведенконтроль с целью анализа внесенных изменений в локальные акты ДОУ.

В результате анализа оценки изменений  выявлено:

Направления деятельности

Конкретные мероприятия

Способы оценки,

процедуры

Результаты

Приведение в соответствие с профстандартом нормативной базы образовательного учреждения

Внесение измененийв:

-должностные

инструкции воспитателей;

-коллективный договор;

-правила внутреннего трудового распорядка;

-положение об оплате труда;

Заключение трудовых соглашений в формате эффективного контракта

Разработка:

-регламента аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности;

-положения о стимулирующих выплатах педагогов и т.д.

Организация контроля в соответствии с планом-заданием.

 с целью проведения анализа внесенных изменений в локальные акты ДОУ

Анализ документов

Со всеми сотрудниками заключены трудовые договора в формате  эффективного контракта. В части оплаты труда разработаны критерии выплат стимулирующего характера, критерии оценки результативности и качества деятельности учреждения для педагогов.  Разработаны должностные инструкции педагогов в соответствии с профессиональным стандартом педагога;

Разработаны: регламент аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, положение о ВСОКО, положения о рабочих, экспертных группах, положения о разработки индивидуальных программ проф. развития и т.д.

Повышение качества реализации ООП

-Разработка требований к уровню квалификации педагогов, которые будут способствовать качественной реализации образовательной программы.

-Анализ проблем педагогов, выявленных на основе оценки уровня квалификации педагогов, определение возможности решениях за счет внутренних и внешних ресурсов.

-Разработка и создание условий для реализации  индивидуальной образовательно-методической траектории педагога

- Разработка

индивидуальных  программ профессионального развития педагогов, на основе оценки уровня квалификации педагогов.

Организация процедуры ВСОКО по разработанным показателям ВСОКО в соответствии с положением (оценивается по 14 направлениям, конкретизирующим пять образовательных областей Программы в соответствии с ФГОС ДО, и включает оценку развивающей предметно-пространственной среды в детском саду)

Анализ документов

Анализ результатов НОКО

Разработан механизм оценки квалификации педагогов. Разработана модель аттестации на соответствие занимаемой должности. Обеспечено единство  в оценке уровня профессиональных компетенций педагогов. Разработаны и реализуются

индивидуальные  программы профессионального развития педагогов, на основе оценки уровня квалификации педагогов.

Определены возможности решения выявленных проблем за счет внутренних ресурсов ОО и возможностей внешней среды

Разработан  и реализуется план действий по повышению квалификации педагогов  с учетом внутренних и внешних ресурсов (семинары, организация курсовой подготовки-формирование заказа  и т.д.)

По результатам анализа показателей ВСОКО  выявлено:педагоги создают условия для качественной реализации программы. Демонстрируют 74%  проявлений от общего количества проявлений в соответствии с положением

Высокий рейтинг среди ДОУ города по итогам НОКО. Анкетирование, проведенное в рамках НОКО, показало, что   100%  из опрошенных родителей удовлетворены профессиональной компетентностью педагогов образовательной организации.

В апреле 2018 году в рамках плана межмуниципального взаимодействия планируется проведение гостевого обмена по теме:«Развитие кадрового потенциала в условиях введения профессионального стандарта педагога» на базе МБДОУ 10

Привлечение педагогов к обсуждению вопросов, связанными с изменениями, участие их в рабочих, дискуссионных, экспертных группах, наличие достоверной, адекватной информации о нововведениях позволяет повысить оценку педагогов, вовлеченных в изменения. Педагоги, имеющие квалификационную категорию принимают активное участие в экспертной деятельности. Воспитатели, не имеющие квалификационных категорий активнее стали представлять свой опыт работы на мероприятиях различного уровня, принимают участвуют в работе ГМО, грамотно планируют мероприятия по повышению квалификации на основе оценки уровня профессиональной компетентности педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональный стандарт как основа оценки деятельности и профессионального развития педагогов в условиях дошкольной образовательной организации»

Педагог- ключевая фигура в реформе образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится ...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково Дорожная карта по подготовке к введению Профессионального стандарта педагога на 2016-2020 г.г.

ШАГ 1.  Создание рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной деятельности  МДОУ детский сад № 1 «Аленушка». Определяет состав рабоч...

Проект методической работы по введению профессионального стандарта «Педагог»

Данный проект является  составной частью Дорожной  карты  внедрения всех профессиональных стандартов (из числа утвержденных Минтрудом России) в соответствии с имеющейся спецификой и нал...

Презентация на тему "Экспертная оценка деятельности педагога ДОУ в условиях введения профессионального стандарта "Педагог"

Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (далее &ndash...

Педагогический совет «Готовность образовательной организации к введению профессионального стандарта педагога»

Документ содержит материалы педагогического совета на тему  «Готовность образовательной организации к введению профессионального стандарта педагога»...

Организация активных форм работы с педагогическим коллективом по введению профессионального стандарта «ПЕДАГОГ»

Перед руководителем каждой образовательной организации стоит вопрос, как подготовить педагогов к соотвествию профессиональным стандартам? В методической разработке представлены методы активного обучен...