Психологическая культура педагогов дошкольных образовательных учреждений.
статья

Рудольф Ирина Андреевна

Статья посвящена описанию понятия «психологическая культура личности» и его роли в обеспечении профессиональной успешности современных педагогов дошкольных образовательных учреждений. В статье представлены результаты эмпирического исследования главных структурных компонентов психологической культуры педагогов ДОУ комбинированного и общеразвивающего вида. Результаты данного исследования могут быть полезны в процессе консультирования педагогов по вопросам профессионального роста и профилактики эмоционального выгорания, а также для создания программ, направленных на развитие психологической культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений реализуемых в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая культура педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Рудольф Ирина Андреевна. Магистрант факультета психологии Саратовского национального исследовательского государственного университета. Воспитатель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения прогимназии "Радуга" №624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Аннотация: Статья посвящена описанию понятия «психологическая культура личности» и его роли в обеспечении профессиональной успешности современных педагогов дошкольных образовательных учреждений. В статье представлены результаты эмпирического исследования главных структурных компонентов психологической культуры педагогов ДОУ комбинированного и общеразвивающего вида. Результаты данного исследования могут быть полезны в процессе консультирования педагогов по вопросам профессионального роста и профилактики эмоционального выгорания, а также для создания программ, направленных на развитие психологической культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений реализуемых в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов ДОУ.

Ключевые слова: психологическая культура, структура психологической культуры, дошкольное образование, педагогическая психология, психолого-педагогическая служба.

Современная Россия на протяжении нескольких десятков лет наблюдает культурный кризис общества. Во всех сферах жизни повсеместно идет нарушение нравственных норм и запретов. Чуприй Леонид указывает на манипулятивное воздействие телевидения и рекламы на людей, особенно на детей, как наименее защищенную категорию общества, с популяризацией гедонизма (добром является все то, что приносит наслаждение). Другими словами такое воздействие предлагает «получить от жизни все», а значит и попробовать запрещенные вещества, алкоголь, табак и т.п., что приводит к изменению ценностных установок и деградации всего человечества. Поэтому одной из главных задач сферы образования в современный век является нахождение путей усовершенствования образовательной практики, направленной на повышение базовой культуры всего социума, частью которой является психологическая культура каждой личности в отдельности.

Человек погружается в психологическую культуру с момента своего рождения и не покидает до самой своей смерти. Более того, индивид и человеком (конкретнее, личностью) становится в той мере, в какой усваивает эту культуру и насколько сам же ее и развивает. Важность психологической культуры состоит также в том, что она является ведущей в различных процессах жизнедеятельности личности, его общении, социальной адаптации и др.

Огромное количество ученых, например, А.А. Востриков, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, Б.Г. Мещеряков, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский и др. изучают психологическую культуру личности. Некоторые рассматривают психологическую культуру в общем значении как определенный уровень психологической образованности современного общества и личности, уровень самопознания человечества, отношения человека к окружающим людям, к самому себе, к природе. Но при этом исследований в сфере психологической культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений катастрофически мало, в сравнении с изучением личности учителя. Что определяет данную работу как актуальную и важную для внедрения инновационных процессов в сфере образования и одновременно для развития данной сферы.

Колмогорова Л.С. считает, что фундаментальным понятием, вокруг которого выстраиваются частные задачи деятельности психолога в образовательных учреждениях, является психологическая культура детей, педагогов, родителей. Практически все многообразие задач и проблем, которые решает практический психолог, так или иначе сходятся либо к психологической культуре в её конкретных проявлениях, либо к психологическому здоровью. [1].

Психологическая служба в образовании имеет возможность влиять на процесс культурного кризиса в обществе посредством повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса – педагогов и их воспитанников или обучающихся.

Поэтому так важно решение проблемы целенаправленного формирования психологической культуры у детей и специалистов, работающих с ними. Ведь педагоги являются одними из важнейших агентов социализации личности.

Целью исследовательской работы является выявление главных структурных компонентов психологической культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Для проведения исследования была использована структурная модель психологической культуры, предложенная В.В. Семикиным.  В своей работе он собрал труды многих исследователей и предположил, что в генезисе психологической культуры следует выделять три основных уровня:

  1. психологическая грамотность;
  2. психологическая компетентность;
  3. собственно психологическая культура как развитый механизм личностной саморегуляции [2].

Исследуя структуру психологической культуры третьего уровня, он пришел к выводу, что она включает в себя следующие компоненты:

  1. когнитивный (некоторая система психологических знаний о людях и о себе, умение применять их на практике, а также определенный уровень развития интеллекта, способность к творчеству);
  2. рефлексивно-перцептивный (наблюдательность, психологическая проницательность, умение адекватно воспринимать самого себя, других людей, прогнозировать их поведение);
  3. эмоционально-чувственный (богатство и действенность переживаний, развитая эмпатия, умение сопереживать, способность к идентификации);
  4. коммуникативный (умение общаться, адекватно воспринимать и передавать информацию);
  5. регулятивный (самоконтроль, владение собой, умение управлять своими состояниями и своим умом, нравственная саморегуляция);
  6. подсистема опыта социального взаимодействия (умения и навыки социального взаимодействия: архетипы, установки и стереотипы культурного поведения);
  7. ценностно-смысловой (нормы, ценности и отношения к ним, включенные в смысловые личностные образования, мировоззрение, совесть).

Для исследования под каждый из вышеперечисленных компонентов была подобрана собственная методика: изучение психологической культуры в целом («Психологическая культура личности» О.И. Моткова); рефлексивно-перцептивный компонент («Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова); регулятивный компонент («Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой); эмоционально-чувственный («Экспресс-диагностика эмпатии» И.М. Юсупова); подсистема опыта социального взаимодействия («Психологическая компетентность педагога»); ценностно-смысловой компонент («Смысложизненные ориентации» адаптация Д.А. Леонтьева); коммуникативный компонент («Диагностика коммуникативной социальной компетентности»); когнитивный компонент («Диагностика уровня знаний по психологии детей дошкольного возраста»).

В процессе эмпирического исследования психологической культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений, проведенного на базе четырех детских садов в Заводском районе г.Саратова были получены взаимосвязи показателей психологической культуры педагогов ДОУ с помощью корреляционного анализа и его интерпретации в двух выборках педагогов ДОУ. Всего в исследовании принял участие 61 педагог, которые разделились на две выборки: педагоги, работающие в ДОУ комбинированного вида и педагоги, относящиеся к работникам ДОУ общеразвивающего вида.

В группе педагогов ДОУ комбинированного вида были обнаружены следующие взаимосвязи:

  1. сила психологических стремлений и планирование деятельности (r=0,365, при p≤0,05);
  2. сила психологических стремлений и оценивание результатов деятельности (r=0,427, при p≤0,05);
  3. сила психологических стремлений и психологическая компетентность (r=0,417, при p≤0,05);
  4. сила психологических стремлений и общие показатели смысложизненных ориентаций (r=0,544, при p≤0,01);
  5. сила психологических стремлений и показатели знаний психологии детей дошкольного возраста (r=0,420, при p≤0,05).
  6. степень реализации психологических стремлений и планирование деятельности (r=0,429, при p≤0,05);
  7. степень реализации психологических стремлений и самостоятельность (r=0,510, при p≤0,01);
  8. степень реализации психологических стремлений и общие показатели смысложизненных ориентаций (r=0,578, при p≤0,01);
  9. степень реализации психологических стремлений и контролем своего поведения и деятельности (r=0,381, при p≤0,05).

Чем более явно выражена сила психологических стремлений у педагога, тем в большей степени они способны планировать и контролировать свою деятельность, а также оценивать ее результаты; тем в большей степени выражены их смысложизненные ориентации и выше уровень знаний психологии детей дошкольного возраста, а также выше уровень психологической компетентности в целом.

В первой выборке педагогов дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида особенно сильно сосредоточены корреляционные связи между четырьмя компонентами психологической культуры личности: силой психологических стремлений, степенью их реализации, уровнем смысложизненных ориентаций и планированием педагогом своего поведения и деятельности. Исходя из полученных результатов, делаем вывод, что для педагогов ДОУ комбинированного вида важным является умение выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программе деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. Эти качества в них сформированы благодаря их профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность педагогов ДОУ комбинированного вида подразумевает и даже обязательно требует составления планов работы (годовой план, перспективный план, комплексно-тематические планы), а также – хронокарт, циклограмм и графика работы, педагоги обязаны вести журналы учета своей деятельности, каждое полугодие они проводят мониторинги, а в конце года обязаны представлять руководству аналитические отчеты и справки. Все вышеперечисленное и является механизмами планирования и контроля своей деятельности, а мониторинги и отчеты – механизмы оценивания результатов. Конечно же, данные виды деятельности накладывают своеобразный профессиональный отпечаток на педагогах ДОУ комбинированного вида, который они переносят и в обыденную жизнь, где успешно составляют и реализуют свои личные планы и цели, что подтверждается наличием взаимосвязи между степенью реализации своих стремлений и уровнем планирования деятельности.

Для объяснения взаимосвязи силы психологических стремлений и уровня развития смысложизненных ориентаций необходимо обратиться к теории по данному вопросу. Леонтьев Д.А. полагает, что смысловая сфера личности – это особым образом организованная совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности во всех ее аспектах. Смысловые образования несут, по крайней мере, две функции: создание образа будущего, который побуждает к деятельности в настоящем и производит нравственную оценку поступков, и создание общих принципов ведения деятельности [3]. Опираясь на результаты  исследования смысложизненных ориентаций педагогов Котовой С.А., можно предположить у педагогов наличие идеализированных представлений об обществе и о себе, что предположительно, и направляет их в данную профессию [4]. Смысложизненные ориентации для педагогов остаются крайне важными на протяжении всей их жизни, с чем и связана сила их психологических стремлений.

Во второй выборке педагогов ДОУ общеразвивающего вида были получены корреляционные связи между силой психологических стремлений и уровнем эмпатии к детям, а также степенью реализации психологических стремлений и контролем педагогом своего поведения и деятельности:

  1. сила психологических стремлений и уровень эмпатии к детям (r=0,481, при p≤0,05);
  2. сила психологических стремлений и эмоциональная устойчивость (r=0,476, при p≤0,05);
  3. сила психологических стремлений и асоциальное поведение
    (r= – 0,539, при p≤0,01);
  4. степень реализации психологических стремлений и эмоциональная устойчивость (r=0,418, при p≤0,05);
  5. степень реализации психологических стремлений и контролем своего поведения и деятельности (r=0,518, при p≤0,01);
  6. сила психологических стремлений и асоциальное поведение
    (r= – 0,549, при p≤0,01);

Но особенно сильно взаимосвязаны сила психологических стремлений педагогов ДОУ, степень их реализации, склонность к асоциальному поведению и их эмоциональная устойчивость.

Эмоциональная устойчивость педагога – сложное системное образование. Это синтез свойств и качеств личности, которые позволяют самостоятельно и уверенно справляться со своей профессиональной деятельностью в эмоциональных условиях [5].

Постоянное действие эмоциогенных факторов профессионального труда при низком уровне эмоциональной устойчивости может вызвать у педагогов ДОУ снижение результативности деятельности и работоспособности, ухудшение показателей психических процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания). В особенно тяжелых ситуациях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, и может привести к потере самообладания и самоконтроля. К негативным эмоциональным факторам можно отнести многие рабочие моменты педагога ДОУ: например, непослушание детей, нарушение ими дисциплины поведения, или расхождение во взглядах по поводу воспитания детей с их родителями, пренебрежительное отношение родителей к требованиям и просьбам педагога, или конфликтные ситуации с коллегами, общая неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе.

Эмоциональные стрессы не проходят бесследно для здоровья, провоцируют возникновение психосоматических заболеваний. Частое повторение негативных эмоциональных состояний и эмоционалоьной напряженности приводит к формированию и закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, вспыльчивости, тревожности, пессимизма и т.д.), что снижает эффективность деятельности и ухудшает взаимоотношения педагога с детьми, родителям и коллегами. В результате может ощущаться общая неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

Уровень эмоциональной устойчивости во многом зависит от индивидуальных личностных особенностей педагога. Его мотивы поведения, установки и ценности, а также опыт и навыки коммуникативного взаимодействия и т.п. Поэтому в нашем исследовании и выявилась взаимосвязь эмоциональной устойчивости и силы психологических стремлений, а также степень их реализации.

Помимо прямых корреляционных взаимосвязей нами была выявлена и обратная взаимосвязь между силой психологических стремлений педагогов ДОУ общеразвивающего вида, степенью реализации этих стремлений в повседневной жизни и склонностью к асоциальному поведению.

Чем выше сила и качество психологических стремлений, а также степень реализации их в своей повседневной жизни у педагогов дошкольных образовательных учреждений, тем ниже у них склонность к асоциальному поведению.

Таким образом, мы выявили, что главным структурным компонентом психологической культуры педагогов ДОУ комбинированного вида является уровень смысложизненных ориентаций, а также умение планировать педагогами свою деятельность. Тогда как у педагогов ДОУ общеразвивающего вида главный компонент – эмоциональная устойчивость, а также отсутствие склонности к асоциальному поведению.

В заключение работы необходимо отметить, что полученные результаты могут быть полезны в процессе консультирования педагогов по вопросам профессионального роста и профилактики эмоционального выгорания, а также для создания программ, направленных на развитие психологической культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений реализуемых в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов ДОУ.

Библиографический список:

  1. Колмогорова, Л.С. Психологическая культура как целевой ориентир деятельности службы практической психологии образования / Л.С. Колмогорова // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном Российском образовании: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул: Изд. Алтайский гос. пед. ун-т.  2015. С. 11-16.
  2. Семикин, В.В. Психологическая культура и образование / В.В. Семикин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2002. №3.
  3. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57–65.
  4. Котова, С.А. Особенности личностных характеристик и смысложизненных ориентаций педагогов с разным стажем работы / С.А. Котова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №139. С. 25-34.
  5. Кузнецова, О.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения в период модернизации образования / О.В. Кузнецова // Концепт. 2015. №1. С.16-20.

Psychological culture of teachers of preschool educational institutions.

The article is devoted to the description of the concept of "psychological culture of the individual" and its role in ensuring the professional success of modern educators of pre-school educational institutions. The article presents the results of an empirical study of the main structural components of the psychological culture of teachers of pre-school educational institutions of a combined and general developmental type. The results of this study can be useful in the process of advising teachers on the issues of professional growth and the prevention of emotional burnout, as well as for creating programs aimed at developing the psychological culture of teachers of pre-school educational institutions implemented in the process of training, retraining and advanced training of teachers of schooling educational institutions.

Psychological culture, the structure of psychological culture, preschool education, pedagogical psychology, psycho-pedagogical service.

References:

  1. Kolmogorova, L.S. Psihologicheskaya kul'tura kak celevoj orientir deyatel'nosti sluzhby prakticheskoj psihologii obrazovaniya / L.S. Kolmogorova // Psihologicheskoe zdorov'e i psihologicheskaya kul'tura v sovremennom Rossijskom obrazovanii: materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: Izd. Altajskij gos. ped. un-t.  2015. S. 11-16.
  2. Semikin, V.V. Psihologicheskaya kul'tura i obrazovanie / V.V. Semikin // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2002. №3.
  3. Leont'ev, D.A. Professional'noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushchego / D.A. Leont'ev, E.V. SHelobanova // Voprosy psihologii. 2001. №1. S. 57–65.
  4. Kotova, S.A. Osobennosti lichnostnyh harakteristik i smyslozhiznennyh orientacij pedagogov s raznym stazhem raboty / S.A. Kotova // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2011. №139. S. 25-34.
  5. Kuznecova, O.V. Formirovanie ehmocional'noj ustojchivosti pedagogov doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v period modernizacii obrazovaniya / O.V. Kuznecova // Koncept. 2015. №1. S.16-20.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Физическая культура в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация для педагогов«Физическая культура в дошкольном образовательном учреждении»...

Методическая разработка центра психологической разгрузки педагогов дошкольного образовательного учреждения

Актуальность: Стресс стал частью жизни современного человека и подстерегает его в самых разных ситуациях. Большинство людей хотя бы раз в жизни отмечали симптомы хронического стресса: чувство по...

Психологическое обеспечение профессионального здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений

В материалах  представлены факторы, влияющие на профессиональное здоровье педагогов и  техники профилактики эмоционального выгорания. Материалы будут полезны психологам, педагогам, методиста...

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»

В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...

Консультация для педагогов "Игровой метод проведения занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении".

Игра — единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять...