Главные вкладки

    STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    статья

    Шатова Елена Викторовна

    Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей.

    Цель работы состоит в развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста для обеспечения качественного образования, выполнения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и социального заказа родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Шатова Елена Викторовна

    STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА

    В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей. Цель работы состоит в развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста для обеспечения качественного образования, выполнения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и социального заказа родителей.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
    Одной из эффективных технологий обучения пониманию знаний детей является технология
    STEM-образования.

    STEM - технологии в образовании становятся полноправным средством достижения эффективности в познании окружающего мира во всем его многообразии. Понимание того, что современный ребенок должен быть инициативным и любознательным, с нестандартным инженерным стилем мышления, способным выйти из любой критической ситуации, уже прочно входит в приоритеты педагогики, в том числе и дошкольной.

    STEM-образование одно из приоритетных направлений формирования инженерного, инновационного мышления.

    STEM объединяет четыре дисциплины:

    Science — науку (биология, физика и химия)

    Technology — технологию (конструирование)

     Engineering — инженерное дело

    Math — математику.

    Доказан факт, что ранее изучение естественных наук, технологии, математики и инженерии положительно сказывается на общем развитии ребенка.

    STEM – этапы погружения

    STEM-технологии в дошкольном образовании внедряются постепенно в специально организованной среде. Формирование единого образовательного STEM пространства начинается с освоения конструирования и моделирования статических и динамических моделей, с использованием простейших механизмов и различных типов соединений – рычаг, блок, зубчатая передача, и т.д.…

    Это позволяет изучить базовые принципы построения моделей, использования различных конструктивных и соединительных элементов, механизмов и передач. Приобретение инженерных знаний и умений продолжается через понимание принципов управления, изучение различных типов взаимодействий управляемых объектов с окружающим миром и построения последовательностей и цепочек действий (алгоритмов), освоение программирования. Изучение алгоритмов и программирование управляемых систем начинается в аналоговой форме и без использования компьютера, продолжается с использованием среды программирования.

    STEM-технологии и робототехника

    Робототехника напрямую связана со STEM-образованием. Она является интегральной STEM дисциплиной, объединяющей в себе конструирование, техническое творчество, программирование. К образовательной деятельности дети приступают с пониманием инженерной науки и программирования.

    На занятиях робототехникой в дошкольном учреждении изучаются материалы структурных элементов из которых собирается робот – пластик (робототехника начального уровня выполнена из прочного ABS=пластика),

    ФОРМА-ФАКТОР ЭЛЕМЕНТОВ – гибкость роботов на конструктивном уровне обеспечивается наличием отверстий, а так   же использование различных соединений. Всевозможные механизмы, различные датчики наклона, расстояния, основы электротехники и языки программирования, необходимые для правильной работы роботов. Робототехника является универсальным инструментом для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает интеграцию различных областей и дает возможность заниматься образованием и воспитанием.

    Специфика дошкольной робототехники

    Дошкольная робототехника позволяет познакомить детей с роботами, сенсорными приборами и программируемой техникой. Постепенно у детей складывается понимание об особенностях окружающего мира и роли современных технологий в нем.

    Подобная образовательная деятельность дает возможность ребенку: освоить сложные технические науки; научиться находить нестандартные решения для любых задач; придумывать и реализовывать собственные проекты; доводить начатое до своего логического завершения.
    По мнению некоторых психологов, дошкольная робототехника развивает и лидерские качества через общение со сверстниками и педагогами.

     

    Дошкольная робототехника позволяет познакомить детей с роботами, сенсорными приборами и программируемой техникой. Постепенно у детей складывается понимание об особенностях окружающего мира и роли современных технологий в нем.

    Подобная образовательная деятельность дает возможность ребенку: освоить сложные технические науки; научиться находить нестандартные решения для любых задач; придумывать и реализовывать собственные проекты; доводить начатое до своего логического завершения.
    По мнению некоторых психологов, дошкольная робототехника развивает и лидерские качества через общение со сверстниками и педагогами (на слайде представлена комплекты оборудования
    LEGO Education используемые в нашем учреждении).

    Преимущества STEM-образования:

    - Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.

    - Применение научно-технических знаний в реальной жизни.

    - Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.

    - Формирование уверенности в своих силах.

    - Активная коммуникация и командная работа.

    - Развитие интереса к техническим дисциплинам.

    - Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

    - Ранняя профессиональная ориентация.

    - Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.

    Одним из основных рисков при реализации проекта является недостаток технических знаний у воспитателей дошкольных организаций.

    Преодоление его возможно при следующем условии:

    Проанализировать опыт образовательных учреждений России по организации научно-образовательных лабораторий, STEM-проектов, проектов с решением задач технической направленности.

    Провести стартовый мониторинг диагностики мышления, конструктивных навыков у детей дошкольного возраста, профессиональной компетентности педагогов.

    Изучить и внедрить парциальную модульную программу «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечении в научно – техническое творчество в рамках ООП или в системе дополнительного образования ДО.  

    Повышения квалификации педагогов по программе «Реализация парциальной модульной программы «STEM образование детей дошкольного возраста» в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

    Подготовки команды воспитанников для участие в конкурсах технической направленности для детей дошкольного возраста.

    Вывод

    Использование технологии STEM-образования в дошкольном учреждении делает возможным:

     развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста для обеспечения качественного образования;

    выполнение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

     социального заказа родителей.

     Информационные ресурсы

    1. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования: Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 831 // Администратор образования. – № 23. – 2015. – декабрь

    2. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 // Собрание законодательства РФ. – 2015. – 1 июня. – № 22, ст. 3232

    3. Брыксина О.Ф., Тараканова Е.Н. STEM – образование: дань моде или необходимость? // О.Ф.Брыксина, Е.Н.Тараканова. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (21-24 июня 2016 года) «Инфо-стратегия 2016: общество, государство, образование». 2016. С.306-309.

    4. Годунова Е.А., Рождественская Л.В. Многомерный взгляд на мир, или STEM, STEAM, STREAM подходы в образовательной практике. // Е.А. Годунова, Л.В. Рождественская. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/index.php. Дата обращения 30.03.2017.




     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации"

    Методическая разработка «Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации» дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию психолого-педагогическ...

    Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

    Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)

    Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...

    Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

    Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

    Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования

    Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...

    Статья в педагогический журнал на тему "МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ОСНОВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ"

    Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими ...