Главные вкладки

    Семинар - практикум «Речевое развитие в ДОУ»
    консультация

    Степанова Елена Михайловна

    Расширение  педагогического опыта педагогов по речевому развитию с детьми, практика методики развития речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rech.docx19.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методический семинар «Речевое развитие в ДОУ»

    Цель – расширить педагогический опыт работы по речевому развитию с детьми, воспроизвести на практике методику развития речи.

    План действий:

    1. Вводная часть – Степанова Е.М

    Дошкольное образование – главный этап в развитии ребенка.

     Развитие речи в детском саду – это одна из первостепенных задач педагогов.

    Цель речевой работы в ДОУ — содействие овладению детьми культурой речи. Культура речи предполагает два уровня:

    1) уровень — правильная речь;

    2) более высокий уровень — хорошая речь, для которой характерны все признаки культуры речи (правильность, точность, логичность, выразительность и т.д.).

    Цель речевой работы с дошкольниками — развитие речи детей как средства общения, для которого важна хорошая речь.

    Признаки правильной речи:

    - Правильное произношение слов;

    - Правильное по смыслу употребление слов;

    - Грамматически правильная речь.

     Развитие речи дошкольников по ФГОС решает такие задачи, как:

    • Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми.
    • Обогащение активного словарного запаса ребенка.
    • Развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов.
    • Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы.
    • Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах.

    Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений.

    Средства развития речи:

    - Общение

    - Художественная литература

    - Обучение

    - Речевая среда

    - Окружающий мир

    - Деятельность детей.

    Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми.  Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.

    Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.

    Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка.

    Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как:

    - обучение в сотрудничестве;

    - проектная методика;

    - интерактивное взаимодействие (не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности).

     Использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

    Методика развития речи детей дошкольного возраста

     Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи детей дошкольного возраста и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребенок правильно слышал, говорил и понимал слова. Все занятия по развитию речи надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.

    1. Основная часть:

    Наши педагоги напомнят нам и продемонстрируют методику развития речи (5-7 минут):

    1. Обучение грамоте – уитель-логопед Кашина В.В;
    2. Рассматривание по картине – воспитатель Салимова А.Ш;
    3. Составление описательного рассказа (мнемотаблица) –  воспитатель Лялина И.А;
    4. Использование развивающих игр для формирования развития речи – воспитатель Щукина-Моторина В.С;
    5. Пересказ литературных произведений –  воспитатель Данилович Т.Г;
    6. Разучивание стихотворений – воспитатель Пригодская О.В

    3.Заключительная часть (выводы и рекомендации)

    Упражнения на развитие речи, которые можно использовать в детском саду и дома:

    • Назвать предметы одним словом, какого предмета не стало.
    • Упражнения на сравнение, сочинение рифмы к слову, сочинение сказок по картинкам.
    • Нахождение ошибок в описании, их исправление.
    • Назвать предметы во множественном и единственном числе.
    • Для развития артикуляции проговаривать звукоподражательные слова, имитировать голоса животных.
    • Для дикции подойдут чистоговорки, стишки с определенной группой звуков, упражнения, где ребенок должен закончить слово.
    • Упражнения на образование глаголов: добавить слово; назвать действия животных, людей; назвать все возможные действия с предметом.
    • Образовать глаголы с помощью суффиксов (на дудочке дудят, на гитаре играют).
    • Упражнение на правильное использование пространственных предлогов.
    • Придумывание продолжения сказки, пересказывание.
    • Упражнения на звучание слова, нахождение первого звука, слова на заданный звук, проговаривание слов близких и разных по звучанию.
    • Упражнения на понимание структуры текста: что такое начало, основная часть, что бывает в конце.
    • Упражнения на отработку фонетической стороны речи: скороговорки, загадки, потешки, стихи.

    Это далеко не полный список упражнений, которые желательно делать с детьми регулярно, чтобы стимулировать развитие речи у детей дошкольного возраста. Педагогам и родителям важно знать и помнить, что постоянные, систематические игровые занятия с детьми помогут им вовремя освоить правильную и грамотную речь.

     

    Программное содержание

    Кол-во занятий

    1

    Описательные рассказы по игрушке

    3

    2

    Составление рассказа по сюжетным картинкам

    2

    3

    Заучивание

    2

    4

    Драматизация небольших сказок (рассказов), инсценировок

    3

    5

    Звуковая культура речи

    11

    6

    Чтение художественной литературы

    15

            ВСЕГО:

    36


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар - практикум "Речевая готовность к школе"

        Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.    Игровая деятельность сменяется  учебной. ...

    Семинар-практикум "Речевое развитие детей дошкольного возраста"

    Данная презентация предназначена для старших воспитателей и воспитателей дошкольных учреждений. Раскрывает проблему развития детской речи, требования к речи воспитателя. Практическая часть включает...

    «Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

    Повестка.1. Теоретическая часть:ФГОС ДОречевое развитие.Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.2. Практическая часть:Использование игровых форм и методов, элементов совреме...

    Доклад к семинару — практикуму «Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС »

    Доклад к семинару — практикуму «Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС » СЛОВЕСНЫЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ – ЭФФ...

    Семинар-практикум. Речевое развитие в ДОУ

    Данный материал позволит обобщить знания педагогов по речевому развитию дошкольников....