консультация для педагогов
консультация

Шукшина Мария Анатольевна

«Инновационные формы и методы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped_sovet.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №79 КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

к педсовету №2

на тему:

«Инновационные формы и методы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй»

Подготовила: воспитатель

Шукшина М.А

го Саранск

Только вместе с родителями,

общими усилиями,

 педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье

В. А. Сухомлинский

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОО с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и успешной социализации ребенка.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено.

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационность обусловили необходимость решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной организации. Новизна этих отношений определяется таким понятием как «сотрудничество».

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной организации заложены следующие принципы: партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей; единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации, его промежуточных и конечных результатов.

В соответствии с этим меняется позиция дошкольной организации в работе с семьей. Каждое ДОО не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольная образовательная организация должна определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы сотрудничества ДОО и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольной организации – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольной организацией в работе с родителями: привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения; изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Основными принципами взаимодействия ДОО и семьи являются:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой общества на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе думать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или любое другое мероприятие могут негатив-но повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогут сплотить вокруг себя родителей.

Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточная дифференциация сфер деятельности, с одной стороны, и использование, зачастую, только традиционных форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. Речь не идет о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а лишь об их адаптации к современным условиям. Именно сотрудничество, а не «работа с родителями» благоприятно влияет на развитие и воспитание детей.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. А это значит – вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольной организации, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи могут чему-то научить детей. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т. д. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего, дети. Важно то, что ребенок учится с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

В идеале, в условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т. д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные визиты родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др., и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники.

Создание единого пространства воспитания ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других, и обе стороны будут находиться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому, сотрудничество ДОО с семьей необходимо в каком-либо общем деле, совместных действиях, в процессе по воспитанию детей.

Современный государственный образовательный стандарт дошкольного образования акцентирует внимание на активном взаимодействии детского сада с семьей, что заставляет педагогов задуматься о взаимопонимании между сотрудниками и родителями воспитанников. Партнерские взаимоотношения между родителями и педагогами помогает достичь положительных результатов в воспитании дошкольников – при создании определенных условий и необходимого поиска новых форм взаимодействия детского и родителей воспитанников.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах. Среди инновационных форм сотрудничества ДОО с семьей можно выделить следующие формы работы, имеющие, тем не менее, в основе своей традиционные теории и практики:

Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям. Это новая форма, актуализирующая сотворчество детей и взрослых.

Семейный театр. Развитие партнерских отношений с семьей открывает новые возможности для реализации театрализованной деятельности детей и взрослых в форме семейного театра.

Семейный абонемент. Встречу с искусством могут предоставить семье и детскому саду его партнеры – учреждения искусства и культуры (театры, библиотеки).

Современные родительские собрания. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. К предварительной подготовке относятся: изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Начинать собрание можно с видеозаписи деятельности детей, фрагментов занятий, конкурсных выступлений и других мероприятий, которые проводятся без родителей, показа презентаций о совместной деятельности. Пора уйти от традиционного чтения докладов, считая, что лучше вести диалог с использование методов активизации родителей.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОО, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, оформление стендов и много другое. При таком комплексном подходе родители становятся активными помощниками педагогов в любом деле.

Досуговые формы работы с родителями

 Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. К таковым могут быть отнесены: дни добрых дел; встречи с интересными людьми и др. Здесь родители – не пассивные зрители, а активные участники.

Мастер-класс. Это очень эффективная форма работы с родителями, участвуя в мастер-классах, родители раскрывают свои интересы и способности.

Использование разнообразных форм работы ДОО с семьей приносит определенные результаты: родители, из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками воспитательного процесса.

Таким образом, положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества семьи и ДОО, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Список использованной литературы

Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М. : Сфера, 2009.

Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошколь-ника. – М. : ТОО ИнтелТех, 2006.

Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Сотрудничество воспита-теля с родителями. – Ярославль: Академия, 2010.

Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. – М. : Новость, 2008.

Семенова М. Л. Взаимодействие педагогов, детей и родителей // Вос-питатель ДОУ. – 2007. – № 6. – С. 93-97.

Яковлев П. А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания ребенка. – М. : Смарт, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....