Контроль организации физического воспитания в ДОУ
методическая разработка

Хисаметова Татьяна Александровна

Организация контроля физического воспитания в ДОУ, в том числе проведения занятий, досугов, праздников. Содержание контроля включает в себя контроль обеспечения оптимальной физической нагрузки и усвоения детьми программного содержания. Так как занятия по физической культуре имеют свою специфику, кроме педагогического контроля, за организацией физкультурных занятий осуществляются медико-педагогические наблюдения медицинским работником совместно с заведующим и старшим воспитателем, включающие в себя: оценку двигательной активности детей (метод контроля – вычисление общей и моторной плотности занятия) и  оценку интенсивности двигательной деятельности (метод контроля – пульсометрия, определение физиологической нагрузки занятия и построение физиологической кривой. При осуществлении наблюдения заполняются карты контроля, представленные в материале.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ «Детский сад № 37 комбинированного вида » Контроль организации и проведения физкультурных занятий, соревнований и праздников в ДОУ Подготовили: старший воспитатель ФМАДОУ «Детский сад № 84» Хисаметова Татьяна Александровна, п ервая квалификационная категория, с тарший воспитатель ФМАДОУ «Детский сад № 49» Звездина Ольга Геннадьевна

Слайд 2

К онтроль обеспечения оптимальной физической нагрузки для каждой части занятия педагог подбирает специфические упражнения: подготавливающие, разминочные во вводной; обучающие и тренировочные в основной; успокоительные в заключительной. Упражнения должны учитывать анатомические признаки, интенсивность, сложность; программирует ее объем и распределяет с учетом возраста детей, их здоровья, физической подготовленности; внедряет специальные приемы повышения физической нагрузки: увеличение площади, количества повторений упражнений, их интенсивности, амплитуды, внесения дополнительных пособий, усложнение правил, заданий.

Слайд 3

Контроль усвоения детьми программного содержания (умение педагога) точно определить «дозу» программного материала в соответствии с принципами обучения, возрастными и индивидуальными возможностями детей, т.е. запрограммировать определенный результат обучения и получить его; трансформировать задачу педагога в задачу для ребенка, поставив ее интересно, четко, конкретно, с учетом возраста; создать условия для многократного повторения движения; выбрать приемы обучения (наглядные, словесные, практические, творческие задания) в зависимости от этапа обучения тому или иному движению; наиболее оптимальные пособия, место, тип и форму занятия; обеспечить оценку двигательных умений детей (младшая гр. – похвала общая, в ст. гр. – дифференцированная, индивидуальная, общая).

Слайд 4

Медико-педагогические наблюдения за организацией физкультурных занятий Оценка двигательной активности детей (метод контроля – вычисление общей и моторной плотности занятия) Оценка интенсивности двигательной деятельности (метод контроля – пульсометрия , определение физиологической нагрузки занятия и построение физиологической кривой)

Слайд 5

Карта анализа физкультурного досуга № Критерии анализа Да Нет Частично 1 Варианты проведения физкультурного досуга: Использование знакомых подвижных игр и игровых упражнений Использование элементов одной из спортивных игр Использование игр-эстафет Использование одного из спортивных упражнений или основных движений (лыжный досуг, досуг в плавательном бассейне, на велосипедах, с метанием и т.д.) Спортивно-музыкальный досуг (дети соревнуются в качественном выполнении движений под музыку) Дата проведения ________ Возрастная группа _______ Количество детей _______ Ф.И.О. инструктора ____________________ Ф.И.О. воспитателя ________________ Задачи _________________________________________________________________

Слайд 6

2 Участие детей в выполнении заданий: фронтальные формы организации, подгруппами, индивидуальные 3 Разнообразие предложенных двигательных заданий (с бегом, с прыжками и т.д.) 4 Оценка деятельности детей, учет их индивидуальных возможностей 5 Участие воспитателя в проведении досуга: Объясняет задания Участвует в судействе Помогает тем, кто не может организовать свои действия Помогает слабым детям Подводит итог с учетом особенностей команды или группы

Слайд 7

7 Атрибутика досуга, его эстетическая, практическая и воспитательная ценность 8 Использование музыкального сопровождения 9 Регулирование физической нагрузки в процессе проведения досуга 10 Соответствие длительности физкультурного досуга возрасту 11 Благоприятное эмоциональное состояние детей в процессе проведения досуга 12 Соответствие задач досуга возрасту детей и полнота их реализации

Слайд 8

Карта анализа занятия по физической культуре Дата проведения ________ Возрастная группа _______ Количество детей _________ Ф.И.О. инструктора ____________________ Ф.И.О. воспитателя ___________________ Задачи____________________________________________________________________ № Критерии анализа Да Нет Частично 1 Условия для проведения занятия: Помещение ( t 19-20, проветрено, проведена влажная уборка) Одежда и обувь педагогов и детей (удобная, легкая, чистая) Оборудование (без повреждений, чистое, соответствует возрасту) Наличие конспекта занятия

Слайд 9

2 Эффективность решения задач: Качественное выполнения упражнений детьми Применение разнообразных методов и приёмов (индивидуальный подход, фронтальный, поточный, подгрупповой, словесный, показ взрослого, показ ребенка, напоминание) Соответствие методов и приемов возрасту и физической подготовленности детей, этапу обучения, использование подводящих упражнений Соответствие дозировки и темпа выполнения упражнений возрасту детей, состоянию их здоровья, регулирование физической нагрузки Равномерность распределения физических нагрузок на все группы мышц Самочувствие детей (дети активны, заинтересованы в результатах, присутствует соперничество и сопереживание )

Слайд 10

3 Уровень подготовки педагога (инструктора по физической культуре, воспитателя): Качество показа физических упражнений Правильность объяснений, подачи команд и распоряжений Умение держать всех детей в поле зрения Помощь детям при выполнении упражнений Умение предупреждать ошибки, исправлять их обеспечивать страховку 4 Эффективное взаимодействие воспитателя с инструктором по физ.культуре 5 Оценка двигательной активности детей: Общая плотность соответствует норме (норма 80-90%) Моторная плотность соответствует норме (норма 70-85 %) 6 Оценка интенсивности двигательной деятельности: физиологическая кривая соответствует норме средний уровень сокращения частоты сердечных сокращений соответствует возрасту

Слайд 11

7 Соблюдение структуры занятия в соответствии с возрастом детей (по времени, содержанию) В вводной части (разминка - мл.гр.-1,5 мин, ср.-2мин, ст.-3 мин, под.-4 мин) В основной (ОРУ, основные виды движений, подв.игра-12.5 мин, 17 мин, 20 мин, 22 мин) В заключительной (игра малой подвижности: мл. и ср.гр.-1мин, ст.-2мин, под.-4 мин ) 8 Соответствие содержания тематике недели Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:__________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись инструктора __________/_____________________/ Подпись воспитателя __________/_____________________/ Подпись фельдшера __________/_____________________/ Подпись старшего воспитателя ________/________________________/

Слайд 12

Оценка двигательной активности детей Общая плотность = полезное время/ продолжительность занятия*100 Моторная плотность = время, затраченное на движения/ продолжительность занятия*100

Слайд 13

Возрастание ЧСС по отношению к исходной величине Вводная часть – на 15-20 % Основная часть – на 50-60 % Подвижная игра – на 70-100 % Заключительная часть – на 5-10%

Слайд 14

Физиологическая кривая обучающего занятия

Слайд 15

Физиологическая кривая тренировочного занятия

Слайд 16

Оценка внешних признаков утомления Легкая степень: небольшое покраснение кожи; незначительная потливость; учащение дыхания (ЧД) 20-30 в мин. пульс (ЧСС) 110 – 150 уд/мин; бодрое, легкое выполнение задач. Средняя степень: значительное покраснение кожи; выраженная потливость; ЧД 30-40 в мин, с глубоким вдохом; ЧСС 160-180 уд/мин. Переутомление: резкое покраснение и бледность кожи; общая потливость; напряженное выражение лица; учащенное поверхностное дыхание; ЧСС 180-200 уд/мин; Отказ от выполнения упражнений.

Слайд 17

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Слайд2 При организации работы по физ. воспитанию старший воспитатель ДОУ  обеспечивает и контролирует выполнение  соответствующих разделов «ООП ДО» и «Годового плана» и несет ответственность за правильную организацию учебно-воспитательной работы. Оказывает помощь педагогам в проведении всех форм работы по физическому воспитанию, при этом особое внимание уделяется молодым специалистам, так как в нашем объединении средний стаж работы инструкторов по физической культуре составляет 1,8 лет: от полугода до 4 лет. В этих целях проводятся групповые и индивидуальные консультации, при подготовке к которым проводится контроль организации физического воспитания, в том числе проведения занятий, досугов, праздников.

         Содержание контроля занятий и досугов по физической культуре включает в себя контроль обеспечения оптимальной физической нагрузки и Слайд3 усвоения детьми программного содержания (слайд).

Слайд4 Так как занятия по физической культуре имеют свою специфику, кроме педагогического контроля, за организацией физкультурных занятий осуществляются медико-педагогические наблюдения медицинским работником совместно с заведующим и старшим воспитателем, включающие в себя

  • оценку двигательной активности детей (метод контроля – вычисление общей и моторной плотности занятия)
  • оценку интенсивности двигательной деятельности (метод контроля – пульсометрия, определение физиологической нагрузки занятия и построение физиологической кривой)

Так как не во всех дошкольных учреждениях имеются медицинские работники, мы с вами далее подробнее рассмотрим расчет Хронометража физкультурного занятия на основе данных методов.

При осуществлении наблюдения заполняются карты контроля, представленные на слайдах:

Слайд 5-7 Анализ физкультурного досуга

Критерии анализа

Да

Нет

Частично

Варианты проведения физкультурного досуга:

  • Использование знакомых подвижных игр и игровых упражнений
  • Использование элементов одной из спортивных игр
  • Использование игр-эстафет
  • Использование одного из спортивных упражнений или основных движений (лыжный досуг, досуг в плавательном бассейне, на велосипедах, с метанием и т.д.)
  • Спортивно-музыкальный  досуг (дети соревнуются в качественном выполнении движений под музыку)

Участие детей в выполнении заданий: фронтальные формы организации, подгруппами, индивидуальные

Разнообразие предложенных двигательных заданий (с бегом, с прыжками и т.д.)

Оценка деятельности детей, учет их индивидуальных возможностей

Участие воспитателя в проведении досуга:

  • Объясняет задания
  • Участвует в судействе
  • Помогает тем, кто не может организовать свои действия
  • Помогает слабым детям
  • Подводит итог с учетом особенностей команды или группы

Атрибутика досуга, его эстетическая, практическая и воспитательная ценность

Использование музыкального сопровождения

Регулирование физической нагрузки в процессе проведения досуга

Соответствие длительности физкультурного досуга возрасту

Благоприятное эмоциональное состояние детей в процессе проведения досуга

Соответствие задач досуга возрасту детей и полнота их реализации

Слайд 8-11. Карта анализа занятия (в зале и на воздухе)

Критерии анализа

Да

Нет

Частично

Условия для проведения занятия:

  • Помещение (t 19-20, проветрено, проведена влажная уборка)
  • Одежда и обувь педагогов и детей (удобная, легкая, чистая)
  • Оборудование (без повреждений, чистое, соответствует возрасту)
  • Наличие конспекта занятия

Эффективность решения задач:

  • Качественное выполнения упражнений детьми
  • Применение разнообразных методов и приёмов (индивидуальный подход, фронтальный, поточный, подгрупповой, словесный, показ взрослого, показ ребенка, напоминание)
  • Соответствие методов и приемов возрасту и физической подготовленности детей, этапу обучения, использование подводящих упражнений
  • Соответствие дозировки и темпа выполнения упражнений возрасту детей, состоянию их здоровья, регулирование физической нагрузки
  • Равномерность распределения физических нагрузок на все группы мышц
  • Самочувствие детей (дети активны, заинтересованы в результатах, присутствует соперничество и сопереживание)

Уровень подготовки педагога (инструктора по физической культуре, воспитателя):

  • Качество показа физических упражнений
  • Правильность объяснений, подачи команд и распоряжений
  • Умение держать всех детей в поле зрения
  • Помощь детям при выполнении упражнений
  • Умение предупреждать ошибки, исправлять их обеспечивать страховку

Эффективное взаимодействие воспитателя с инструктором по физической культуре

Оценка двигательной активности детей:

  • Общая плотность соответствует норме (норма  80-90%)
  • Моторная плотность соответствует норме (норма 70-85%)

Оценка интенсивности двигательной деятельности:

  •  физиологическая кривая соответствует норме
  • средний уровень сокращения частоты сердечных сокращений соответствует возрасту

Соблюдение структуры занятия в соответствии с возрастом детей (по времени, содержанию)

  • В вводной части (разминка - мл.гр.-1,5 мин, ср.-2мин, ст.-3 мин, под.-4 мин)
  • В основной (ОРУ, основные виды движений, подв.игра-12.5 мин, 17 мин, 20 мин, 22 мин)
  • В заключительной (игра малой подвижности: мл. и ср.гр.-1мин, ст.-2мин, под.-4 мин )

Соответствие содержания тематике недели

По результатам наблюдений осуществляется педагогический анализ физкультурного занятия, досуга, праздника включающий в себя выводы и рекомендации.

Практическая деятельность:

  1. Оценка двигательной активности детей:

Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простои детей по вине педагога, неоправданные ожидания, восстановления нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.

полезное время

Общая плотность =_________________________ х 100

   продолжительность занятия

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80—90 %.

В зависимости от задач конкретного занятия, его содержания может меняться его моторная плотность, особенно в младших возрастных группах от 60 до 85 %.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70— 85 %.

      время, затраченное на движения

Моторная плотность = ______________________________          х 100.    

       общее время занятия

  1. Оценка интенсивности двигательной деятельности (позволяет определить работу сердечнососудистой системы в течение занятия при различных нагрузках):
  • Физиологическая кривая. Строится но основе метода пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений, уд./мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности после: 1) вводной части, 2) общеразвивающих упражнений, 3) основных видов движения, 4) подвижной игры, 5) заключительной части.

При этом следует помнить, что у ребенка пульс прослушивается плохо. Поэтому взрослый, проводящий исследование, должен хорошо владеть методикой определения пульса. Данные заносятся в таблицу. После занятия по данным таблицы рисуется график и проводится его анализ в соответствии со сделанными записями.(выполнение задания)   

Двигательная активность детей зависит от методики и организации занятия. Она выше при использовании фронтального, поточного или группового способов организации детей. Но на первых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод.

Нагрузка зависит от числа упражнений, частоты их повторения, амплитуды и темпа движений.

На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия — графическое изображение частоты сердечных сокращений. По горизонтали откладываются в масштабе времени части занятия, а по вертикали — показатели частоты сердечных сокращений.

При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. Обычно в вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15—20 %, в основной части — на 50—60 % по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70—90 % (до 100 %). В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 5—10 %, после занятий (спустя 2—3 мин) возвращается к исходному уровню. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.

Для занятия обучающего плана физиологическая кривая, как правило, двухвершинная (рис. 1). Она несколько снижается во время обучения основным движениям, так как при этом за счет объяснений, показа, контроля выполнения движения заметно уменьшаются двигательный компонент и, следовательно, частота сердечных сокращений. Глубокое снижение кривой до исходного показателя недопустимо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказывается неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой следующей подвижной игрой, и реагирует на нее перевозбуждением пульса. В данном случае нарушается один из важных физиологических принципов — постепенное увеличение физической нагрузки.

Рис. 1. Физиологическая кривая обучающего занятия

Рис. 2. Физиологическая кривая тренировочного занятия

  • Средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия определяется путем суммирования частоты сердечных сокращений после: 1) вводной части (PS2), 2) общеразвивающих упражнений (PS3), 3) основных видов движения (PS4), 4) подвижной игры (PS5), 5) заключительной части (PS6) и деления на 5. Пульс принято считать за 10 секунд и умножать полученное число на 6.

  ( PS2 + PS3 + PS4 + PS5 + PS6) х 6             (        +        +        +        +        ) х 6                         ударов

                     5                                                       5                                                        мин.

       Для  обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3-4 лет составляет 130 – 160 уд/мин.; у детей 5 – 7 лет – в зале – 140 – 150 уд/мин; на воздухе – 150 – 160 уд/мин.

Слайд 14 Важное значение при проведении медико-педагогических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления.

Внешние признаки утомления – один из простейших и достоверных критериев, определяющих величину полученной ребенком нагрузки.

          Оценка внешних признаков утомления

Легкая степень:

  • небольшое покраснение кожи;
  • незначительная потливость;
  • учащение дыхания (ЧД) 20-30 в мин.
  • пульс (ЧСС) 110 – 150 уд/мин;
  • бодрое, легкое выполнение задач.

Средняя степень:

  • значительное покраснение кожи;
  • выраженная потливость;
  • ЧД 30-40 в мин, с глубоким вдохом;
  • ЧСС 160-180 уд/мин.

Переутомление:

  • резкое покраснение и бледность кожи;
  • общая потливость;
  • напряженное выражение лица;
  • учащенное поверхностное дыхание;
  • ЧСС 180-200 уд/мин;
  • Отказ от выполнения упражнений.

Легкая степень утомления свидетельствует о физиологическом уровне нагрузки на занятии. Средняя степень утомления допустима у детей старшего возраста, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и медицинских ограничений. Признаки переутомления свидетельствуют о превышении допустимого уровня нагрузки.

Анализируя полученные данные, оценивается правильность построения занятия, подбора,  дозировки физических упражнений, целесообразность их сочетания. На основании результатов контроля даются рекомендации по оптимизации организованной образовательной  деятельности по физической культуре в данной группе. 

Частота сердечных сокращений   в состоянии покоя у детей дошкольного возраста

                    Возраст

           ЧСС

       3 года

105 уд/мин.

       5 лет

100 уд/мин.

       7 лет

  90 уд/мин.



Предварительный просмотр:

Хронометраж физкультурного занятия в ДОУ № _____

Дата __________ Группа № ___ Ф. И. ребенка ____________________________  ____ лет

Воспитатель по ФИЗО ____________________________

Физиологическая кривая определяется

Показатели ЧСС за 10 сек.

Структура занятий

Время

Пульс

исходный:

Нарастание PS

абсолют

%

PS2

Вводная часть

PS3

Общеразвив. упражнения

PS4

Основные движения

PS5

Игра

PS6

Заключительная часть

Длительность занятия: _____ минут.

Физиологическая нагрузка занятия:

  ( PS2 + PS3 + PS4 + PS5 + PS6) х 6       (        +        +        +        +        ) х 6                        ударов

                     5                                                       5                                                  мин.

   Младший и средний возраст (3-4 года)

130-140 уд/мин

   Старший и подготовительный возраст (5-7 лет)

140-150 уд/мин

Двигательная активность на физкультурном занятии.

Секунды

Время занятия, мин.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

10

20

30

40

50

60

                    Д – движение                    П – простой                    О – объяснения                    И – игра                    

Общая плотность занятия ОПЗ

полезное время  100 %                                                                %

продолжительность занятия                

Моторная плотность занятия МПЗ

чистая двигат. деятель. 100%                                                        %

продолжительность занятия                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника безопасности и врачебный контроль в физическом воспитании дошкольников.

организация физкультурной деятельности по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении с учетом его...

Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием в ГБДОУ детский сад

Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием в ГБДОУ детский сад...

Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников

Организация медико-педагогического контроля за физическим воспитанием дошкольников....

Медицинский контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, обеспечение качественного образования без увелечения учебной нагрузки  является одной из приоритетной задач дошкольного образования. В презент...

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...

НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОО С ПОМОЩЬЮ АКВААЭРОБИКИ.

Аквааэробика – это выполнение широкого спектра физических упражнений в воде: от активных развлечений в воде (игры, аттракционы в аквапарках) до серьезных занятий под музыку, часто имеющих спорти...