Рабочая программа педагога -психолога в ДОУ 2019-2020 уч.г
рабочая программа

Лобаева Наталья Викторовна

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, социально – личностная адаптация в обществе и к обучению в школе.

 

Задачи:

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

  • Развитие и коррекция воспитанников с нарушениями в развитии (ТНР)
  • Обеспечение социальной адаптации (воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению).

Повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_proramma_pedagoga_-_psihologa_19-_20_god_1.docx109.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка» п. Пионерский»

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании

зам. заведующего

заведующий

Педагогического совета №1

      по ВМР

      МАДОУ д/с «Росинка»

председатель

_____________________

_____________________

______________________

И.М. Карачарскова

Юмина Л.Л.

И.М. Карачарскова

«31» августа 2019 года

«31» августа 2019 года

«31» августа 2019 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Педагога-психолога

    На 2019 - 2020 учебный год

Разработала: Лобаева Н.В.

Педагог –

Психолог.

        

пгт. Пионерский, 2019 г.

Структура программы

№ п.п.

Наименование

Страница

I

Раздел I. Целевой

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.4.

Специальные условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ

6

1.4.1.

Особенности организации образовательного процесса

6

1.4.2.

Методы и технологии обучения

7

1.4.3.

Рекомендуемые виды нагрузок

8

1.5.

Коррекционно-педагогические требования к демонстрационному и раздаточному материалу

9

1.6.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

10

1.7.

Особенности осуществления образовательного процесса

14

1.8.

Планируемые результаты освоения Программы  

15

1.9.

Мониторинг достижений обучающихся

17

II

Раздел II. Содержательный

23

2.1.

Планирование образовательной деятельности.

23

2.2

Основные направления деятельности педагога - психолога

24

2.2.

Содержание коррекционной работы

27

2.3.

Проектная и экспериментальная деятельность

28

2.4.

Реализация регионального компонента

29

2.5.

Организация сотрудничества с семьями воспитанников

30

2.6.

Сетевое взаимодействие (взаимодействие с социумом)

31

III

Раздел III. Организационный

32

3.1.

Годовой календарный учебный график

32

3.2.

Учебный план

33

3.3.

Расписание занятий (индивидуальных, подгрупповых)

34

3.4.

Организация традиционных событий, праздников, мероприятий

36

3.5.

Программно-методическое обеспечение

37

3.6.

Материально - технические обеспечение

38

                   Приложения

Приложение 1 «Перспективный план развития предметно-пространственной среды»

Приложение 2 «Перспективный план взаимодействия с родителями»

Приложение 3 «Перспективный план взаимодействия с социумом»

Приложение 4 «Перспективный план проектной деятельности»

Приложение 5 «Специальные условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ

Приложение  6 «План проведения  праздников и развлечений»

Приложение 7 «Циклограмма работы педагог – психолога»

Приложение 8 «План профилактических занятий «Адаптация детей  к детскому саду»

Приложение 9 «План проведения коррекционно – развивающих занятий с детьми ТНР 3-4- лет»

Приложение10 «План проведения коррекционно – развивающих занятий с детьми ТНР 4-5- лет»

Приложение 11 «План проведения коррекционно – развивающих занятий с детьми ТНР 5-6 лет»

 Приложение 12 «План проведения коррекционно – развивающих занятий с детьми подготовительной к школе группы  6-7 лет»

Приложение  13 «План мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида»

  1.         ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

  • Закон Российской Федерации  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014).
  •  О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 32 от 21.01.2019
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования и науки России от 17 июня 2003 года).
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. № 1155).
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 г.).
  • Письмо МОРФ от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»
  • Приказ ДОиМП от 20.05.2013 № 437 «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей- инвалидов и детей с ОВЗ в ХМАО -Югре»
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в ХМАО - Югре»
  • Приказ УО от 17.09.2014 № 630 «О создании необходимых специальных условий для введения инклюзивного образования в  образовательных организациях Советского района»
  • Заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК).
  • Устав МАДОУ д/с «Росинка» (утвержден постановлением администрации Советского района от 25.07. 2014 г. №2741).
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с «Росинка» для детей с ТНР
  • Образовательная программа МАДОУ д/с «Росинка»

1.2 Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, социально – личностная адаптация в обществе и к обучению в школе.

Задачи:

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

  • Развитие и коррекция воспитанников с нарушениями в развитии (ТНР)
  • Обеспечение социальной адаптации (воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению).

Повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы.

Рабочая программа строится на основе следующих принципов:

  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • Принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
  • Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка, и спецификой образовательных областей.
  • Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников;
  • Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей;
  • Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;
  • Сотрудничество с семьями воспитанников

Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствиятребований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.

1.4 Специальные условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ

(Приложение 5 «Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ»)

1.4.1. Особенности организации образовательного процесса

Нарушение

Программно-методическое обеспечение

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение

Информационное обеспечение

Тяжелые нарушения речи3-4, 4-5,

5-6 лет

+

+

+

+

Психологическая готовность детей к школьному обучению 6-7 лет

+

+

+

+

Адаптация детей к ДОУ 2-3, 3-4 лет

+

+

+

+

1.4.2. Методы и технологии обучения

Нарушения

Методы

Технологии

Тяжелые нарушения речи

3-4, 4-5, 5-6 лет

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

Игровые технологии

Здоровье сберегающие

ИКТ технологии

Психологическая готовность детей к школьному обучению 6-7 лет

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

Игровые технологии

Здоровье сберегающие

ИКТ технологии

Адаптация детей к ДОУ 2-3, 3-4 года

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

Игровые технологии

Здоровье сберегающие

ИКТ технологии

1.4.3. Рекомендуемые виды нагрузок

Нарушения

Длительность занятия

Форма работы

Периодичность

Тяжелые нарушения речи 3-4 лет

10 мин

Индивидуально

Подгрупповая

2 раза в неделю

Тяжелые нарушения речи 4-5 лет

15 мин

Индивидуально

Подгрупповая

2 раза в неделю

Тяжелые нарушения речи 5-6 лет

20 -25 мин

Индивидуально

Подгрупповая

2 раза в неделю

Психологическая готовность к школе 6-7 лет

25 -30 мин

Индивидуально

Подгрупповая

2 раза в неделю

Адаптация детей к детскому саду 2-3 года

10 мин

Подгрупповая

2 раза в неделю

Адаптация детей к детскому саду 3- 4 года

10 мин

Подгрупповая

2 раза в неделю

1.5. Корреционно - педагогические требования к демонстративному и раздаточному материалу.

Тяжелые нарушение речи 3-4, 4-5, 5-6 лет

Демонстрационный и раздаточный материал должен соответствовать:

  1. Экологической безопасности.
  2. Требованиям техники безопасности.
  3. Дидактическим требованиям.
  4. Требованиям эстетического оформления.

Коррекционно- педагогические требования:

  1. Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
  2. Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе.
  3. Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета).
  4. Материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.
  5. Материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребенка желание играть и заниматься с ними.
  6. Материалы и пособия должны быть определенных размеров - более крупные для фронтальных демонстраций и строго дифференцированные для индивидуальных занятий.

1.6. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

Возраст от 2 до 3 лет

Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

  • ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет

          Общение становится внеситуативным.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами- заместителями.

  • младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

  • младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет

          В  игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких- либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной.

  • общении ребёнка и взрослого ведущим становится

познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

                                                       Возраст от 5 до 6 лет

           Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

  • старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет

        Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.

  • детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


1.7. Особенности осуществления образовательного процесса.

Нарушение

Задача

Результат

Тяжелые нарушения речи 3-4, 4-5 лет, 6-7 лет

1. развитие слухового и зрительного восприятия.

2.развитие внимания

3. развитие слуховой и зрительной памяти.

4. развитие словесно- логического, наглядно действенного мышления.

5. развитие общей и мелкой моторики.

Сформированность когнитивной сферы (память, внимание, мышление, восприятие, воображения и мелкой моторики.)

Психологическая готовность детей к школе 6-7 лет

1.Пвысить уровень развития психических процессов.

2.способствовать повышению познавательного интереса.

Сформированность компонентов психологической готовности к школе, расширение уточнение, увеличение объема памяти, устойчивости внимания, развитие интегративных качеств личности и формирование основ учебных универсальных действий.

Адаптация детей к ДОУ

1.Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

2.Методические рекомендации педагогам ДОУ для проведения групповых занятий в адаптационный период с учетом индивидуальных особенностей ребёнка;

3.Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.

Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.

Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.

Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.

1.8. Планируемые результаты освоения Программы.

Сформировано представление о самом себе, овладевают элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе. Сотрудничают со взрослыми и сверстниками, овладевают навыком продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности. Сформировано адекватное восприятие окружающих предметов и явлений. Сформированы перцептивные действия (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Овладевают системой сенсорных эталонов. Соединяют сенсорный опыт со словом. Усваивают количественные и качественные отношения между предметами. Сопоставляют предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимают, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения. У детей формируется представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой. Развивается речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со взрослыми, сверстниками.

Развита мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука. Дети интересуются игрушками, могут выполнять предметно-игровые действия, играть со сверстниками.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует сними;

-эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;

-владеет простейшими навыками самообслуживания;

-стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;

-знает названия окружающих предметов и игрушек;

-стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам;

-эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

-ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности —игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Умеетвыражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;

-способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;

-понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей;

-проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

-проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослымии сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;

-проявляет ответственность за начатое дело;

-свои знания и умения в различных видах деятельности;

-имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;

-соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

-имеет начальные представленияо здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

  1. Мониторинг достижений обучающихся.

Наименование

Периодичность

Сроки проведения

Форма проведения.

Адаптация ребенка к ДОУ

1 раз

Сентябрь - октябрь

Наблюдение, заполнение протоколов

Психологическая готовность детей к школе

2 раза

Входящая

Итоговая

Сентябрь

Май

Рисуночный тест

Дидактическая игра

Вопрос - ответ

Тяжелые нарушения речи 3-4, 4-5, 5-6 лет

3 раза

Входящая

Промежуточная итоговая

Сентябрь-январь - май

Дидактическая игра

Вопрос - ответ

Используемый диагностический инструментарий.

Направленность

Использование методик

Автор

Форма проведения.

Вторая младшая группа 3-4 года

Восприятие.

«Коробка форм»

А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская.

Индивидуально

Мышление

«Матрешка 3- составная»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Восприятие.

«Цветные кубики»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Внимание, общая осведомленность

«Парные картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Память

«Угадай, чего не стало?»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Средняя группа 4-5 лет

Восприятие.

 «Коробка форм»

А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская.

Индивидуально

Выявления общей осведомленности ребенка

«Покажи и назови»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Восприятие, моторика

«Матрешка» «Разрезные картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Исследование объема образной памяти.

«8 предметов»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Внимание

«Лабиринты», Найди такую же картинку»  

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Мышление

«Найди домик для картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Воображение

«На что похоже»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Старшая группа 5-6 лет

Самооценка.

«Лесенка»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Мышления

«Нелепицы»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Вявление уровня сформированности представлений о временах года.

«Времена года»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Внимание

«Найди такую же картинку»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Память

«10 предметов», 10слов Лурия»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявления уровня наглядно – образного мышления.

«Найди семью» -

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Рзвитие наглядно – образного мышления

« Рыбка», «Последовательные картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявление сформированностиобразных пространственных представлений у ребенка.

«Рисунок человека»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Подгрупповая,

Выявление уровня развития восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета.

«Разрезные картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявление уровня развития воображения

«На что это похоже»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Мелкая моторика

Домик

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Подгрупповая,

Подготовительная к школе группа 6-7 лет

Выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук

 «Вырежи круг»

О.А. Орехова

Индивидуально

Подгрупповая,

Самооценка ребенка

«Лесенка»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Внимание

«Домик»  

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Оценка развития слуховой кратковременной памяти

«10 слов»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Словесно – логическое мышление

«Закончи предложения»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка

« 4-й лишний»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно – следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщение.

«Последовательные картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор

«Найди недостающий»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях

«Рисунок человека

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявление сформированности наглядно- образных представлений, способности к воссозданию целого на ёоснове зрительного соотнесения частей.

«Разрезные картинки»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления

« На что это похоже»

Н.Н. Павлова, Д.Г. Руденко

Индивидуально

Психологическая готовность детей к школе

Психологическая готовность ребенка к школе.

1. Оценка умения вычленять причинно следственные связи в предложении.

2.Кратковременная зрительная память

3. Интуитивный речевой анализ-синтез

4. Речевые аналоги

5. Произвольное владение речью

6. Интуитивный визуальный анализ-синтез.

7. Визуальные аналоги

8. Абстрактное мышление

Ясюкова Л.А

Индивидуально

Школьная мотивация

Беседа о школе

Т. Нежнова

Индивидуально

Определение готовности ребенка к обучению в школе.

Тест Д.Векслера детский вариант

Ю.И. Филимоненко

В.И. Тимофеев

Индивидуально

Адаптация детей к ДОУ

Эмоциональное состояние ребенка

1.Лист психологической адаптации

2. Лист педагогической адаптации

Индивидуально

Диагностики социального развития ребенкака

Диагностика психологического здоровья ребенка

Стимульный материал. Рисунки для девочек, мальчиков.

Тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.

Индивидуально

Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей»

Опросник

А.М. Щетинина

Индивидуально

Изучение характера эмпатии

Проективная методика «Неоконченные рассказы»

Т.П. Гаврилова

Индивидуально

Изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я» степени осознания своих особенностей

Беседа «Расскажи о себе»

А.М. Щетинина

Индивидуально

Изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей его самопринятия и принятия других

Методика «Два дома»

Индивидуально

Диагностика уровня самооценки, особенностей ее идентификации и оценки детьми других людей.

Методика «Лесенка Щур»

Индивидуально

Карта проявлений активности

Карта наблюдения

А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова.

Индивидуально

Диагностика развития личности ребенка- незащищенность, тревожность, недоверие к себе и тд.

Тест дом, дерево, человек.

Дж. Бак

Индивидуально

Исследование личностных качеств ребенка

Тест «Несуществующее животное»

Дж. Бак

Индивидуально

Оценка сформированности социальных форм поведения ребенка

Карта наблюдений.

А.М. Щетинина, Л.В. Кирс.

Индивидуально

Выявление темперамента у ребенка

Карта наблюдения за темпераментом ребенка (2-3 года)

А.М. Щетинина, Л.В. Кирс.

Индивидуально

Поведение ребенка

Схема наблюдения за поведение ребенка

А.М. Щетинина, Л.В. Кирс.

Индивидуально

Изучение особенностей межличностных отношений

Методика особенностей межличностных отношений ребенка

Р.Жиль

Индивидуально

Диагностика психофизических процессов 3-4 года для детей задержкой психического развития.

Внимание

«Запомни предметы»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Внимание

«Переплетенные линии»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Внимание

«Концентрация»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Слуховое восприятие

Дифференциация звучащих игрушек

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Восприятие зрительное

Подбери предмет такого же цвета

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Зрительное восприятие

Покажи цвет, который я покажу. Покажи форму, которую я назову

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Восприятие времени

Соотнеси события со временем его происшествия.

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление

«Четвертый лишний»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление Синтез

«Разрезная картинка»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление Обобщение

Назови, одним словом предметы на картинке

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление

Сравнение

Сравнение

Различие

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Диагностика психофизических процессов 4-5 лет для детейзадержкой психического развития.

Внимание

Запомни предметы на картинках

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Внимание

Устойчивость

Тест «Переплетенные линии»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Внимание

Концентрация

Нахождение в рисунках контура

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Восприятие

Слуховое

Дифференциация звучащих игрушек

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Восприятие зрительное

Покажи цвет, который я назову. Подбери предмет такого же цвета

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Зрительное восприятие

Покажи форму, которую я назову.

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Восприятие времени

Соотнесение события со временем его происшествия.

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Память зрительная

Рассмотри картинки, запомни их расположение

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Память слуховая

Запомни слова

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление

Анализ

«Четвертый лишний»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление

Синтез

«Разрезная картинка»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление

Обобщение

Назови одним словом

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Диагностика психофизических процессов 5-6, 6-7 лет для детейзадержкой психического развития

Внимания

Объём

Рассмотри игрушки

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Внимания

Устойчивость

Тест «Переплетенные линии

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Внимания

Концентрация

Нахождение в рисунке контура

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Восприятие слуха

Дифференциация звучащих игрушек

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Зрительное восприятие

Покажи цвет, который я назову. Подбери предмет такого же цвета. Покажи форму которую я назову.

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Восприятие времени

Соотнеси события со временем

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Зрительная память

Запомни

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Слуховая память

Запомни слова

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление Обобщение

Назови, одним словом

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление Сравнение

Каждому узору найди пару

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление Сериация

«Какого цвета»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Мышление Систематизация

«Выбери»

О.А Романович

Е.П.Кольцова

Индивидуально

Раздел II. Содержательный

  1. Планирование образовательной деятельности.

Наименование

Период проведение занятий

Форма проведения

Адаптация детей к ДОУ

Сентябрь - октябрь

Групповая

Психологическая готовность детей к школе

Октябрь - апрель

Подгрупповая

Тяжелые нарушения речи 3-4 лет

Октябрь - апрель

Подгрупповая

Индивидуальная

Тяжелые нарушения речи 4-5 лет

Октябрь - апрель

Подгрупповая

Индивидуальная

Тяжелые нарушения речи 5-6 лет

Октябрь - апрель

Подгрупповая

Индивидуальная

2.2. Основные направления деятельности педагога-психолога

Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы. 

 

Психодиагностика 

 

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

 Проводится: 

1.Обследование детей 3-4 лет для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. 

2.Диагностика воспитанников 4-5 лет и 5-6 лет с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах. 

3. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет). 

Дополнительно: 

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

 

 

Психопрофилактика 

 

Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки . 

 

 В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача - содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. 

 

     Для этого предусмотрено: 

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды: 

  • анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; 
  • групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей; 
  • информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. 

Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации. 

Дополнительно: 

- Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.  

- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.  

- Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.  

         

Коррекционная и развивающая работа. 

 

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. 

 

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка. 

  • коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. 

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах

которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. 

Обязательно: 

  • Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры, наблюдение. 
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года). 
  • Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения. 

 

Психологическое консультирование 

 

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. 

 

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация 

 

ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.

 

Обязательно: 

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией коррекционно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка. 
  • Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями. 

Дополнительно: 

  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей. 
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста. 

 

 

Психологическое просвещение 

 

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно: 

 

  • повышение уровня психологических знаний; 
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности. 

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. 

Обязательно: 

  • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов с форме семинаров, конференций, практикумов, в рамках «проблемной группы» для педагогов и воспитателей. 

Дополнительные темы: (печатные, индивидуальные консультации с педагогами) 

  1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы. 
  1. Особенности работы педагога с проблемными детьми. 
  1. Стили педагогического общения. 
  1. Психологические основы взаимодействия с семьей. 
  1. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников. 
  • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике 

возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам: 

  1. Адаптация ребенка к ДОУ. 
  1. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет. 
  1. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания. 
  1. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее. 
  1. Воспитание произвольности поведения и управляемости. 
  1. Психологическая готовность к обучению. 
  1. Половое воспитание и развитие. 

           Дополнительно: 

  • Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ. 

 

 

2.3.Содержание коррекционной работы

Этапы коррекционной работы с детьми

          - Сентябрьуглублённая диагностика

          -  Октябрь-декабрь - первый этап коррекционно – развивающего обучения.

          - Январь - диагностическое обследование проводится для выявления эффективности проводимой коррекции и внесения изменений в планирование работы с учетом результатов диагностики.

- Февраль-Апрель  -  второй этап коррекционно – развивающего обучения.

- Май - контрольное диагностическое обследование дошкольника.

- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы по результатам диагностики психологической готовности к школьному обучению

 - Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп по результатам диагностики познавательных процессов

 - Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции и развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей старших и подготовительных групп

     

Коррекционно  - развивающие занятие

Коррекция

Тяжелые нарушения речи3-4, 4-5, 5-6 лет.

Психологическая готовность к школе 6-7 лет.

Адаптация детей к ДОУ

Водная  

Настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.

Основная

Представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса.

Завершающая

Направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления сплоченности группы, закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

2.3 Проектная и экспериментальная деятельность.

Проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера.

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой.

Проектная деятельность

Срок    

Проект

    Вид проекта участники

01.11.19 -01.04.20

«Песочная страна- страна чудес»

Долгосрочный

Приложение 4

  1. . Реализация регионального компонента  

Реализация регионального компонента осуществляется по средствам интеграции познавательной области,   организацию   коррекционно – развивающих занятий, в дидактических игр, развивающие игры.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края.

Воспитание патриотических, духовно - нравственых, социально - коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми родного края. Дошкольный возраст- наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, нацинальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, коорые проявляются  на уровне идеалов - любви к малой родине.

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознананные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений.

2.5 Организация сотрудничества с семьями воспитанников (законных представителей)

Формы индивидуальные

 Взаимодействия     подгрупповые

Повышение психологического компонента (законных представителей)

Беседа

Консультация

Семинар – практикум

Консультация

Информационно – наглядная

Памятка

Сайт

Анкетирование

Папки – передвижки

Оформления уголка психолога

Сайт

Вовлечение.

Индивидуальная диагностика

Тренинг

Деловая игра

Семинар

Круглый стол

2.6.  Сетевое взаимодействие (взаимодействие с социумом)

На 2019 – 2020 учебный год планируется взаимодействие:

№ п.п.

Наименование

Формы взаимодействия

Социальный партнер

1

ТПМПК

Мониторинг развития изучение, анализ документации

специалисты

2

Кондиционный совет

Анализ документации

Учителя

3.

Районное методическое объединение

Обмен опыта

Педагоги-психологи других детских садов

4.

СОШ

Изучение документации

Педагоги – психологи средней образовательной школы.

Поликлиника

Изучение личных медицинских карт.

медсестра

Раздел III .Организационный

3.1.Годовой календарный учебный график

Период

Даты

Кол-во дней

Учебный период

с   02.09.2019 г. по 31.05.2020 г.

182

Праздничные дни

04.11. 2019 г.

01.01. - 07.01.2020 г.

23.02. - 24.02.2020 г.

08.03. – 09.03. 2020 г.

01.05. - 04.05.2020 г.

09.05.-12.05.2020 г.

13

Летний оздоровительный период

01.06.2020 – 31.08.2020

92

Продолжительность учебного года (недель/учебных дней)

36 недель и 2 дня/182 дня

3.2 Учебный план

Наименование

Общее количество

Количество занятий в год

всего

Адаптация детей к ДОУ. Профилактические занятия. Адаптация к детскому саду. Роньжина А.С.

25

2 раза в неделю

Вторая группа раннего развития

75

Вторая группа раннего развития

Вторая младшая группа

Индивидуальная коррекционно–развивающие занятия В.Л Шарохина., Л.И. Сорокина с детьми ТНР 3-4 лет.

55

2 раза в неделю

Разновозрастная группа компенсирующей направленности №14

55

Дети с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет. Коррекционно–развивающие занятия В.Л Шарохина., Л.И. Сорокина.

55

2 раза в неделю

Разновозрастная группа компенсирующей направленности №14

55

Индивидуальная коррекционно–развивающие занятия В.Л Шарохина., Л.И. Сорокина с детьми ТНР 4-5 лет.

55

2 раза в неделю

Разновозрастная группа компенсирующей направленности №2

55

Дети с тяжелыми нарушениями речи 5-6лет. Коррекционно–развивающие занятия В.Л Шарохина., Л.И. Сорокина.

55

2 раза в неделю

Разновозрастная группа компенсирующей направленности №2

55

Психологическая готовность детей к школьному обучению. Подготовительные к школе группы.Коррекционно – развивающие занятия Л.И.

Катаева, Н.П. Локалова, Д.П. Лкалова. Готовимся к школе.

55

2 раза в неделю

Подготовительная к школе группа №13

165

Разновозрастная группа № 3

Подготовительная к школе группа № 6

Всего за год

460

3.3. Расписание занятий индивидуальных, подгрупповых

Корпус №1

День недели

Время занятия

Фамилия, имя ребенка.

Вторник

09.40 - 10.00 гр. №2

15.20 – 15.40 гр. №2

15.40 – 16.10гр №6

Магомедов Аличумагоед

Сырбу Савелий

Выставкин Алексей

Нураева Ева

Нураева Камилла

Рыбина Дарина

Кузьмин Николай

Мухарямов Данил

Чавриков Александр

Жулин Анатолий

Ежова Дарья

Шепелев Александр

Процкая Кристина

Дувакин Денис

Салангина Екатерина

Среда

09.45 - 10.05 гр.№2

15.15 – 15.35 гр. №2

15.40 - 16.00 гр. № 6

Магомедов Аличумагоед

Сырбу Савелий

Выставкин Алексей

Нураева Ева

Нураева Камилла

Рыбина Дарина

Кузьмин Николай

Мухарямов Данил

Чавриков Александр

Жулин Анатолий

Ежова Дарья

Шепелев Александр

Процкая Кристина

Дувакин Денис

Салангина Екатерина

Пятница

15.15 – 15.35 гр. № 3

15.40 - 16.00 гр. № 3

Медведев Семен

Королев Илья

Пайко Ян

Сытина Яна

Лопатина Екатерина

Рахимов Абдулрахим

Корпус № 2

Разновозрастная группа компенсирующей направленности №14 «Солнышко»

День недели

Время занятия

Фамилия, имя ребенка.

Понедельник

09.40 – 09.55.

10.00 – 10.15

15.15 – 15.30

Ахматдинов  Самир

Каленов Николай

Александрова Ева

Забелин Виктор

Мартемьянова Мария

Артемьев Александр

Заливанов Данил

Страхов Савелий

Шаранов Егор

Заливанов Данил

Мальцев Герман

Четверг

09.40 – 09.55.

  10.00 – 10.15

               15.15 – 15.30

Ахматдинов  Самир

Каленов Николай

Александрова Ева

Забелин Виктор

Мартемьянова Мария

Артемьев Александр

Заливанов Данил

Страхов Савелий

Шаранов Егор

Заливанов Данил

Мальцев Герман

Циклограмма приложена в приложение 7

3.4. Организация традиционных событий праздников мероприятий.

Виды мероприятия

Название

Сроки

Ответственный

Интеллектуальная игра

«Умники и умницы»

Февраль

Педагог - психолог

Интеллектуальная игра

«Своя игра»

Ноябрь

Педагог - психолог

Неделя психологии

«Давайте жить дружно»

Апрель

Педагог - психолог

Психологическое шоу – викторина

«Звездный час»

Январь

Педагог - психолог

3.5. Программно – методическое обеспечение

№ п/п

Программы, педагогические технологии

Издательство, год издания

Коррекционно – развивающая работа

В.Л. Шарохина  Коррекционно-развивающие занятия: Младшая средняя группы. –

М.:ООО «Национальный книжный цент»

Н.П. Локалова., Д.ПЛокалова. готовимся к школе занятия по психологическому развитию старших дошкольников.

Методическое пособие. – М.: Генезис, 2015. – 152 с,

Л.И. Катаева Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий.

–М.: Книголюб, 2004. 64 с..

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей. 3- 4 лет: конспекты практичеких занятий.

Центр Владос, 2014.- 160 с

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей. 4- 5 лет: конспекты практичеких занятий.

Центр Владос, 2014.- 160

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей. 5- 6 лет: конспекты практичеких занятий.

Центр Владос, 2014.- 160

Н.Ю. Куражева. Программа психолого- педагогических занятий для дошкольников. Цветик – семицветик»

Диагностическая работа

2.1

Н.Я. Семаго, М.М Семаго Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности.

М.:АРКТИ,2017. 66с.

2.2

Н.Н. Павлова, Л.г. Руденко Экспресс – диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов – психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Для всех возрастных групп.

М.:Генезис, 2016.

2.3

А.А. Карелина психологические тесты.

Центр Владос ,2005 г

2.4

Е.А. Стребелева, Г.А.Мишина. Пихолого – педагогическая диагностика развития детей раннего возраста.

М.:Просвещение

Адаптация детей к доу

3.1

И.В. ЛапинаАдаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого –педагогическое сопровождение, комплексные занятия..

Волгоград: Учитель 2013

3.2

Л.В. Белкина Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Воронеж «Учитель»,2006 г

3.5 Материально – техническое обеспечение.

1.Первая профессиональная зона – пространство взаимодействий с детьми.

Мебель и оборудование

Детский столик, 10  детских стульчиков. Магнитная доска.

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностико – коррекционным методикам и тестам в соответствие с возрастной дифференциацией.

Технический материал

Простые и цветные карандаши, пластилин, Акварельные краски кисточки, альбомы.

Вспомогательный материал

Простые детские музыкальные инструменты (Бубен, дудочка). Пирамидки, матрешка.

Куклы, мягкие игрушки (медведь, крот, слон, корова). Резиновые игрушки (утенок, утка с утятами, крокодил). Пластмассовые игрушки.

Коробка форм, Доска «Сегена»

2.Вторая профессиональная зона психологического кабинета – пространство взаимодействий с взрослыми (родителями, воспитателями, педагогами).

Мебель и оборудование

Мягкие диваны и журнальный столик. Мягкие подушки. Зеркало.

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностико – коррекционным методикам и тестам.

Технический материал

Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.  

Вспомогательный материал

Литература по проблемам возрастного развития детей, особенности их поведения, а также по вопросам семейных взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностно – эмоционального развития дошкольников, по вопросам школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т.д.

3.Третья профессиональная зона обеспечивает средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.

Мебель и оборудование

Письменный стол, стул. Компьютерный комплекс.

Технический материал

Писчая бумага стандартного формата.

Вспомогательный материал

Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно – теоретического уровня и профессиональной компетентности.

Интерпретационный материал

Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно – дидактической деятельности.

Основная часть

Вариативная часть

Содержание

(пособия, материалы, оборудование)

  • Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки……..)
  • Игрушки резиновые.
  • Лото, домино
  • Иллюстрации с изображением зима, лето, осень, весна.
  • Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат)
  • Развивающая игра «Времена года»
  • Познавательная игра – лото «Подбери по смыслу»
  • Развивающие игры «Найди четвертый лишний» 1 и 2 часть
  • Игра – занятие.» Шнурочки»
  • Наглядно дидактическое пособие «Рассказы по картинке»
  • Развивающая игра  «Знаю все профессии»
  • Игра занятие « История в картинках»
  • Игра занятие « Наши чувства и эмоции»
  • Игра занятие « Расскажи про детский сад»
  • Игровой дидактический материал по экологии. «Береги все живое»
  • Настольная развивающая игра –лото « Наши родные: как их называть»
  • Демонстративный материал « Деревенский дворик»
  • Игры для малышей « чей малыш?"
  • Игра «Назови одним словом» 5-7 лет
  • Игра «Найди пару» 5-7 лет
  • Игра «Угадай, чья тень?» 4-7 лет.
  • Игра «Разрезные картинки 5-7 лет»
  • Игра «Разрезные картинки 3 -4 лет»
  • Игра «Третий лишний 3-4 лет»
  • Игра «Чей домик» 3-5 лет
  • Игра «заплатки 4 -6 лет»
  • Игра «найди хвостик 3 - 6 лет»
  • Игра «Веселый паровозик 5-7 лет»
  • Логико – Малыш» - учебно игровое
  • Тангерам
  • Колумбово яйцо
  • Дидактическая игра «Контуры»
  • Игры-занятия на накопление представлений о цвете, форме, величине.
  • Развитие памяти, Наблюдательности формирует интерес к окружающему миру.
  • Тренирует внимание, Логику, сообразительность.
  • Тренирует внимание . Развивает память, логику и сообразительность.
  • Развитие мелкой моторики, пространственное мышление и творческие способности.
  • Для развития связной речи.
  • Развитие внимания, логическое мышление, речь.
  • Сюжеты для развития логического и образного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога с детьми ЗПР 2019-2020 уч. год.

Пояснительная записка Рабочая  программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников ...

Рабочая программа педагога – психолога на 2019 – 2020 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области   ПРИНЯТО...

Рабочая Программа Педагога-психолога старшей и подготовительной группы для детей с ТНР на 2019/2020 учебный год

Рабочая ПрограммаПедагога-психолога старшей и подготовительной группыдля детей с ТНРна 2019/2020 учебный год...

Рабочая программа педагога-психолога Мальковой Н.В. на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС ДО. Данная программа содержит следующие разделы: целевой, содержательный и организационный....

Рабочая программа педагога - психолога на 2019 – 2020 учебный год

Содержание: Разделы Содержание I. Целевой раздел. 1.1.Пояснительная записка 1.1.1.Цель и задачи 1.1.2. Принципы к формированию. Программа 1.1.3. Возрастные особенности развития дет...

Рабочая программа педагога-психолога на 2019-2020 учебный год

В программе отражены все аспекты работы педагога-психолога в ДОУ...

Рабочая программа педагога группа "Пчелка" на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа группы разработана на основе программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; издание 3- е, исправленное и дополненное)...