План по самообразованию на тему«Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
план-конспект занятия (младшая группа)

План по самообразованию на тему«Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством дидактических игр»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №37 «Чишмэкэй»

Воспитатель второй младшей группы №8

Халиуллина Р.Ф

План самообразования на тему:

«Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством дидактических игр»

2019/2020 уч. год

Содержание

Цель работы:

  • повышение своего профессионального мастерства и компетентности;
  • формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

Задачи:

  • развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
  • формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
  • знакомить детей с дидактическими играми;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  • активизировать восприятие детей, включая их в различные виды деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская игровая и др.;
  • развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросу: «Сенсорное развитие детей младшего возраста»;
  • подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр.

Предполагаемый результат:

1. Воспитательные:

  • воспитать у детей интерес к дидактической игре;
  • воспитать желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни;

2. Обучающие:

  • научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.

3. Развивающие:

  • развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета;
  • развивать у детей умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;
  • развивать внимание, усидчивость детей.

В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.

Срок работы над темой: сентябрь 2019 – май 2020 года.

Актуальность:

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира. Действуя с разными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, малыш познает их свойства, качества. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира.

На этапе младшего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания, окружающего", – говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, приниматьсамостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное воспитание детей 3-4 лет через дидактическую игру».

Литература:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.
  2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Под ред. Л.А. Венгера.
  3. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988.
  4. Интернет-ресурс: Обобщение опыта по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей от 1,5 до 5 лет посредством дидактической игры». –http://www.maam.ru/detskijsad/obobschenie-opyta-po-teme-samobrazovanija-sensornoe-vospitanie-detei-ot-1-5-do-5-let-cherez-didakticheskuyu-igru.html.
  5. Интернет-ресурс: Диагностика сенсорного воспитания в I и во II младшей группах.http://50ds.ru/metodist/716-diagnostika-sensornogo-vospitaniya-i-razvitiya-elementarnykh-matematicheskikh-predstavleniy-v-i-i-vo-ii-mladshey-gruppakh.html.

Перспективный план работы по самообразованию с детьми и родителями, самореализация

Этапы работы:

1 – Установочный

  • Выбор темы
  • Постановка целей и задач
  • Подбор литературы
  • Поиск материалов по теме в интернете.

2 – Теоретическое изучение проблемы

изучение методической литературы;

– подготовка мониторинга для определения уровня сенсорного развития у детей;

  • разработка диагностического материала для проведения мониторинга;

– изучение результатов мониторинга;

– разработка анкеты для родителей.

Работа с детьми:

– проведение мониторинга.

Работа с родителями:

– ознакомление с темой углубленной работы на родительском собрании, ознакомление с целями и задачами работы;

– анкетирование родителей по выявлению уровня сенсорного развития у детей.

1-14 сентября

14-30 сентября

  • мониторинг
  • анкета для родителей

– результаты мониторинга

– сообщение для родителей на тему «Сенсорное развитие детей»

– результаты анкетирования

3 – Практическая деятельность

Перспективный план работы с детьми, родителями, самореализация

по теме самообразования

Учебный период

Мероприятия

Самореализация

С детьми

С родителями

Форма отчета

Сентябрь

Подбор литературы по теме

Составление перспективного плана по самообразованию

Разработка мониторинга и заданий к нему

Разработка анкеты для родителей

Проведение мониторинга

Сообщение на родительском собрании по теме углубленной работы

Анкетирование

План самообразования

Мониторинг

Анкета для родителей

Октябрь

Ноябрь

Создание сенсорного уголка

Подведение итога анкетирования родителей

Подбор информации в родительский уголок по данной теме

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры»

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному  признаку)

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение ткани)

«Узнай фигуру» ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Привлечь родителей к созданию и оформлению сенсорного уголка в группе

Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры»

Сенсорный уголок

Консультация для родителей

Декабрь

Январь

Разработка памятки для родителей «Сенсорное развитие детей 3-4 лет»

Изучение статей по теме в журналах «Дошкольное воспитание»

Дидактические игры на закрепление понятия формы:

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  

«Из каких фигур состоит…?» (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

«Какая фигура лишняя?»

«Дострой дом»

Свойства песка – изготовление куличиков разной формы               

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр

Разместить в родительском уголке памятку «Сенсорное развитие детей 3-4 лет»

Песочный городок

Дидактические игры по теме

Информация в родительский уголок

Февраль

Март

Подготовить консультацию для родителей  «Как развивать представления о величине у детей 3-4 лет»

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины:

«Сравни предметы по высоте»

«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

«Собери матрешку»

«Собери башенку»

Консультация для родителей «Как развивать представления о величине у детей 3-4 лет»

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр

Консультация

Дидактические игры

Апрель

Май

Изготовление картотеки дидактических игр по теме

Подготовка доклада по результатам работы над темой

Проведение мониторинга по итогам работы над темой

Дидактические игры и упражнения на закрепление цветового восприятия:

«Спрячь мышку»

«Полянка» (посадить бабочку нужного цвета на цветок)

«Подбери чашки к блюдцам»

«Бусы» (деревянные, из крышек, из кругов)

«Какого цвета?»

«Воздушные шары»

«Какой цвет?»

Индивидуальные консультации с родителями

Подведение итога работы над темой

Картотека дидактических игр

Мониторинг

Доклад

Анкета для родителей по выявлению уровня сенсорного развития детей 3–4 лет

Уважаемые родители,

ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Какие цвета знает Ваш ребенок? .

2. Какой цвет путает с каким? .

3. Обращаете ли Вы внимание на предметы розового, серого, голубого цвета? Называете ли эти оттенки ребенку? .

4. Различает ли ваш ребенок геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник? .

5. Во время совместных строительных игр с ребенком, обращаете ли Вы внимание, что материалы могут быть разными по длине, ширине, высоте, величине? .

6. Правильно ли выполняет ребенок Вашу просьбу: принести предмет (любой)определенного цвета (например, красного, синего); формы, величины (например, большой круглый мяч)?

.

7. Понимает ли Ваш ребенок значение слов: тихо-громко? .

Спасибо за содействие!

Анкета для родителей по выявлению уровня сенсорного развития детей 3–4 лет

Уважаемые родители,

ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Какие цвета знает Ваш ребенок? .

2. Какой цвет путает с каким? .

3. Обращаете ли Вы внимание на предметы розового, серого, голубого цвета? Называете ли эти оттенки ребенку? .

4. Различает ли ваш ребенок геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник? .

5. Во время совместных строительных игр с ребенком, обращаете ли Вы внимание, что материалы могут быть разными по длине, ширине, высоте, величине? .

6. Правильно ли выполняет ребенок Вашу просьбу: принести предмет (любой)определенного цвета (например, красного, синего); формы, величины (например, большой круглый мяч)?

.

7. Понимает ли Ваш ребенок значение слов: тихо-громко? .

Спасибо за содействие!

Мониторинг

знаний, умений и навыков

для определения уровня сенсорного развития детей 3-4 лет

Дата г. Воспитатель Халиуллина Р.Ф..

ФИО

Подбирает предметы по цвету (2-3)

Подбирает предметы по форме (2-3)

Правильно собирает пирамидку

Может называть предметы нужной формы

Называет основные цвета

Показывает длинную и короткую ленту

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешек, формочкимисочки

Узнает и называет по голосу животных, музыкальные инструменты

Высокий уровень –

Средний уровень –

Уровень ниже среднего –

Инструментарий к мониторингу

  1. Игры детей с матрешками и пирамидками.
  2. Д/и «Найди цветок для бабочки».
  3. Д/и «Веселая коробочка» (на определения формы предмета).
  4. Д/и «Длинное – короткое».

КАРТОТЕКА

дидактических игр по сенсорному развитию

«Загадочные пуговки»

Цель игры: 

  • Развитие умения узнавать и называть цвета. 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 

   Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора. 
Ход игры: 

   Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик. 
Взялись цвета мы изучать 
Ну и с чего же нам начать? 
Есть чудо пуговки у нас 
Помогут нам они сейчас 
Мы в руки пуговки возьмём 
И дом по цвету им найдем. 

«Волшебное поле»

Цель игры: 

  • Развитие умения узнавать и называть цвета. 

Игровой материал: 

   Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов. 
Ход игры: 

   Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета. 
Есть у нас игра одна 
Очень круглая она 
Тот кружок наш разделен 
Четыре цвета включает он 
И ребята с ним играют 
Все цвета, там изучают 
Зеленый, красный 
Желтый, синий 
Все известны нам отныне. 

«Радуга»

Цель игры: 

  • Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 

   Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи. 
Ход игры: 

   Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру. 
Радужная арка 
У нас сияет ярко 
Вот беда случилась с ней 
Потеряла часть лучей 
Лучи ребятки соберут 
Все в порядок приведут 
Станет радуга опять 
Пуще прежнего сиять. 

«Шарики»

Цель игры: 

  • Развитие умения узнавать и называть цвета, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 

   Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним. 
Ход игры: 

   Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета. 
Красный, желтый, голубой, 
Шар выбирай себе любой. 
Чтобы шарик удержать 
Нужно ленту привязать, 
Мы в руки ленточки возьмем 
И шар по цвету им найдем. 

«Бабочка»

Цель игры: 

  • Развитие умения узнавать и называть цвета, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 

   Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета. 
Ход игры: 

   Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки. 
Появилась перед нами 
Бабочка – красавица. 
Будем с бабочкой играть, 
Цвет крышек к крыльям подбирать. 

«Карусель»

Цель игры: 

  • Развитие умения узнавать и называть цвета, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, 
  • Развитие различать предметы один – много. 

Игровой материал: 

   Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики. 
Ход игры: 

   Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета. 
Закрутилась карусель, 
Ну давай играть скорей. 
Кубик ставим на свой цвет, 
Будет правильный ответ? 

«Занимайка»

Цель игры: 

  • Развитие сенсорного восприятия, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 

   Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики. 
Ход игры: 

   Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр. 
«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики; 
«Мешочки» на развитие тактильного восприятия; 
«Колечки» на развитие мелкой моторики; 
«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия; 
«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики; 
«Осьминог» на развитие мелкой моторики. 
Чудо ширма есть у нас, 
Поиграем с ней сейчас! 

«Яблонька»

Цель игры:

  • Развитие сенсорного восприятия, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 

   Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки). 
Ход игры: 

   Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам. 
Будем с крышками играть, 
Разные яблочки собирать. 

«Волшебные колпачки»

Цель игры: 

  • Развитие сенсорного восприятия, 
  • Развитие слухового внимания, 
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 

   Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки. 
Ход игры: 

   Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета. 
Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине. 

«На что похожа фигура?»

Цель: 

  • Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

Игровой материал: 

   Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов. 
Ход игры: 

    Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.). 

«Спрячемся от дождика»

Цель: 

  • Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

Игровой материал: 

   Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей. 
Ход игры: 

    Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?” 


«Выбери пуговки»

Цель: 

  • Воспитывать умение группировать предметы по величине. 

Игровой материал: 

   2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие) 
Ход игры: 

    Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей. 

«Найди домик»

Цель: 

  • Воспитывать умение различать предметы по величине. 

Игровой материал: 

   Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины. 
Ход игры: 

    Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти свой домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»

Мною разработан план по теме самообразования «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике М. Монтессори». В основу планирования положены некоторые идеи М. Монт...

План по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие детей 3 - 4 лет через дидактические игры»

План для работы на учебный год на тему "Сенсорное развитие детей 3-4 лет"...

План по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

quot;Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...

План по самообразованию на тему : "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через, дидактические игры"

План по самообразованию : " Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через дидактические игры"...