«Управление конфликтом в педагогическом коллективе»
статья

Прозорова Вероника Валерьевна

Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу, так как «предметом» его профессии является другой человек. 

В данной статье мы рассмотрим как управлять конфликтом в педагогическом коллективе, а именно: какие навыки и умения входят в конфликтологическую компетентность педагога, что же такое «толерантность», в чем причины конфликтов в педагогическом коллективе, какими методами добиться быстрого их разрешения и какое позитивное значение можно из них извлечь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prozorova._statya_upravlenie_konfliktom.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Прозорова Вероника Валерьевна
Воспитатель
ОДОД ГБОУ № 27 им. И.А.Бунина Василеостровского района
Статья

«Управление конфликтом в педагогическом коллективе»

С развитием конфликтологии сформировалось понятие конфликтологическая компетентность. Это - часть социально-психологической компетенции, умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конфликтной ситуации знания, необходимые для того, чтобы управлять конфликтом. Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу, так как «предметом» его профессии является другой человек.

В конфликтологическую компетентность педагога входят:

- понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;

- формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;

- обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;

- умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;

- наличие навыков управления конфликтными явлениями;

- умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;

- умение предвидеть возможные последствия конфликтов;

- умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;

- наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.

Здесь необходимо отметить такой термин как толерантность, критерии  которого важны в конфликтологии:

  • позиция на равных и учет интересов другого;
  • осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;
  • подчинение правилам, законам (по доброй воле);
  • позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой);
  • способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях.

Конфликты в педагогическом коллективе – проблема известная и распространенная. Основную часть дня педагоги проводят на работе, взаимодействуя друг с другом. Большая загруженность, несовпадение целей, интересов, позиций и точек зрения являются основными причинами возникновения конфликтных ситуаций.

Если в коллективе возник конфликт, не стоит паниковать: необходимо помнить о том, что конфликты могут приводить не только к недовольствам и разногласиям, но и иметь позитивное значение. Противостояние конфликтующих сторон, как правило, выявляет проблемы в управлении образовательным учреждением, а также стимулирует работников к положительным внутренним изменениям и профессиональному росту.

Насколько быстро конфликт в педагогическом коллективе будет разрешен, во многом зависит от действий руководителя учреждения. 

Почти любой конфликт, так или иначе - затрагивает нравственные представления: о добре и зле, правильном и неправильном поведении, чести и достоинстве, справедливости и порядочности, вознаграждении и наказании и т.п. Следовательно, здесь действуют нравственные нормы, в соответствии с которыми уже сам конфликт и его участники получают нравственные оценки. Трудность, однако, состоит в том, что эти оценки неоднозначны, а порой и весьма различны, даже противоположны. Как известно, нравственные нормы не являются общепринятыми и одинаковыми для разных классов, социальных слоев, групп и даже индивидуумов. Разумеется, это не исключает общечеловеческой морали, но, во-первых, она распространяется лишь на ограниченный круг действий и отношений («не убий», «не укради» и т.п.), а во-вторых, даже и эти общечеловеческие ценности приемлемы далеко не всеми, а иначе не было бы и многих конфликтных ситуаций.

Нравственные нормы, в том числе и относящиеся к конфликтам, обычно нигде не записаны и вообще четко не сформулированы.

К сожалению, обращение к нравственным нормам и представлениям в нашей практике встречается редко.

В основе предупреждения конфликтов лежат нравственные нормы и моральные ценности. При подходе к конфликту методологически центральными являются 2 основных положения:

Следует исключить насилие (физическое, психологическое) как возможный способ разрешения конфликта; разрешение конфликтной ситуации должно способствовать личностному росту субъектов конфликта.

Ошибки педагога приводящие к конфликту:

1. Неумение правильно сформулировать цель воспитания и, естественно, постановка неверной цели. Нередко педагог видит свою главную задачу в контроле за действиями воспитаников, в высокой требовательности к ним и в пресечении малейших нарушений дисциплины.

2. Неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности.

3. Недостаточный кругозор преподавателей, неспособных ярко провести занятие с элементами проблемного, программированного обучения, рассказать о новой книге, интересном спектакле, музыкальном конкурсе, спортивном соревновании.

4. Бестактность, а иногда и грубость со стороны педагога

6. Неформальная структура коллектива – неизменно следствие ряда объективных причин.

Опытный преподаватель стремится сделать членов неформальной группы своими помощниками в работе по сплочению коллектива. Если это ему удается, он получает мощный рычаг воздействия на каждого отдельно взятого члена группы и на группу в целом.

Итак, в зависимости от содержания разрешение конфликта может быть достигнуто методами: педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и.т.п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и.т.п.) 

И все же, конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разрешение конфликтов в педагогическом коллективе

Пути, способы и методы разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе....

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Министерство образования и науки Республики ХакасияГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»Кафедра управления образованиемПроект теор...

Управление конфликтом в педагогическом коллективе.

  Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует  человек. Со...

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

управление инновационным поведением педагогического коллектива дошкольного учреждения...