Тематический контроль "Экологическое воспитание дошкольников"
материал

Ионкина Елена Владимировна
Полный пакет документов, необходимых для проведения тематического контроля "Экологическое воспитание дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий

МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 17»

____________________А.В.Неженская

План тематического контроля на тему

«Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».

Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Разделы

Содержание

Методы

1

Оценка профессионального мастерства воспитателя

  • умение применять знание программных целей и задач в практической работе с детьми
  • владение методами и приемами экологического воспитания детей
  • умение организовать наблюдение детей за явлениями природы, труд в природе

  • Анализ проведения занятий воспитателем
  • Анализ проведения прогулки воспитателем

2

Формирование предметно-пространственной среды

  • умение воспитателя создать предметно-развивающую экологическую среду в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам; наличие в группах природных уголков в соответствии с возрастом детей
  • укомплектованность методического кабинета диагностическими, дидактическими, наглядно-демонстрационными материалами
  • посещение групп
  • анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)

3

Планирование воспитательно-образовательной деятельности

  • эффективность планирования
  • планирование работы по теме во время занятий, в режимных моментах и игровой деятельности
  • проверка планирования:

-занятий по теме

-работы с детьми на прогулке

наблюдений и экспериментирования

-работы в природном уголке

-труда детей в природе

4

Работа с родителями

  • эффективность взаимодействия с родителями: понимание родителями важности работы по экологическому воспитанию детей
  • наличие наглядной и  справочной информации для родителей
  • анализ наглядной информации для родителей в группе
  • опрос и анкетирование родителей

Утверждаю

Заведующий

МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 17»

____________________А.В.Неженская

Приказ №192  от «30» августа 2019 г.

График осуществления тематического контроля

во всех возрастных группах

с 01.10.2019г. по 30.11.2019г.

Дата контроля

Содержание контроля и виды работы в ходе контроля

Проверяющий

10.10.19

Анализ предметно-развивающей среды в младших группах (компетентность воспитателя при ее создании и наполнение)

Ст. воспитатель

11.10.19

Анализ предметно-развивающей среды в старших группах (компетентность воспитателя при ее создании и наполнение)

Ст. воспитатель

14.10.19-18.10.19

Проверка планирования:

-занятий по теме

-работы с детьми на прогулке

наблюдений и экспериментирования

-работы в природном уголке

-труда детей в природе

В младших группах

Ст. воспитатель

21.10.19-

25.10.19

Проверка планирования:

-занятий по теме

-работы с детьми на прогулке

наблюдений и экспериментирования

-работы в природном уголке

-труда детей в природе

В старших группах

Ст. воспитатель

28.10.19

Анализ проведения занятий воспитателем средней логопедической группы №5 Вишняковой Ю.А.

Ст. воспитатель

29.10.19-31.10.19

Анализ наглядной информации для родителей в группе

Ст. воспитатель

22.11.19

Анализ проведения занятий воспитателем средней группы №2 Трошиной О.А.

Ст. воспитатель

13.11.19

Анализ проведения занятий воспитателем подготовительной группы №11 Бадер Н.С.

Ст. воспитатель

13.11.19-21.11.19

Опрос и анкетирование родителей

Ст. воспитатель

22.11.19

Анализ проведения занятий воспитателем младшей группы №8 Церковной Н.Г.

Ст. воспитатель

22.11.19

Анализ проведения занятий воспитателем старшей группы №6 Порошиной О.А.

Ст. воспитатель

26.11.19

Анализ проведения занятий воспитателем подготовительной группы №1 Смысловой Н.Г.

Ст. воспитатель

27.11.19

Анализ проведения занятий воспитателем подготовительной группы №4 Шлейгер Е.С.

Ст. воспитатель



Предварительный просмотр:

План – задание

тематического контроля по теме

«Экологическое воспитание дошкольников»

Цель: изучение состояния работы по экологическому воспитанию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Исполнители:

Направление  работы

Формы работы

Оценка планирования работы

Оценка профессиональных умений воспитателей.

- Анализ планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по экологическому воспитанию

- Анализ профессионального мастерства воспитателя

Анализ занятия по ознакомлению с окружающим миром

- Анализ эффективности занятия

Создание среды в группе при ознакомлении детей с природой

- Обследование предметно-пространственной среды в группе

Взаимодействие с семьями воспитанников

- Анализ планирования и организации  работы с родителями по экологическому воспитанию:

  • Освещение темы в родительском уголке
  • Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»

График посещения ОД по познавательному развитию

«Ознакомление с окружающим миром», «Ознакомление с миром природы»

Дата и время

Группа

Тема

28.10.2019

№1

«Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу»

05.11.2019

№5

«Зимовье животных»

05.11.2019

№10

«Помогите незнайке»

06.11.2019

№3

«Животные зимой»

11.11.2019

№2

«Осенние посиделки»

12.11.2019

№9

«Осенины»

13.11.2019

№11

«Птицы нашего края»

18.11.2019

№8

«Дерево жизни»

19.11.2019

№4

«Наблюдение за животными»

25.11.2019

№6

«Пернатые друзья»

Карта тематического контроля

             «Протокол обследования предметно-развивающей среды»

Подготовительная к школе группа

Воспитатели: _______________________________________________________________

Группа: ________________________________________

Дата контроля: __________________________________

Критерии оценки

Результат анализа

Да

Нет

Частично

  1. Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

Иллюстрации, картинки леса в разные времена года

Коллекции камней, ракушек, семян (цветочных культур и овощей)

Игротека экологических развивающих игр

Библиотека познавательной природоведческой литературы

Цветущие комнатные растения (3-4 вида)

Муляжи овощей и фруктов

Календарь погоды, календарь природы

Инвентарь для уходы за растениями (лейка, салфетки, щеточки-кисточки, палочки с заостренными концами, совки)

«Зимний огород» для проращивания луковиц, крупных и мелких семян (или отведенное место для него)

Иллюстрации растений  различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) – кустов, деревьев, трав

Иллюстрации с изображением частей растения (корень, стебель, листья, цветок, плод)

Иллюстрации с изображением птиц (перелетных, зимующих, кочующих), животных (диких, домашних)

Иллюстрации наземной, воздушной, наземно-воздушной среды обитания и их представителей. «Экологической окно»

Иллюстрации представителей животных и растений не только родного края, но и жителей степей, пустынь, Крайнего Севера и тундры, морей, океанов, тропиков и субтропиков

Схемы основных жизненных циклов человека, растений, животных

Иллюстрации, изображающие признаки сезона (состояние неживой природы, основные явления погоды и др.)

2.Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

Обеспечен свободный доступ детей к объектам и материалам

Подобраны растения, не требующие много времени и сложного оборудования для ухода за ними

Растения размещены по принципу тене – и солнцелюбия

Пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, побуждает детей к активной поисковой и самостоятельной деятельности

Весь материал делится на несколько комплектов и периодически сменяется в течение года, что бы вызывать у детей интерес к новым и немного подзабытым материалам

Выводы и рекомендации:

Карта тематического контроля

             «Протокол обследования предметно-развивающей среды»

Старшая группа

Воспитатель: ___________________________________

Группа: ________________________________________

Дата контроля: __________________________________

Критерии оценки

Результат анализа

Да

Нет

Частично

  1. Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

Иллюстрации, картинки леса в разные времена года

Коллекции камней, ракушек, семян (цветочных культур и овощей)

Игротека экологических развивающих игр

Библиотека познавательной природоведческой литературы

Цветущие комнатные растения (3-4 вида)

Муляжи овощей и фруктов

Календарь погоды, календарь природы

Инвентарь для уходы за растениями (лейка, салфетки, щеточки-кисточки, палочки с заостренными концами, совки)

«Зимний огород» для проращивания луковиц, крупных и мелких семян (или отведенное место для него)

Иллюстрации растений  различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) – кустов, деревьев, трав

Иллюстрации с изображением частей растения (корень, стебель, листья, цветок, плод)

Иллюстрации с изображением птиц (перелетных, зимующих, кочующих), животных(диких, домашних)

Иллюстрации, изображающие признаки сезона (состояние неживой природы, основные явления погоды и др.)

2.Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

Обеспечен свободный доступ детей к объектам и материалам

Подобраны растения, не требующие много времени и сложного оборудования для ухода за ними

Растения размещены по принципу тене – и солнцелюбия

Пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, побуждает детей к активной поисковой и самостоятельной деятельности

Весь материал делится на несколько комплектов и периодически сменяется в течение года, что бы вызывать у детей интерес к новым и немного подзабытым материалам

Выводы и рекомендации:

Карта тематического контроля

             «Протокол обследования предметно-развивающей среды»

Средняя группа

Воспитатель: ___________________________________

Группа: ________________________________________

Дата контроля: __________________________________

Критерии оценки

Результат анализа

Да

Нет

Частично

  1. Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

Коллекции камней, ракушек, семян (цветочных культур и овощей)

Игротека экологических развивающих игр

Библиотека познавательной природоведческой литературы

Цветущие комнатные растения (3-4 вида)

Муляжи овощей и фруктов

Календарь погоды, календарь природы

Инвентарь для уходы за растениями (лейка, салфетки, щеточки-кисточки, палочки с заостренными концами, совки)

«Зимний огород» для проращивания луковиц, крупных и мелких семян (или отведенное место для него)

Иллюстрации растений  различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) – кустов, деревьев, трав

Иллюстрации с изображением птиц  и животных

Иллюстрации, изображающие признаки сезона (состояние неживой природы, основные явления погоды и др.)

2.Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

Обеспечен свободный доступ детей к объектам и материалам

Подобраны растения, не требующие много времени и сложного оборудования для ухода за ними

Растения размещены по принципу тене – и солнцелюбия

Пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, побуждает детей к активной поисковой и самостоятельной деятельности

Весь материал делится на несколько комплектов и периодически сменяется в течение года, что бы вызывать у детей интерес к новым и немного подзабытым материалам

Выводы и рекомендации:

Карта тематического контроля

             «Протокол обследования предметно-развивающей среды»

Младшая группа

Воспитатель: ___________________________________

Группа: ________________________________________

Дата контроля: __________________________________

Критерии оценки

Результат анализа

Да

Нет

Частично

  1. Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

Коллекции камней, ракушек, семян

Игротека экологических развивающих игр

Библиотека познавательной природоведческой литературы

Цветущие комнатные растения (3-4 вида)

Муляжи овощей и фруктов

Календарь погоды, календарь природы

Инвентарь для уходы за растениями (лейка, салфетки, щеточки-кисточки, палочки с заостренными концами, совки)

«Зимний огород» для проращивания луковиц, крупных и мелких семян (или отведенное место для него)

Иллюстрации растений  

Иллюстрации с изображением птиц, животных

Иллюстрации, изображающие признаки сезона (состояние неживой природы, основные явления погоды и др.)

2.Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

Обеспечен свободный доступ детей к объектам и материалам

Подобраны растения, не требующие много времени и сложного оборудования для ухода за ними

Растения размещены по принципу тене – и солнцелюбия

Пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, побуждает детей к активной поисковой и самостоятельной деятельности

Весь материал делится на несколько комплектов и периодически сменяется в течение года, что бы вызывать у детей интерес к новым и немного подзабытым материалам

Выводы и рекомендации:

Карта оценки эффективности занятия

Воспитатель: ___________________________________

Группа: ________________________________________

Дата контроля: __________________________________

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1.

Постановка цели занятия

2.

Организация действий детей по принятию цели деятельности

3.

Соответствие содержания учебного материала поставленной цели

4.

Методы обучения обеспечили:

а) мотивацию деятельности;

б) сотрудничество воспитателя с детьми;

в) организацию детей для достижения поставленной цели

5.

Соответствие методов обучения содержанию учебного материала, цели занятия

6.

Формы организации познавательной деятельности обеспечили:

а) сотрудничество между детьми;

б) включение каждого ребёнка в деятельность по достижению дидактической цели;

в) разнообразие видов деятельности

7.

Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала, дидактической цели

8.

Использование оборудования на занятии

9.

Уровень достижения цели:

а) образовательный аспект;

б) развивающий аспект;

в) воспитательный аспект

Карта анализа

наглядной информации для родителей в группах ДОУ

Критерии анализа

Группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

 Конкретность информации

2.

Доступность предлагаемого материала

3.

Краткость материала

4.

Эстетичность оформления наглядного материала

5.

Педагогическая целесообразность предлагаемого материала

6.

Форма подачи материала:

- папки-передвижки;

- стенды;

- памятки для родителей.

3 - соответствует

2 – частично соответствует

1 – не соответствует

Карта тематического контроля

«Анализ профессионального мастерства воспитателя»

Воспитатель: ___________________________________

Группа: ________________________________________

Дата контроля: __________________________________

Критерии оценки

Результат анализа

Да

Нет

Частично

1

Знание программных целей и задач экологического воспитания детей своей возрастной группы

2

Знание содержания программы по экологическому воспитанию детей  своей возрастной группы

3

Знание методов и приемов экологического воспитания детей дошкольного возраста

4

Умение объективно проводить педагогическую диагностику экологических знаний, умений и навыков детей

5

Умение осуществлять экологическое воспитание через разные виды детской деятельности

занятия познавательного цикла (математика, развитие речи, конструирование)

занятия эстетического цикла

знакомство детей с художественной литературой

коллективный труд

игры

прогулки

режимные моменты

6

Грамотная организация предметно-развивающей среды по экологии

7

Качество подготовки к занятиям по экологии

8

Умение правильно планировать и грамотно проводить занятия по экологии

9

Знание методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы

10

Знание методики обучения детей правилам безопасного поведения на природе

11

Умение грамотно организовать наблюдения в природе

12

Умение организовать труд детей в природе, воспитывая желание трудиться

13

Личный пример воспитателя в бережном отношении к объектам природы

14

Знание методики обучения детей правилам ухода за растениями

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4.Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию? _____________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? _________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?____________________________________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) _____________________________________________________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________



Предварительный просмотр:

Справка

по результатам тематического контроля 

«Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

В соответствии с планом работы детского сада на 2019-2020 учебный год и приказом заведующего №17 от 01.02.2017г. «О проведении тематической проверке «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» провести проверку в срок с 01.10.2019 по 30.11.2019 г.

Цель проверки анализ изучения состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Проверку выполняли: заведующая А.В. Неженская и старший воспитатель Е.В. Ионкина, по следующим направлениям:

  1. Оценка создания условий по экологическому воспитанию детей;
  2. Оценка планирования ООД и вне занятий;
  3. Оценка уровня профессионального мастерства;
  4. Оценка форм взаимодействия с родителями.


  1. По направлению «Оценка создание условий»

        В группах ДОУ созданы условия для экологического воспитания детей: сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены. В уголках имеется познавательная литература, в некоторых группах паспорта растений (в соответствие с возрастом), экологические игры, иллюстрационный материал, инструменты по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических игр – «В мире животных», «Ребятам о зверятах в лесу», «Большие и маленькие», «Закономерности», «Парочки»; «В саду, на поле, в огороде», «Явления в природе», «Животные, обитающие в нашем лесу», «Живая не живая природа», «Птичий базар», «Учимся бережному отношению к природе» и т.д.

        В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на данную тему. В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: «Времена года», «Зимующие и перелетные птицы», «Растения»; «Грибы», «Жизнь в море»; «Цветы», «Комнатные растения»; «Кто и что и как растет» «Птицы»; плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!», «Ядовитые грибы и растения». Также многими воспитателями оформлены модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на экологическую тематику. Во многих группах высаживается лук, тюльпаны и веточки растений.

        Было отмечено, что в уголках природы в недостаточном количестве имеется оборудование для опытов: ёмкости для опытов с водой и песком, лупы, компасы, термометры, магниты; природный материал: шишки сосны, ели, семена, фасоль и т. д.

  1. По направлению «Оценка планирования ООД и вне ООД» -

Проводился анализ планирования ООД, режимных моментов, прогулки, самостоятельной деятельности детей по формированию экологических представлений в календарно-тематических планах воспитателей 8 групп (3 – 7 лет).

        Анализ показал следующее: Документация по календарно - перспективным планам (ООД) воспитателей ведётся регулярно, в соответствии с ФГОС ДО. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. Индивидуальная работа с детьми ведётся в соответствии с возрастом и потребностями детей. Индивидуальная работа планируются регулярно.

        Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования. В течении учебного года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром, проходят следующие темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Деревья», «Цветы», «Ягоды», «Насекомые» и т.д.

  1. По направлению «Оценка уровня профессионального мастерства»

        Профессиональные навыки воспитателей просматривались в ходе наблюдения педагогического процесса, в ходе режимных моментов (прогулка), а также проводилось анкетирование с целью выявления трудностей в процессе организации и проведения экологической деятельности детей и оценки профессионального мастерства педагогов. Которая показала, что воспитатели знают программные цели и задачи экологического воспитания детей своей возрастной группы, знают и применяют различные методы и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Умеют осуществлять экологическое воспитание через разные виды детской деятельности, такие как: познавательно-исследовательская деятельность детей в природе, организация наблюдений в природе, знакомство с художественной литературой, организация коллективного труда в природе, прогулки и др. Знают и применяют различные методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы.

        В ходе тематического контроля было просмотрено 7 занятий по формированию экологических представлений детей от 3 – 7 лет с использованием самых различных приемов и методов. Воспитателем ФИО в подготовительной группе № 12 с использованием мультимедийной презентации была показана образовательная деятельность на тему «Охрана леса». Дети знакомились с профессией лесника, о том, как важен его труд в природе. Во время просмотра ООД у ФИО отмечалось требование к полным ответам детей, была использована доказательная и рассудительная речь, показаны системные знания по данному разделу. 

В подготовительной к школе группе № 11 ФИО провела познавательно – игровое занятие с использованием мультимедийной презентации, в котором дети с большим интересом выстраивали все этажи леса на панно, а затем заселяли их животными и птицами. Занятие показало качественную подготовку педагога методически грамотное проведение, включение детей в решение проблемы, хороший темп занятия, динамичный характер деятельности, умелую организацию детей.

Анализ образовательной деятельности в старшей группе №13 показал, что воспитатель группы ФИО побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление. Решая проблему: «Что будет, если в природе не останется ни одной птицы», дети в непринужденной обстановке коллективно и рассудительно находили ответ на данный вопрос, выстроив пищевую цепочку. Тем самым показав системные знания по данному разделу.

При посещении ООД в группе старшего возраста № 14 был сделан анализ профессиональных навыков педагога в организации образовательной деятельности детей, который показал следующее. ФИО провела педагогическое мероприятие с детьми на тему «Будь другом природе». В лаборатории, с помощью опытов, дети закрепили свойства воды и воздуха. Данный материал был детям знаком, и поэтому у детей отсутствовала активизация самостоятельности мышления. Необходимо продумывать задаваемые вопросы и задания в соответствии с возрастными особенностями детей.

В ходе тематической проверки наши педагоги показали открытые занятия. Во II младшей группе № 7воспитатель ФИО показала открытое занятие на тему «Путешествие на медовую полянку», где дети с большим интересом выполняли все задания. Прежде чем отправиться в путешествие, дети рассказали правила поведения в лесу. На веселом волшебном паровозе дети отправились на медовую полянку, а которой помогли пчелкам добыть мед для маленького медвежонка. Воспитатель в увлекательной форме рассказала о пользе меда, о том, как его добывают пчелы. На протяжении всего занятия отмечен высокий познавательный интерес. В группе среднего возраста №9 ФИО в роли лесовичка  пригласила детей на прогулку в зимний лес. Путешествуя по лесу, дети встретили зайца, лису, белку и даже заглянули в берлогу медведя. Была проведена большая подготовительная работа к занятию. Анализ образовательной деятельности в средней группе показал, что воспитатель группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление.

Каждое занятие было интересно и увлекательно построено. Дети с большим удовольствием выполняли все задания, показали отличные знания  о правилах поведения в лесу, о жизни животных в лесу и их повадках.

Также в ходе тематического контроля была просмотрена и проанализирована деятельность детей во время прогулки. В подготовительных группах № 11 и № 12 дети вместе с лесовичком в роли которого была ФИО и воспитателем ФИО. Была организована деятельность вокруг березы: дети читали стихи о березе, наблюдали через лупу за корой дерева, снегом укрывали ствол от холода, играли в подвижные игры.

Во II младшей группе № 7 ФИО вместе с детьми наблюдала за небом, загадывала загадки о солнце, ветре, облаках. Проводила опыт со льдом, тем самым закрепляя его свойства. Играли в подвижные игры. Дети с удовольствием выполняли все задания.

В средней группе № 9 и № 10 ФИО и ФИО в роли лесовичка в рамках проекта «Мы в любое время года ходим тропами природы» провели итоговое занятие «В гости к лесовичку». Вместе с детьми прошли по станциям экологической тропы такие как «Прогулка по экологической тропе» на которых дети вспомнили правила поведения в лесу в зимний период, закрепили знания полученные в ходе проекта. Прогулка получилась интересной и познавательной, дети с удовольствием принимали участие во всех видах деятельности.

Приятно отметить активное участие и творческий подход всех педагогов в реализации задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

4. Оценка форм взаимодействия с родителями.

        В ходе проверки было установлено, что не во всех уголках для родителей оформлена информация по экологическому воспитанию детей.

Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми.

         Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Проведены выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фото-коллажи  «Наши домашние питомцы», участие в акции «Птицы – наши друзья» изготовление кормушек.

        Также с родителями было проведено анкетирование на тему «Экологическое образование в семье», с целью выявления отношений родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реальном существовании в семье. Анализ анкетирования показал следующее: в опросе приняли участие 50 человек, родителям были предложены следующие вопросы:

  1. Что такое экология? Лишь 20% родителей смогли ответить более точно, что говорит о незнании данного раздела;
  2. На вопрос «Есть ли у Вас комнатные растения?» 98% родителей ответили положительно;
  3. 71 % родителей ответили положительно на вопрос «Имеются ли в доме животные»;
  4. 83 % родителей мастерили кормушку для птиц;
  5. На вопрос «Читаете ли Вы ребенку книги о природе?» 75 % ответили положительно, 13 % - редко, 10 % - не читают;
  6. На вопрос «Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?» 75 % ответили положительно, 17 % - редко, 6 % - отрицательно;
  7. 100% ответили положительно на вопрос «Любит ли ваш ребенок гулять по лесу»;
  8. На вопрос «Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком» 46 % ответили часто,31 % - редко, 21 % - не бывают;
  9. 85 % родителей ответили положительно на вопрос «Знает ли Ваш ребенок название цветов, деревьев, ягод и т.д.», 2 % - ответили отрицательно, 13 % - знают, но мало;
  10. 77 % ответили положительно на вопрос «Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц», 8 % - редко, 8 % - ответили отрицательно;
  11. На вопрос «Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?» 99 % ответили положительно;
  12. На вопрос « Как вы думаете, получит ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду» 100 % родителей ответили положительно.

Таким образом, анализ анкет показал, что большинство родителей осведомлены об  экологическом образовании детей и  воспитывают  в детях положительное отношение к миру природы, но имеют недостаточно информации по данному вопросу.

        Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по познавательному развитию и экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОО. В группах созданы оптимальные условия для формирования экологической культуры детей, отмечается достаточное разнообразие игр, оборудования, пособий. 

Рекомендации: 

  1. Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки). План мероприятий сдать в методический кабинет.
  2. Оформить картотеку экологических игр в уголках природы в соответствии с возрастом детей.
  3. Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ. Оформить картотеку имеющихся презентаций. 
  4. Активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы;
  5. Проводить совместно с детьми и с родителями экологические вечера.
  6. Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно) .
  7. Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений (постоянно).
  8. Обогащать исследовательско-экспериментальные центры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическая проверка "Патриотическое воспитание дошкольников"

Тематическая проверка по теме "Патриотическое воспитание дошкольников" включает план тематической проверки, карты....

Справка по итогам тематической проверки по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Итоги тематической проверки по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ....

Тематический контроль по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

В данном материале содержатся бланки по тематическому контролю по нравственно-патриотическому воспитанию....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ГОТОВИМСЯ  К  ГМО  ВОСПИТАТЕЛЕЙ  ДОШКОЛЬНЫХ  ГРУПП  ТЕМА: «Использование тематической прогулки в экологическом воспитании детей»Планирование прогулки: ·...

Готовимся к ГМО воспитателей дошкольных групп. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ГОТОВИМСЯ  К  ГМО  ВОСПИТАТЕЛЕЙ  ДОШКОЛЬНЫХ  ГРУПП  ТЕМА: «Использование тематической прогулки в экологическом воспитании детей»Планирование прогулки: ·...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...