Внутренняя система оценка качества образования
статья

шнайдер елена валериевна

Данный материал подготовлен на семинар для заместителей заведующих и старших воспитателей города

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsoko.doc160.5 КБ
Файл vsoko.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Организация внутренней системы оценки качества образования (внутренний контроль, мониторинг)

Поиск обоснованной системы объективной оценки качества дошкольного образования длительное время является одной из актуальных задач управления в системе дошкольного образования.

Согласно  статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), определяющей «Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации» к компетенции образовательной  организации относится проведение самообследования и  обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования, когда дошкольная организация самостоятельно оценивает качество происходящих в ней процессов, качество созданных условий и качество получаемого результата.

        Это означает, что создание и обеспечение функционирования внутренней системы оценки  качества образования - не право образовательной организации, а её обязанность.

Под внутренней системой оценки качества  в образовательной организации понимается совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик дошкольной организации, свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Другими словами можно сказать, что под внутренней системой оценки качества дошкольного образования понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, т.е. получение максимально полной информации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, которые направлены на повышение качества образовательного процесса.

Но следует отметить, что ни в одном из законодательных актов Правительства РФ  нет конкретных требований к порядку и содержанию системы внутренней оценки  качества образования в образовательной организации.

Поэтому сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять порядок, содержание внутренней системы оценки качества  образования с учетом своей специфики и осуществлять ее реализацию.

При проектировании внутренней системы оценки качества образования необходимо рассмотреть ряд понятий:

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п.29 Качество образования определено, как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам …. и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Оценка качества образования  – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Мониторинг образовательной деятельности – процесс сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности дошкольной образовательной организации, обеспечивающий  непрерывное слежение за состоянием и прогнозирование ее развития.

Контроль в дошкольной организации – это система сбора, систематизации и хранения информации о ходе, состоянии образовательного процесса, полученной путем наблюдения, работы с документацией, бесед с участниками образовательного процесса и т.п.

Деятельность руководителя по обеспечению ВСОКО предусматривает разработку локальных актов образовательной организации, являющихся нормативно- правовым основанием реализации этой системы.

При разработке ВСОКО используются следующие нормативные правовые документы:

Согласно Постановлению РФ от 23 мая 2015 г. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы объектами ВСОКО являются:

  • уровень владения педагогами современными технологиями, а также
  • непрерывность повышения квалификации педагогических работников в Учреждении.

Согласно этим нормативным документам (это «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Постановление  Правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования») объектами ВСОКО являются:

  • уровень достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ дошкольного образования;
  • уровень соответствия условий реализации основных образовательных программ установленным требованиям.
  • уровень соответствия разработанных  и реализуемых в Учреждении основной образовательной программы и адаптированной программы

далее на слайде представлены объекты ВСОКО, которые подлежат оценке согласно этим нормативным документам.

нормативные правовые документы

объекты ВСОКО

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 (ред. от 14.09.2016) О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы.

Уровень владения педагогами современными технологиями.

Непрерывность повышения квалификации педагогических работников в Учреждении.

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

Уровень достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ дошкольного образования.

Уровень соответствия условий реализации основных образовательных программ установленным требованиям.

Уровень соответствия разработанных  и реализуемых в Учреждении ООП ДО, АОП ДО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.№ 1155.

Постановление  Правительства РФ от 05 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. http://www.firo.ru

Приказ  Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»

Объекты, подлежащие оценке при проведении самообследования Учреждения

Приказ  Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013г. №1324 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию»

Показатели деятельности Учреждения, подлежащие самообследованию.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н.  "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

Профессиональная компетентность педагогов.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544 н. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

В соответствии с данными правовыми документами в детском саду было разработано «Положение о внутренней системе оценки качества дошкольного образования». Наше Положение ВСОКО имеет следующую структуру:

  1. Общие положения (нормативные основания, функции ВСОКО, основные понятия)
  2. Основные цели и задачи, принципы ВСОКО.
  3. Организация ВСОКО.
  4. Права участников ВСОКО.
  5. Ответственность.
  6. Делопроизводство.
  7. Заключительные положения.

Так же имеют место Приложения к Положению  –  это показатели и критерии внутренней системы оценки качества дошкольного образования.

Раскроем содержание основных разделов Положения.

РАЗДЕЛ  «Основные положения».

На основании, каких правовых и нормативных документов разработано Положение, а также используемых терминов и понятий, я говорила выше. Останавливаться на этом не буду. Остановлюсь на функциях ВСОКО.

Это, прежде всего, информационная – она дает возможность выяснить результативность образовательной деятельности, получить сведения о состоянии образовательной деятельности, обеспечить обратную связь. Предпринимаются такие-то усилия, результат получился таким-то. Но, образовательная организация, получив  сведения о состоянии дел самой образовательной организации и о соответствии (качество – это соответствие) или не соответствии, или частичном соответствии сложившегося положения дел нормам, она эта информация является открытой, прежде всего, для учредителя и для каких-то общественных организаций, которые заинтересованы в высоком качестве дошкольного образования.

Следующая функция оценки качества побудительная – она предполагает участие в оценке качества различных участников образовательной деятельности – педагогических работников, заведующего, родителей (законных представителей) воспитанников, повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детей, самоанализу своего педагогического труда.

Данная функция заставляет педагогов, точнее мотивирует их к улучшению качества своей собственной педагогической деятельности, потому что оценка качества носит, прежде всего, сравнительный характер, когда педагог может сравнить свои собственные достижения с достижениями своих коллег и выстроить себе собственную программу своего профессионального развития, которая позволит ему достигнуть более высоких результатов или, например, удержать лидерские позиции, если он и так является качественно работающим педагогом в этой дошкольной организации.

Исходя из этой функции, руководитель организации привлекает педагогов к участию в оценке качества, потому что взгляд со стороны на образовательную деятельность своих коллег позволяет лучше всего развивать свою собственную педагогическую работу, какие в ней есть ошибки и недочеты.

Следующая функция – формирующая, когда мы говорим о формировании «зоны ближайшего развития» ребенка, педагога и всего педагогического коллектива, определить нынешнее состояние дел. Благодаря введенной системе оценки качества образования, мы рисуем себе ближайшие перспективы, т.е. «зону ближайшего развития» и более удаленные перспективы, над которыми также можно поработать, чтобы их достигнуть.

Коррекционная функция. В оценки качества важно не только констатировать факты, что у нас вот именно так (это хорошо, а это плохо), но еще и установить причины, почему это хорошо, а это плохо. И постараться сильные стороны еще больше укрепить, а слабые стороны подтянуть, чтобы повысить само качество образования. Т.е. вот эта коррекционная функция – это функция по исправлению имеющихся недостатков. Зная причины этих недостатков, мы можем быстрее с ними справиться.

РАЗДЕЛ «Цели, задачи, принципы ВСОКО»

Целью внутренней системы оценки качества дошкольного образования является получение объективной информации о степени соответствия образовательных результатов в Учреждении и условий их достижения требованиям ФГОС ДО для принятия управленческих решений по совершенствованию функционирования и развития Учреждения.

Задачи ВСОКО:

  • Определить объекты системы оценки качества образования, установить параметры, подобрать, разработать, систематизировать нормативно-диагностические материалы, методы контроля;
  • Организовать сбор, обработку и анализ информации по различным аспектам образовательной деятельности;
  • Изучить состояние развития и эффективности деятельности Учреждения, принятие решений, прогнозирование развития;
  • Расширить общественное участие в управлении образовательной деятельности в Учреждении.

Основными принципами ВСОКО являются:

  • Принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования в Учреждении
  • Принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества дошкольного образования в Учреждении
  • Принцип доступности информации о состоянии и качестве дошкольного образования в Учреждении
  • Принцип рефлективности, реализуемый через включение педагогических работников в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели, повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагогического работника Учреждения
  • Принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности дошкольного образования в Учреждении (с учетом возможности их многократного использования)
  • Принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию)
  • Принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления
  • Принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей
  • Принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества дошкольного образования в Учреждении.

Реализация внутренней системы оценки качества дошкольного образования осуществляется в Учреждении на основе мониторинга и внутреннего контроля.

Это можно представить такой схемой.

Мониторинг осуществляют: заведующий, старший воспитатель, медицинский работник и иные работники, должностные обязанности которых включают направления мониторинга.

Контрольную деятельность осуществляют: заведующий, старший воспитатель, медицинский работник и иные работники, назначенные приказом заведующей.

Объектами мониторинга являются:

  • качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность
  • качество процессов, обеспечивающих образовательную деятельность
  • качество результатов образовательной деятельности

Давайте рассмотрим каждое из этих параметров:

Качество условий реализации основной образовательной программы. Стандарт установил пять групп требований к условиям реализации основной образовательной программы. Следовательно, когда мы оцениваем качество образовательных условий, мы оцениваем каждую из этих групп условий, сформулированных в стандарте дошкольного образования.

  • Финансовые условия, т.е. финансовое обеспечение государственных гарантий
  • Материально-технические условия, когда оценивается характеристика и оснащенность помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями
  • Развивающая предметно-пространственная среда, т.е. материальная обстановка, соответствующая заданным характеристикам для реализации ООП
  • Психолого-педагогические условия - наполняемость групп с учетом возраста детей; условия для коррекции речевых нарушений, личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, правильная атмосфера, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребенка
  • Кадровые условия - укомплектованность кадрами; образовательный ценз; уровень квалификации; условия для профессионального развития; достижения педагогов; рост средней заработной платы.

Следующий объект мониторинга – это Качество образовательного процесса может быть оценено по:

- качество образовательной программы, а также методик и технологий, применяемых в образовательном процессе, формы организации образовательного процесса, т.е. соответствие ООП ДО требованиям ФГОС ДО

- другая составляющая качества образовательного процесса - качество образовательной деятельности (организованной взрослым, самостоятельной детской деятельности, индивидуальной работы с детьми). Т.е. насколько взрослый владеет методиками, которые соответствуют стандарту дошкольного образования, насколько разнообразно он организует образовательный процесс в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду и насколько педагог умеет организовывать разнообразную детскую деятельность, в том числе самостоятельную детскую деятельность, индивидуальную работу, т.е. качество реализации рабочих программ педагогов.

- и наконец, оценивается качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.

Качество результатов дошкольного образования. Здесь, прежде всего, оценивается динамика освоения детьми содержания образовательной программы, т.е. оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Также оценивается динамика заболеваемости воспитанников, уровень адаптации детей раннего возраста, индивидуальные достижения воспитанников (в конкурсах, соревнованиях), уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.

В соответствии с законом «Об образовании РФ» родители являются участниками образовательных отношений и при проектировании образовательной программы и планировании образовательного процесса нужно учитывать интересы и их запросы. Для этого между педагогами и родителями должны строиться партнёрские отношения.

Для построения таких отношений нужно узнать степень удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности в ДОО, ведь если родитель удовлетворён, то он будет активно взаимодействовать с детским садом. Оценка удовлетворённости родителей нужна, чтобы узнать, чем родитель не доволен и что нужно изменить в своей работе.

Оценку удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности в ДОО, можно проводить по следующим критериям:

  • Активность и вовлеченность родителей;
  • Заинтересованность;
  • Результативность образовательной деятельности;
  • Учёт потребностей и интересов родителей.

Активность и вовлеченность родителей говорит о том, что, если родитель удовлетворён работой ДОО, он будет участвовать в жизни детского сада. Посмотреть это можно через следующие параметры:

  • активное участие в выставках и проектной деятельности дошкольной организации
  • помощь в организации мероприятий
  • наличие совместных проектов
  • высокая посещаемость мероприятий, организованных для родителей
  • наличие инициативной группы родителей

Следующий критерий– заинтересованность родителей, который можно проследить через:

  • посещение детей детского сада без пропусков (только по уважительной причине)
  • посещение родителей мероприятий ДОО
  • посещение сайта, наличие комментариев и отзывов
  • знание штатных сотрудников и их расписания: логопеда, психолога

Ведь если родитель доволен работой ДОО, он лишний раз не оставит ребенка дома, будет стараться сам приходить на мероприятия для родителей.

Результативность образовательной деятельности, критерий необходимый, ведь самое главное для родителя это результат работы с его ребёнком. Данный критерий можно посмотреть через:

  • удовлетворённость достижениями ребёнка
  • информированность о достижениях ребёнка и наличие грамот детей в различных районных, городских и федеральных конкурсах от сада
  • желание посещать данное учреждение со вторым и последующими детьми, советы друзьям и родным о посещении данного учреждения.

В соответствии с нормативно-правовой базой, ДОО обязана при проектировании образовательного процесса учитывать потребности и интересы родителей. Данный критерий можно проследить через: информированность родителей об образовательной деятельности и учёт запросов родителей при планировании образовательного процесса.

При систематическом использовании данных критериев оценки можно отследить уровень удовлетворённости родителя и при необходимости проводить оперативные корректировки для улучшения качества взаимодействия с родителями. Инструментарием для этого могут служить: беседы, анкетирование и опрос родителей, сравнительный количественный анализ посещения мероприятий для родителей.

Таким образом, после того, дошкольная организация, самостоятельно оценив качество происходящих в ней процессов, качество созданных условий и качество получаемого результата, оценивается соответствие полученных результатов запланированным целям, тем самым планируемым результатам освоения образовательной программы, которые отражаются в нашей основной образовательной программе, а точнее в ее целевом разделе.

РАЗДЕЛ «Организация ВСОКО»

Контроль в дошкольной организации определяется, как часть внутренней системы оценки качества, которая представляет собой систему наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса целям и задачам ФГОС ДО, образовательной программы.

Поскольку методическая работа подразумевает управление образовательным процессом, она также является управленческой деятельностью. Изъятие контроля из этой схемы рушит всю систему управления, контроль такая же управленческая функция, как и планирование, и педагогический анализ, и организация образовательного процесса, и его регулирование.

Внутренний контроль осуществляется в виде плановых или оперативных проверок. Контроль в виде плановых проверок (тематический, оперативный, итоговый) направлен на сбор и изучение информации о реализации поставленных задач на учебный год, выявление результатов образовательной деятельности, осуществляется в соответствии с годовым планом Учреждения. Оперативные проверки направлены на изучение информации о ходе образовательной деятельности, выявление причин, нарушающих ее.

При этом есть еще и методы контроля такие, анкетирование, наблюдение, изучение документации, анализ образовательной деятельности, беседа.

По итогам внутреннего контроля вносятся изменения в образовательную деятельность.

На слайде представлен примерный  план внутреннего  контроля на учебный год, где в таблице указывается вид контроля, его цель, дата проведения, ответственный, а также итоговый документ по результатам проверки.

Вид контроля

Цель контроля

Дата проведения

Ответственный

Итоговый документ по результатам проверки

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

 

Вот коротко требования к организации контроля.

  1. Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.
  2. Контроль должен охватывать все направления образовательной работы в детском саду.
  3. Все мероприятия контроля необходимо планировать, они не должны осуществляться стихийно, по желанию.
  4. В процессе контроля важна не только констатация факта, но и выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению.
  5. Контроль будет иметь действенный характер только в том случае, если он осуществляется вовремя, и если мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются.
  6. Следует инструктировать по существу контролируемых вопросов тех, кого проверяют, помогать им при выполнении намеченных решений.
  7. Контроль и его итоги должны быть гласными.

При организации контроля необходимо обращать внимание на следующее:

  • педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;
  • педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;
  • контролировать следует открыто;
  • осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;
  • при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.

Правила организации и проведения контроля:

  • контроль не должен ограничиваться инцидентом;
  • тотальный контроль порождает небрежность;
  • скрытый контроль вызывает только досаду;
  • не следует контролировать только свой любимый участок, группу, объект;
  • контроль - не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);
  • не следует контролировать из-за недоверия;
  • не держать своих выводов при себе.

Как я уже говорила, самые популярные виды контроля в дошкольной образовательной организации - это оперативный, тематический и итоговый контроль.

Оперативный контроль – это «быстрый» контроль, который дает возможность устранения незначительных сбоев в работе и регулирование деятельности путем быстрого исправления замеченных недочетов, недостатков, ошибок в работе.

Оперативный контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

Ежемесячно планируются несколько вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал.

 

Ф.И.О. педагога

Вопросы на контроле, недели месяца

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность.

Тематический контроль – наоборот, глубокий контроль, где нам нужно выяснить причины и попытаться предпринять определенные действия, чтобы эти причины устранить.

Для проведения тематического контроля требуется гораздо больше времени и документации чем, для оперативного контроля. В тематическом контроле, кроме заведующего и старшего воспитателя участвуют и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели. Задача старшего воспитателя — поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Перед началом тематической проверки  руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки, утверждается план-задание.

План-задание необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

План тематического контроля, также как и оперативного был разработан К.Ю.Белой. Для того, чтобы исследовать проблему со всех сторон, Ксенией Юрьевной было намечено пять направлений, которые позволяют это сделать:

Содержание контроля

Методика организации контроля

Дата проведения контроля,

группа, подлежащая контролю

Ответственные

Оценка уровня развития детей

 

 

 

Оценка профессиональных умений педагога

 

 

 

Оценка планирования работы

 

 

 

Оценка форм взаимодействия

с родителями

по изучаемому направлению

 

 

 

Оценка созданных условий в группе

 

 

 

Первое направление – обследовать детей (насколько успешно они развиваются в том или ином направлении, предусмотренной образовательной программой). Далее идет оценка профессиональных умений воспитателя, затем создание необходимых условий, планирование работы по данному направлению и взаимодействие с семьей. В этом же плане отмечаются методы, которые необходимы для того, чтобы в данном направлении исследовать проблему. В этой табличке методы даны по максимуму. Мы, когда планируем контроль, выбираем те, что действительно будем применять.

Кроме того, для проведения тематического контроля мы готовим рабочий материал. Это - карты, опросники, анкеты для воспитателей, для родителей, карты анализа занятий, диагностические карты, которые позволяют определить уровень развития ребенка.

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете.

В структуру и содержание справки  по  итогам проведенной тематической и комплексной проверки  входит:

  • дата и место ее составления;
  • прописывается на основание какого документа была проведена проверка;
  • с какой целью, осуществлялся контроль;
  • в какой период проходила проверка;
  • фамилии, инициалы и должности членов комиссии;
  • указывается, кто из педагогов, и из каких групп подлежали контролю;
  • источники получения информации;
  • аналитические сведения о результатах проверки, в том числе и выявленных нарушений, об их характере;
  • выводы и предложения основываются на реальном материале, подтвержденном количественными показателями, объективность – на непосредственном наблюдении и изучении результатов педагогической деятельности (в выводах  дается ответ на поставленную цель в начале проведения проверки);
  • в конце справки даются рекомендации или предложения по выявленным нарушениям, устанавливаются сроки на их устранение, назначаются ответственные по устранению замечаний.

В конце учебного года обязательно делается анализ контроля за учебный год. Проблемы, выявленные в ходе контроля, становятся задачами на следующий учебный год.

Алгоритм составления анализа  внутреннего  контроля за учебный год представлена экране:

  1. Нормативно-правовые основания осуществления контроля.
  2. Цель, задачи контроля.
  3. Общие сведения о количестве проведенных проверок, охвате педагогов и возрастных групп контролем.
  4. Формы и методы внутреннего  контроля.
  5. Указать  в целом выводы  по контролю за учебный год, выявленные проблемы, общие тенденции,  типичные затруднения в организации образовательного процесса, принятые управленческие решения.
  6. Задачи по решению выявленных проблем на следующий учебный год.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий управления дошкольной организацией, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

Это вот коротко о видах контроля.

Еще раз обращу внимание на то, что во время контроля важна не только констатация факта, но и выявление причин, которые вызывают недостатки, а также принятие соответствующих решений по устранению причин, а соответственно и устранению имеющихся недостатков.  Также важное требование, контроль осуществляется тогда, когда наши педагоги проинструктированы по существу контроля.

Таким образом, можно заключить, что контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Также в Положении о внутренней системе оценки качества дошкольного образования могут быть и Приложения – инструментарий для проведения внутренней оценки качества образования.

Показатели и критерии нашего Положения ВСОКО разработаны с учетом того, что одним из основных механизмов измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования, выступает процедура анализа собственной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы.

Хорошей базой для разработки показателей и критериев стали «Показатели, характеризующие общие критерии качества образовательной деятельности организации, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014 г. №1547, которые используются при проведении внешней независимой оценки качества работы ОО.

Показатели были взяты частично, только те, которые определяют качество образования и дополнены нами в соответствии с направлением проведения ВСОКО.

В условиях реализации  ФГОС ДО мы считаем, что данные показатели актуальны. Но показатели могут пересматриваться, в зависимости от выбранных направлений внутренней системы оценки качества образования.

Так грамотно разработанная ОО программа еще не является гарантией качества. Необходимы условия для ее реализации. Аналогично: прекрасные условия – тоже не гарантия, если например ООП разработана с нарушениями нормативных требований, предъявляемых к ней. Поэтому ежегодно следует пересматривать показатели, характеризующие результаты  реализации и уровень освоения ОП.

Следует отметить, что по каждому направлению внутренней системы оценки качества образования делаются выводы, оформляются  аналитические справки, вырабатываются  рекомендации, проводятся заседания педагогических советов, ПМПк, административные совещания,  при необходимости принимаются управленческие   решения, оформляются приказы.  Целью этой работы является повышение качества дошкольного образования.

Напомню, что основная цель  ВСОКО - это систематическое отслеживание и комплексный анализ состояния образовательной деятельности и подготовки воспитанников, выражающий степень их соответствия ФГОС и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29, гл.2 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12. 2012) для принятия обоснованных своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной деятельности.  

Таким образом, можно однозначно сказать, что организация ВСОКО является одним из инструментов управления функционированием и развитием ДОО. Продуманная и грамотно спроектированная внутренняя систем оценки качества дошкольного образования обеспечит руководителя достоверной информацией для принятия управленческих решений в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Улыбка» Организация внутренней системы оценки качества образования (внутренний контроль, мониторинг) ст.воспитатель Е.В.Шнайдер

Слайд 2

«Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации»: проведение самообследования обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 28)

Слайд 3

В нутренняя система оценки качества в образовательной организации – это совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик ДО, свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций. ВСОКО

Слайд 4

Качество образования - «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» ( Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п.29) Оценка качества образования - определение с помощью оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Слайд 5

Мониторинг – процесс сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности дошкольной образовательной организации Контроль – это система сбора, систематизации и хранения информации о ходе, состоянии образовательного процесса

Слайд 6

нормативные правовые документы объекты ВСОКО Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 (ред. от 14.09.2016) ≪ О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы ≫ Уровень владения педагогами современными технологиями. Непрерывность повышения квалификации педагогических работников в Учреждении. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» Уровень достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ дошкольного образования. Уровень соответствия условий реализации основных образовательных программ установленным требованиям. Уровень соответствия разработанных и реализуемых в Учреждении ООП ДО, АОП ДО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.№ 1155. Постановление Правительства РФ от 05 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. http://www.firo.ru Нормативная поддержка внутренней системы оценки качества дошкольного образования

Слайд 7

нормативные правовые документы объекты ВСОКО Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией »; Объекты, подлежащие оценке при проведении самообследования Учреждения Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013г. №1324 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию» Показатели деятельности Учреждения, подлежащие самообследованию. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ( Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"" Профессиональная компетентность педагогов. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544 н Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" Нормативная поддержка внутренней системы оценки качества дошкольного образования

Слайд 8

Общие положения (нормативные основания, функции ВСОКО, основные понятия) Основные цели и задачи, принципы ВСОКО. Организация ВСОКО. Права участников ВСОКО. Ответственность. Делопроизводство. Заключительные положения. Приложения. «Положение о внутренней оценки качества дошкольного образования»

Слайд 9

Раздел «Основные положения» (нормативные основания, основные понятия, функции ВСОКО) Функции ВСОКО: Информационная Побудительная Формирующая Коррекционная

Слайд 10

Раздел «Цели, задачи, принципы ВСОКО» Определить объекты системы оценки качества образования Организовать сбор, обработку и анализ информации Изучить состояние развития и эффективности деятельности Учреждения Расширить общественное участие в управлении образовательной деятельности в Учреждении.

Слайд 11

Раздел «Цели, задачи, принципы ВСОКО» Принцип объективности, достоверности, полноты информации Принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества Принцип доступности информации Принцип рефлективности Принцип оптимальности использования источников первичных данных Принцип инструментальности и технологичности используемых показателей Принцип минимизации системы показателей Принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей Принцип соблюдения морально-этических норм

Слайд 12

Внутренняя система оценки качества ДО Мониторинг Внутренний контроль Качество условий Качество процессов Качество результатов Оперативный Тематический Итоговый

Слайд 13

Объект мониторинга Показатель, характеризующий объект мониторинга Оценка финансовых условий Финансовое обеспечение реализации ООП ДО, исходя из стоимости услуг на основе МЗ Оценка материально-технических условий Оснащенность групповых помещений, спортивного, музыкального залов современным оборудованием, средствами обучения, мебелью; наличие информационно-технологического оборудования, ведение сайта Оценка качества организации развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с пунктом 3.3 ФГОС ДО Оценка психолого-педагогических условий Наполняемость групп с учетом возраста детей; условия для коррекции речевых нарушений Оценка кадровых условий Укомплектованность кадрами; укомплектованность кадрами; образовательный ценз; уровень квалификации; условия для профессионального развития; достижения педагогов; рост средней заработной платы Оценка качества условий реализации ООП

Слайд 14

Оценка качества процессов реализации ООП Объект мониторинга Показатель, характеризующий объект мониторинга Соответствие ООП ДО требованиям ФГОС ДО и контингенту воспитанников Соответствие структуры и содержания ООП ФГОС ДО; соответствие направления содержания ООП ДО специфике ДОУ Качество непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми Качество реализации рабочих программ педагогов Качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми П оддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности

Слайд 15

Объект мониторинга Показатель, характеризующий объект мониторинга Результаты освоения воспитанников ООП ДО Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики: психологическая диагностика развития воспитанников Динамика заболеваемости воспитанников Заболеваемость в случаях на одного ребенка Динамика уровня адаптации детей раннего возраста Оценка степени адаптации детей к условиям ДОУ Индивидуальные достижения воспитанников в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах Участие детей в конкурсах Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг Удовлетворенность родителей наличием условий для комфортного пребывания детей ( на основании анкетирования, опроса ) Оценка качества результатов реализации ООП

Слайд 16

Активность и вовлеченность родителей; Заинтересованность; Результативность образовательной деятельности; Учёт потребностей и интересов родителей. Оценка удовлетворенности родителей

Слайд 17

Педагогический анализ Контроль Планирование Регулирование Организация

Слайд 18

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ Виды контроля в системе оценки качества оперативный тематический итоговый Методы контроля анализ образовательной деятельности анкетирование Анонимное или именное Педагогов Детей Родителей наблюдение изучение документации

Слайд 19

Вид контроля Цель контроля Дата проведения Ответственный Итоговый документ по результатам проверки Отметка о выполнении План внутреннего контроля

Слайд 20

Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач образовательного процесса Контроль должен охватывать все направления образовательной работы в детском саду. Все мероприятия контроля необходимо планировать. Важна констатация факта, выявление причин 5. Должен осуществляется вовремя. 6. Следует инструктировать по существу контролируемых вопросов. 7. Контроль и его итоги должны быть гласными. Требования к организации контроля

Слайд 21

оперативный тематический итоговый Виды контроля

Слайд 22

№ Ф.И.О. педагога Вопросы на контроле, недели месяца 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3

Слайд 23

Тематический контроль в ДОУ Содержание контроля Методика организации контроля Дата проведения контроля, группа, подлежащая контролю Ответственные Оценка уровня развития детей Оценка профессиональных умений педагога Оценка планирования работы Оценка форм взаимодействия с родителями по изучаемому направлению Оценка созданных условий в группе

Слайд 24

Направления работы Методика (выбрать любые из названных методов) Обследование детей Анализ диагностических карт Обследование отдельных детей по стандартам, задаваемым программой Беседы с детьми Анализ деятельности детей на занятиях Анализ самостоятельной деятельности детей Анализ игры детей Оценка профессиональных умений воспитателя Анализ проведения занятий воспитателем Анкетирование воспитателей Собеседование с воспитателями Анализ самообразования воспитателей Проведение открытых показов Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при ее создании Создание условий Посещение групп Анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания) Планирование работы Проверка планов с точки зрения планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, планирования работы в групповых уголках и центрах, игровой деятельности Работа с родителями Посещение родительских собраний Анализ наглядной информации для родителей в группе Опрос или анкетирование родителей

Слайд 25

Нормативно-правовые основания осуществления контроля. Цель, задачи контроля. Общие сведения о количестве проведенных проверок, охвате педагогов и возрастных групп контролем. Формы и методы внутреннего контроля. Указать в целом выводы по контролю за учебный год, выявленные проблемы, общие тенденции, типичные затруднения в организации образовательного процесса, принятые управленческие решения. Задачи по решению выявленных проблем на следующий учебный год.

Слайд 26

действенный регулярный гласный систематический КОНТРОЛЬ

Слайд 27

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя система оценки качества образования в современном ДОУ

Презентация к сообщению «Информационная открытость ДОУ  во внутренней системе оценки качества дошкольного образования »...

положение о внутренней системе оценки качества образования

Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в дошкольном учреждении (далее – система оцен...

Программа внутренней системы оценки качества образования (мониторинг)

Материал раскрывает систему работы ДОО по проведению внутреннего мониторинга качества образования...

Положение о внутренней системе оценки качества образования

Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в МБДОУ № 52 (далее – система оценк...

Положение "О внутренней системе оценки качества образования ДОУ"

Положениео внутренней системе оценки качества образованияв МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 6...

Положение о внутренней системе оценки качества образования

Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в дошкольном учреждении, ее организационную и функциона...