Мотивация труда молодых педагогов ДОО
статья

Ершова Надежда Константиновна
В статье рассматриваются проблемы мотивации труда молодых кадров в ДОО. Статья будет полезна заведующим и их заместителям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10.04.19_statya_ershova_n.k.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 331

Н.К. Ершова

Педагогический институт Иркутского государственного университета, магистрант кафедры социально-экономических дисциплин, (664011, г. Иркутск, ул. Сухе-Батора, д.9; тел.:89041333337), nadibylk@yandex.ru

N.К. Ershova

Pedagogical Institute of Irkutsk State University, undergraduate student of the department of socio-economic disciplines, (664011, Irkutsk, Suhe-Bator str., 9; phone: 89041333337), nadibylk@yandex.ru

МОТИВАЦИЯ ТРУДА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматриваются проблемы мотивации молодых педагогов в дошкольной образовательной организации. Автор описывает стимулы мотивации труда молодых педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, мотивация труда педагогов, способы мотивации.

MOTIVATION OF THE WORK OF YOUNG TEACHERS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article deals with the problems of motivation of young teachers in pre-school educational organization. The author describes the incentives for the motivation of the work of young teachers of preschool educational institutions.

Keywords: preschool educational organization, labor motivation of teachers, ways of motivation.

Дошкольное образование в последние годы приобретает в нашей стране все большую социальную значимость. В соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» [4] дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем и первой ступенью общего образования.

Сегодня перед педагогами стоят важные задачи по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который требует от них непрерывного профессионального роста, за счет самообразования, повышения квалификации и постоянного саморазвития.

Немаловажная задача встает и перед руководителями дошкольных образовательных организаций, удержать молодых педагогов в организации и суметь мотивировать их к результативному, качественному труду. Проблема мотивации нынешнего поколения педагогов достаточно актуальна. Молодые педагоги, готовы покинуть детские сады, раньше, чем более опытные их коллеги, если работа не обеспечивает удовлетворение их потребностей. Чтобы этого не происходило, руководителю образовательной организации, необходимо уделять особое внимание проблеме мотивации к труду молодых, педагогов. Важно всячески помогать и поддерживать интерес начинающих педагогов к содержанию выполняемой работы, к саморазвитию, самосовершенствованию, способствовать их профессиональной адаптации, показывать возможные перспективы продвижения по карьерной лестнице.

Под мотивацией труда традиционно понимается процесс побуждения работников к деятельности для достижения целей организации [1]. 

Основным побудительным мотивом к трудовой деятельности выступает материальное вознаграждение. Очень важны применяемые на практике формы и системы заработной платы (надбавки, премии, денежные поощрения). При добросовестном и ответственном исполнении сотрудниками, своих должностных обязанностей и положительном отношении к своему труду, система материальных выплат позволяет обеспечить каждому заработную плату, в достаточной степени. Удовлетворенность педагогов условиями труда и размером заработной платы повышает их мотивацию к качественной трудовой деятельности, формирует корпоративный патриотизм, привлекает к работе в организации новых сотрудников [3].

Основываясь на теоретических исследованиях авторитетных специалистов по педагогическому менеджменту, к побудительным стимулам не материального характера на эффективную мотивацию труда можно отнести: разнообразные приемы морального стимулирования, мотивирующие как отдельных педагогов и сотрудников образовательной организации, так и весь трудовой коллектив ДОУ, организационную культуру, сложившуюся в образовательной организации и эффективную самомотивацию педагогов [2].

Моральное стимулирование, базируется на удовлетворении потребностей работников в самоуважении, самореализации, возможности саморазвития, внимании со стороны администрации, желании совместно трудиться на общий результат.

Такие способы морального стимулирования, как публичная похвала, информирование о достигнутых результатах, анализ результатов и обратная связь, вовлечение в совместные мероприятия, празднования, повышение ответственности у работников, научные и методические публикации, почетные доски, помогут руководителю образовательной организации, поднять мотивацию труда молодых педагогов.

Любому сотруднику будет приятно, когда его поощряют, благодарят и дорожат им как специалистом, отмечают за его добросовестное выполнение своей работы и внимание к замечаниям, рекомендациям и требования руководителя. Морально поощрить можно самым простым и эффективным способом, в виде публичного выражения признательности.

Делиться с педагогами получаемой новой информацией также немаловажно. Рассказывать, как функционирует организация, и что у нее есть в запасе, в перспективе на будущее для начинающих педагогов, на их включенность в образовательный процесс.

Важно вовлечение руководителем молодых педагогов, в процесс принятия решений, особенно тех, кого тот или иной вопрос непосредственно касается, это способствует пониманию проблемы, подтверждению, что их точку зрения уважают, и гарантирует верный итог, за счет исходной правильной информации.

Что, касается мотивирующей среды современной дошкольной образовательной организации, выступающей острой проблемой на сегодняшний момент времени, необходимо соблюдение конкретных условий и требований. Постановка целей, расширение функций труда, обогащение и улучшение условий труда, являющиеся, как потребностью, так и мотивом, побуждающим работать с определенной отдачей.

Учитывая, что вся система дошкольного образования была выведена на новый законодательный и социальный уровень, все же, вопрос о корпоративной культуре в ДОУ стоит, особенно остро. Вопросы мотивации молодых педагогов, их компетентность и уровень ДОУ – все это взаимоувязано и решается, только при переходе на новую систему управления, в которой за основу взято формирование и развитие соответствующей корпоративной культуры. Формирование и поддержание оптимальной организационной культуры – одна из важнейших задач заведующих детских садов. Именно климат, складывающийся внутри образовательной организации, оказывает влияние на мотивацию труда педагогов и сотрудников.

Мотивировать себя на результат, на достижение успеха, похвалить самого себя, быть уверенным в значимости, важности и необходимости своей профессиональной деятельности чрезвычайно важно. Овладение такими приемами самомотивации помогает развитию у педагогов, особенно начинающих, стремления к успеху, к повышению личного и рабочего потенциала, преодолению нерешительности, неуверенности в себе, уменьшению количества стрессов в трудовой жизни.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что руководству дошкольных организаций необходимо создавать соответствующую внутреннюю среду и изыскать возможности, которые помогут педагогам достичь высокого уровня мотивации, тем самым повысит в образовательном учреждении процент молодых педагогических кадров.

Действенная система мотивации должна включать и материальные, и не материальные стимулы, но руководителю учреждения в сложившихся условиях, с учетом действующего законодательства, не стоит ориентироваться только на материальные побудители и стимулы. Важно всячески поддерживать и поощрять заинтересованность молодых педагогов к содержанию выполняемой работы, к саморазвитию, к участию в управлении коллективной деятельностью. Такие факторы мотивации, как признание и одобрение, развитие личности, комфортные условия для работы, благоприятный психологический климат в коллективе, стимулирующая премия, поддержка, все это способствует повышению мотивации молодых педагогов к своей профессиональной деятельности и профессиональному росту.

В МБДОУ №40 города Иркутска действует сложившаяся система мотивации труда молодых педагогов. Разработаны критерии оценки профессиональной деятельности, позволяющие осуществлять выплаты стимулирующего характера. Они включают в себя: участие в научно-практических конференциях, семинарах, различного уровня, в работе методобъединения, публикации статей, проведение открытых мероприятий в ДОУ, повышение квалификации педагогов, широкое использование инновационных методов, эффективную работу с родителями, учет процента посещаемости детей и т.д. Каждый месяц проходят заседания комиссии по распределению баллов, по результатам работы. Председатель комиссии – заведующая ДОУ, ответственный за основные направления работы – заместитель заведующей, остальные члены комиссии – педагоги и узкие специалисты, с большим опытом работы в детском саду. Такие формы мотивации непосредственно влияют, на профессиональную деятельность молодых педагогов, их стремление к профессиональному росту, но, к сожалению не все наши педагоги в силу различных обстоятельств готовы работать на эффективность своего труда и работы МБДОУ №40 в целом.

Также в системе мотивации нашего детского сада действует «Школа молодого педагога», в которой я раз в неделю заместителем заведующего проводятся практические занятия. Методическое и психологическое сопровождение, помощь, поддержка в насущных проблемах, разрешение конфликтных ситуаций в коллективе, с родителями, все это обсуждается за круглым столом, либо в индивидуальной форме.

Имеют место у нас и публичная похвала за хорошее выполнение работы на педагогических собраниях, комплименты, ведь заслуженное доброе слово всегда приятно, подарки на праздники и почетные грамоты, все это подкрепляет мотивацию к работе в этом коллективе.

Действует и такая форма нематериальной мотивации, как наставничество. За каждым начинающим воспитателем «закреплен» педагог, с большим стажем и интересным опытом работы, который передает свой педагогический опыт, мастерство, помогая подопечному развивать интерес к работе и профессионально расти.

Практика работы в ДОУ показывает, что ежегодно на смену одних воспитателей приходят другие, как правило, это молодое поколение педагогов, не готовое трудиться в детском саду продолжительное время. В основном, причинами ухода и не желанием работать в детском саду являются: невысокая заработная плата, нагрузка, большая моральная ответственность, жесткие требования, контроль и т.д. В связи с этим, руководству ДОУ необходимо постоянно усовершенствовать систему мотивации педагогического труда, отыскивая и применяя различные способы стимулирования и побуждения к результативному труду. Спектр возможностей побуждения к труду гораздо обширнее, и не состоит исключительно из метода «кнута и пряника».

Библиографический список

1. Лепешева Е. Мотивация в образовательном учреждении: общие подходы / Е.Лепешева // Школьный психолог. – 2007. - №9. – С. 40-43.

2. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ЗАО «Бизненес-школа «Интел-Синтез», 2010. – 244 с.

3. Менеджмент: учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; / Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2018. – 399 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт: официальный сайт. – URL: http:// standart.edu.ru/aspxCatalogld=959 (дата обращения 31.03.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...

МОТИВАЦИЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Совершенствование и модернизация всех сторон образовательного процесса в детском саду возможно лишь при условии ясного видения руководителем основных направлений развития качества образования и воспит...

(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"

Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...

Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»

Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...

Обучающий семинар для молодых педагогов по теме: «Межпредметные связи – как средство повышения мотивации к обучению»

Обучающий семинар для молодых педагогов по теме: «Межпредметные связи – как средство повышения мотивации к обучению»...

Практика наставничества. «Методическая платформа «Ступени мастерства», как условие для развития внутренней мотивации молодого педагога к эффективному способу овладения проектированием воспитательно-образовательного процесса»

Практика представляет опыт работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Сказка» по организации наставничества профессиональной деятельности молодых педагог...