Главные вкладки

    Современные требования к игрушкам
    методическая разработка

    Завершинская Светлана Павловна

    В статье рассматриваются требования к отбору игрушек

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovremennye_trebovaniya_k_igrushkam.docx25.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ Кваркенский детский сад №1 «Колосок»

    «Современные требования к отбору игрушек»

    Завершинская Светлана Павловна

    2019

    «Современные требования к отбору игрушек»

           Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – способностей, воображения, творчества.
    Министерством образования Российской Федерации было разработано Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

          Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требованиям двух уровней 

    Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:

    1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

    Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

    1. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).
    2. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
    3. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

    Требования II уровня состоят в следующем:

    1. Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.
    2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия (коллективные постройки, совместные игры и др.).
    3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например электрифицированные и электронные игры и игрушки.
    4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
         Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия соответствующих прилагаемых к ним инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы или области их применения. [4]

    Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т.е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета.
    По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц.
    Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка и не превышать 400 г. для детей дошкольного возраста. Для озвученных игрушек интенсивность издаваемого шума не должна превышать 65 дБ.  В электромеханических игрушках с микроэлектродвигателями электрическое напряжение питания допускается не более 12В

       Оптические игрушки (бинокли, фильмоскопы, калейдоскопы, зрительные трубы, волшебные фонари) обязаны иметь достаточную силу увеличения и давать изображение высотой не менее 2,75 мм. В дошкольном учреждении игрушки имеют строгую групповую принадлежность, т.е. они предназначены для игр детей только одной возрастной группы. Переносить игрушки из одной группы в другую не разрешается.[3]

    Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
    Требования ФГОС Дошкольного образования   

    К предметно-развивающей среде:
    1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
    2. Доступность среды, что предполагает:
    — доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
    — свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
    Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее 
    эффективно  развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. 

    Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
    Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
         Обязательным в оборудовании являются 
    материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
    Необходимы материалы, учитывающие 
    интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

    В группах старших дошкольников  необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
    Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.[5]

    Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

           В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений рекомендовано активизировать работу с родителями в следующих направлениях:
    — пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;
    — разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;
    — консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.[1]

    Используемая литература:

    1 Карабанова О.А., Алиева Э.Ф.,Радионова О.Р.,Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических  работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста//  Карабанова О.А., Алиева Э.Ф.,Радионова О.Р.,Рабинович П.Д., Марич Е.М-М.; Федеральный институт развития образования,2014-96с.

    2. «Санитарно  эпидемиологические  требования  к устройству,  содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных  образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

    3 . Письмо  Минобразования  России  от  17.05.1995  №  61/19-12  «О  психолого-педагогических  требованиях  к  играм  и  игрушкам  в  современных  условиях»  (вместе  с  Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями  для  работников  дошкольных  образовательных  учреждений  «О  психолого-педагогической  ценности  игр  и  игрушек»)  //  Вестник  образования.  –  1995.  –  №  7;  Письмо Минобразования  РФ  от  15.03.2004  №  03-51-46ин/14-03  «О  направлении  Примерных требований  к  содержанию  развивающей  среды  детей  дошкольного  возраста, воспитывающихся в семье» // Официальные документы в образовании.  2004. – № 19.

    4.Интернет-источник:

    Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек  [электронный ресурс]http://www.studfiles.ru (дата обращения 13.05.2017)

    5.Федеральный Государственный Образовательный  Стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]. – режим доступа http://www.firo.ru/?page_id=11003(дата обращения15.05.2017)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Современные требования к портфолио педагога ДОУ"

    Презентация была подготовлена для круглого стола руководителей ДОУ Кольчугинского района Владимирской области, апрель, 2011 год....

    Конкультация для воспитателей "Современные требования к профессии воспитателя в группах раннего возраста"

    Профессия воспитатель – творческая профессия. Воспитателю нужно многое уметь: петь, танцевать, выразительно читать, рассказывать стихи. Речь воспитателя должна быть грамотной, не громкой, не быстрой, ...

    Консультация на тему "Современные требования к проведению утренней гимнастики в детском саду".

    Схема проведения нетрадиционной утренней гимнастики в детском саду для детей, начиная со второй младшей группы....

    Создание предметно-развивающей среды с учётом современных требований

    Создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований. Обобщение опыта работы...

    Современные дети и современные игры и игрушки

    Ведущая деятельность ребенка- дошкольника- игровая...

    Организация современных форм взаимодействия с родителями в соответствии с современными требованиями

    Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.Педагоги творчески подходят к решению пробл...