Организация современных форм взаимодействия с родителями в соответствии с современными требованиями
консультация

Черских Галина Михайловна

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Педагоги творчески подходят к решению проблемы и используют  интересные формы взаимодействия с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimod_s_rod.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Организация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в соответствии с современными требованиями

        В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед   детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

        В ФГОС ДО говорится, что сотрудничество с родителями должно иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Там же сформулированы  и требования по взаимодействию ДОУ   с родителями.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.     Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание педагогами уделяется внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества. 

      Основная задача воспитателей ДОУ в работе с родителями по интеллектуальному развитию дошкольников  направлена на повышение педагогической культуры родителей,  на укрепление взаимодействие детского сада и семьи на усиление ее воспитательного потенциала.

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания.

Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности. 
           Как правило, все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению. 
     Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.        Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Его очень важно развивать для успешного обучения, а также для возможности делать то, что не умеют делать другие.

Педагоги  в течение учебного года  проводят  планомерную  систематическую работу с родителями, целями которой являются:

 •    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

 •    объединение усилий для развития и воспитания детей;

 •    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов;

 •    активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

       Чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников,  работа  планируется заранее, поэтому  всегда начинают ее  с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Анкетирование, различные опросы, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

    Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны  категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

    Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли даст  положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

         Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, заинтересованное участие во всестороннем развитии важно не потому, что этого хотят  педагоги, а потому, что это необходимо для их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Педагоги используют следующие интересные формы взаимодействия с родителями:

  • Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов
  • Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
  • Родительский университет.  В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:
  • «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
  • «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).
  • «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).
  • Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
  • Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
  • Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. 
  • Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
  • Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д. 
  • Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
  • Обращение к опыту родителей.

Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Предложенные методы  предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

Участие родителей в образовательной, в совместной досуговой деятельности безусловно очень важно. И мы педагоги, должны вовлекать родителей как можно активнее в этот процесс.

Можно предложить выбрать родителям тему из близкой им области знаний и подготовить занятие вместе со своим ребенком, при этом объяснить, чтобы это был не рассказ, а конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно поучаствовали бы другие дети. Роль педагога часто бывает привлекательна для родителей, и они охотно включаются в воспитательно-образовательный процесс.

Общие праздники и игры, совместное планирование, обмен идеями, заучивание стихов, песен, работа над ролью, помощь в изготовлении костюмов, сюрпризов, подарков -такой подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы.

Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по - разному. Важно только избегать формализма.
                                                                                              

Список литературы

  1. ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. №1155
  2.  Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.
  1. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие/О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/23/netraditsionnye-formy-raboty-s-roditelyami
  2. Е.В. Шитова. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Издательство: Учитель, 2015
  3. Источник: http://refleader.ru/polatyqasbewpol.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия с родителями воспитанников. Классика и современность.

Классические и современные формы работы с семьями воспитанников....

Современные формы взаимодействия с родителями.

Использование информационных технологий в работе с родителями дошкольников. Из опыта работы....

Опыт работы тема: «Современные формы взаимодействия с родителями»

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие счит...

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

«Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников при организации коррекционной работы в старшей группе»

  Работая над проблемой организации работы воспитателя с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности педагога. Нередко пед...