Детский сад – территория развития
статья

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно - ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_-_territoriya_razvitiya.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад – территория развития

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно - ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной развивающей и практико – ориентированной среды.

Прежде чем перейти дальше, хотелось бы понять, что подразумевают понятия   развивающая и практико-ориентированная среда в ДОУ.

Развивающая среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством - помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

А практико – ориентированная  направляет нас на то, что среда должна быть не только развивающей, но и давать дошкольникам возможность на практике осваивать какую-то определенную деятельность не по рассказам педагога, а непосредственно включаясь в ее простейшие формы, а также формировать понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются.

Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.

        Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый ребенок, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

      В нашем детском саду обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Наша задача состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая бы позволила ребёнку в течение всего дня пребывания в детском саду  найти для себя увлекательное дело, занятие.

Групповая комната предоставляет каждому  ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, движений. Значит, все, что его окружает, должно развивать эти органы чувства и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.

Для активного участия в разных видах деятельности в группе находятся различные игровые зоны, которые пополняются современным игровым оборудованием для сюжетных, дидактических, настольных игр дошкольников. Современный дизайн, красочность и эстетичность оформления способствуют развитию интереса к игровой деятельности.

Познавательные зоны, исследовательский центр, где дети реализуют свои возможности, проводят опыты и достигают результатов самостоятельно.  

Важную роль в развитии дошкольников играет конструктивная деятельность. В группах имеется место для строительных и конструкторских игр "Центр строительства", который наполнен конструкторами «Лего» и строительными наборами, различными по размеру и материалам. В "Центрах строительства" имеются схемы-образцы построек, игрушки для обыгрывания.  В свободное время дети с удовольствием используют строительный материал, возводя разнообразные сооружения, которые сохраняют в течение длительного времени.

Игра продолжает оставаться для дошкольников любимым видом деятельности. Пространственная  среда  в  детском саду  организована  таким  образом,  чтобы  предоставить  детям  возможность  для  самостоятельного  исследования  окружающих  предметов, а  также  для  приобщения  ребенка  к  социальному  миру, обеспечение  двигательной  активности, обучения, развития  игровой  деятельности, развития  самостоятельности  и  формирования  активной  творческой  личности, а так же чтобы  дети  могли  участвовать  во  всем  многообразии   игр.

Каждый уголок детского сада несет полезную информацию, побуждает чувства детей, вызывает желание познавать новое и творить. В группах имеются уголки для художественно-творческой деятельности, где дети могут рисовать, конструировать, лепить, творить по собственному желанию.

Во всех групповых комнатах имеются спортивные комплексы, спортивный инвентарь и нестандартное оборудование, где дети самостоятельно могут организовать свою двигательную деятельность.

Но развитие детей не ограничено групповой комнатой, дошкольники с удовольствием посещают музыкальный и хореографический залы,  который оснащены современным оборудованием, материалами и  музыкальными инструментами.

Реализация  физического  развития  детей  осуществляется  через  систему  физкультурно – оздоровительной  работы.  Для  этого  оборудован  спортивный  зал,  который  имеет  необходимое  современное  спортивное  оборудование  и  инвентарь. Пространство  спортивного  зала  позволяет  не  ограничивать  детей  в  движении  и  достигать  высокой  двигательной  активности. Во втором корпусе имеется многофункциональный зал, который не отличается по своей оснащенности.

 Входя в наш зимний сад, дошкольники даже в холодный период года, оказываются, словно на солнечной полянке, среди множества цветущих и благоухающих растений.   Согласитесь, в такой обстановке хочется радоваться жизни и иметь положительный настрой – как раз в этом и состоит эстетическая и психологическая прелесть зимнего сада. Доказано, что зимний сад в детском саду имеет  благоприятное влияние на детскую психику, на развитие, здоровье и формирование личности. Мы открываем дошкольникам удивительный мир растений, сотканный из тайн, загадок и чудес. Живой уголок в детском саду – довольно распространенное явление. Узнав о том, что живой уголок в детском саду есть, дети очень радуются: попробуйте найти ребенка, который бы не любил наблюдать за рыбками в аквариуме или черепахами. 

Кроме того, на сегодняшний день в нашем детском саду действует  специализированные кабинеты, которые созданы для детального развития детей в различных направлениях. Это:

игровая комната для детей младшего дошкольного возраста, где создана специальная развивающая среда с современными развивающими и обучающими играми, Лего-конструктором.

изостудия, где дети учатся чувствовать прекрасное, познавать  искусство  и учатся творить.

сенсорная комната, волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование, позволяющее психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику  и даже лечение нервной системы и органов чувств;

кабинет родного (ненецкого) языка, в котором ребёнок может  почувствовать уникальность своего народа, узнать его культуру, прийти к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле.

компьютерный класс, в котором дети не только осваивают компьютеры, но знакомятся с основами робототехники;

кабинет логопеда, где в игровой форме  организуются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для развития речевой активности имеются современные развивающие игры, буквы-вкладыши, дидактические игрушки, наборы картинок по различным лексическим темам.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью), реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем, а также предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.

Подготовила

Заместитель заведующей по НМР

Маклакова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающей среды территории детского сада , в развитии речи детей,в летней -оздоровительный период

Лето -это  период не только отдыха от занятий детей , но и еще одна возможность воспитателя проверить все то- что ребенок усвоил за пройденный период. Чтобы закрепить знания детей по развитию реч...

Рассказ из опыта работы "Использование территории детского сада для развития двигательной активности и оздоровления детей в летний период"

      Одним из необходимых компонентов организации двигательной активности детей, закаливания босохождением, профилактики и коррекции плоскостопия является создание дорожек здоро...

Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"

Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"...

Мастер - класс "Вклад детского сада в развитие территории"

Тема: "Сотрудничество родителей и ДОУ в детско - семейных проектов"...

Материалы на смотр-конкурс «Детский сад – территория комфорта, успеха, развития»,

laquo;Лучшая дошкольная группа общеразвивающей направленности»...

"Организация развивающей среды на территории детского сада для развития и воспитания детей на прогулке" (из опыта работы МДОУ)

Территория образовательного учреждения - это его своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Коллектив нашего детского сада стремится сделать игровы...