Статья для музыкальных руководителей
статья

Ахметьянова Эльвира Гайрадовна

Модель современного музыкального руководитля в свете ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_muz_ruk.v_svete_fgos.docx28.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

    Районное методическое объединение музыкальных руководителей.

Тема: : «Модель современного музыкального руководителя  в свете требований  ФГОС ДО»

Подготовил: Руководитель РМО

Музыкальных руководителей

Ахметьянова Э.Г

Введение

        Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому в условиях реализации ФГОС перед музыкальным руководителем стоит сложная задача организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии.

     Целью работы музыкального руководителя является: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

 Профессиональная компетентность музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС.  

        В чем состоят собственно образовательные задачи музыкального руководителя, как участника образовательного процесса в свете реализации ФГОС ДО?

          Поскольку разработчиками ФГОС ДО подчеркивается, что результатом дошкольного образования должна стать социализация детей, формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира, особое внимание музыкальный руководитель должен уделять развитию мотивационной сферы (это потребность в познании мира музыки, эмоций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество и  т.п.)

     Эмоциональное благополучие каждого ребенка становится одной из основных задач дошкольного педагога.  

         В условиях нового подхода музыкальному руководителю необходимо изучать связанные с музыкой и музыкальной деятельностью потребности и интересы детей, их родителей, хорошо знать возможности коллектива.

   Основные профессиональные компетенции музыкального руководителя ДОУ:

               Информационная.

 Передача музыкальной информации детям. Для этого нужно иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести знания воспитанникам, владеть культурой речи.

Музыкальный  руководитель обязан:

1) Исполнять музыкальные  произведения профессионально, ярко. Грамотно пользоваться аудиозаписями.

2) Уметь доступно пояснять содержание музыкального произведения. Это предполагает высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры.

3) Проводить (при участии воспитателя) музыкальные занятия, праздники, развлечения.

         Развивающая.

          Развивать способности детей, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.

Музыкальный  руководитель обязан:

1) Обогащать детские музыкальные впечатления, развивать музыкальные способности, учить творчеству.

2) Проводить диагностику музыкальных способностей.

3) Использовать проблемные методы обучения и уметь применять их с учётом возраста детей и индивидуальных качеств.

4) Обладать творческими умениями - уметь показать несколько вариантов исполнения в каждом виде деятельности.

5) Применять индивидуально-дифференцированный подход к детям - использовать разные по сложности задания.

6) Применять различные виды музыкальных занятий.

7) Уметь применять все формы организации музыкальной  деятельности и помогать организовывать музыку в быту детского сада.

Мобилизационная.

Предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Обучение будет развивающим тогда, когда педагог заинтересует и увлечёт детей.

Музыкальный  руководитель обязан:

1) Знать разнообразный репертуар и уметь отбирать яркие фрагменты музыкальных  произведений.

2) Создавать проблемную ситуацию уже при восприятии музыки, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы, фрагменты.

3) Использовать игровые методические приёмы, творческие задания, различные варианты занятий.

Свободно владеть ИКТ и уметь применять их в педагогической практике.

Ориентационная.

 Предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.

Музыкальный  руководитель обязан:

1) Сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной).

2) Заинтересовать детей музыкой.

3) Разбудить и развить эстетические чувства.

4) Развить ощущение и понимание красоты музыки.

Для успешного выполнения функций 1-4 муз.руководителю необходимо обладать следующими качествами:

-активная жизненная позиция

-любовь к музыке

-артистизм

-находчивость

-изобретательность

-способность к творчеству

-музыкальная культура

-эрудиция

-увлечённость профессией

 Конструктивная.

 Включает в себя 3 компонента:

1) конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала).

2) конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей).

3) конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).

Музыкальный  руководитель обязан:

1) Вместе с воспитателем составлять перспективный планв котором определены задачи музыкального воспитания, формы организации музыкальной деятельности, намечен основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.

2) Составлять календарный план.              

Организаторская.

Музыкальный  руководитель обязан:

1) Проводить индивидуальное и коллективное консультирование воспитателей.

2) Вести кружковую работу.

3) Участвовать в педагогических советах.

4) Проводить открытые занятия для воспитателей.

5) Проводить собрания с родителями, индивидуальные консультации и беседы.

Коммуникативная.

Предполагает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей.

Музыкальный  руководитель должен обладать следующими личностными качествами:

-любовь к детям

-терпеливость

-внимательность

-доброжелательность

-справедливость

-уравновешенность

-контактность

-выдержка

-культура общения

 Исследовательская.

Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных знаний и умений.

Музыкальный  руководитель обязан:

1) Следить за специальной литературой.

2) Знакомиться с передовым педагогическим опытом.

3) Внедрять в практику работы новейшие методы и приёмы обучения.

4) Регулярно посещать МО в городе, районе, проходить КПК, бывать на проблемных семинарах, педагогических  чтениях, конференциях и т.д.

5) Уметь разрабатывать собственные программные, методические ,дидактические материалы и использовать из в своей деятельности.

6) С помощью заведующей ДОУ заниматься повышением квалификации воспитателей в области музыкального воспитания и развития детей.

 В нашем детском саду образовательную деятельность мы  осуществляем на основе рабочей программы. Для решения задач музыкального развития используем модель образовательной деятельности, которая включает организованную  образовательную деятельность, разные формы совместной деятельности педагога и детей, самостоятельную деятельность детей, а также взаимодействие с педагогами, родителями и социальными партнерами.

 Педагогическую деятельность по организации развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) осуществляем в соответствии с Основной образовательной программой детского сада, рабочей программой и требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Для осуществления музыкальной деятельности детей  в каждой группе организован музыкальный уголок, в котором имеются разнообразные музыкальные инструменты, дидактические игры, портреты композиторов, советы и консультации воспитателю  и т.д.

     Элементы среды музыкального развития детей дошкольного возраста, являются полифункциональными, что обеспечивает возможность разнообразного использования предметов, пособий, атрибутов. В зависимости от задач они могут быть дидактическим пособием, шумовым или детским музыкальным инструментом, атрибутом для игры, танца, двигательного этюда, средством коммуникации, стимульным материалом для проявления творческих, лидерских, индивидуальных особенностей ребенка.

В образовательном процессе активно используем современные педагогические технологии:

здоровьесберагающие (логоритмика, пальчиковые игры, двигательные разминки, фонопедический метод развития голоса, психогимнастика, игровой массаж);

Технологии проектной деятельности (детско-родительский проект «Я знаю, кто написал эту музыку»; индивидуальные творческие проекты «Моя сюита», «Я рисую музыку»; групповые детские творческие проекты «Музыка осени: веселая и грустная», «Сказки-шумелки»);

Игровые технологии

информационно-коммуникационные технологии  (видео презентации)

Вот на ИКТ-технологиях хотели бы немного остановиться.

 

Использование информационно-коммуникационных технологий

в работе музыкального руководителя.

     Сегодня мы живем в информационном обществе. И  использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования и очень актуально на данный момент.

Современные компьютерные технологии помогают музыкальному руководителю  организовать процесс обучения так, чтобы дети активно и с интересом  занимались на музыкальном занятии.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- использование развивающих компьютерных программ;

- использование мультимедийных презентаций.

- кроме того ИКТ делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические.

     Использовать ИКТ можно во всех видах музыкальной деятельности .

Восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора используются портреты,  видеоряд иллюстраций  к  музыкальным произведениям и т.д.

Музыкально-ритмические движения и танцы: используя мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения, разучивая элементы танцев.

Пение: по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, песни,  по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

Музыкально-дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма можно, используя видео-подсказки презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.

Игра на ДМИ: с помощью видеороликов и презентаций  можно знакомить детей с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением.

 На развлечениях и праздниках также можно использовать слайд, как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.

     Но самое главное – это то, что дети могут изучать новую тему в процессе игры. А в детском саду  игра является самым главным методом обучения.

     Немало значимости имеет и технология компьютерного способа пересылки  и обработки, обеспечивающая оперативную связь между людьми.

     С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы.

Модель педагогической деятельностипо развитию музыкальных творческих способностей, кроме воспитательно-образовательной работы с детьми, включает и такие направления как взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников.

Работа с семьей.

В настоящее время семейные отношения претерпевают серьезные трансформации. Родители все меньше времени уделяют детям из-за нехватки времени и занятости на работе. Для решения этой проблемы в нашем детском саду активно ведется работа с родителями.

В начале года мы выступаем на родительских собраниях, ведем анкетирование родителей, с целью понять примерную картину музыкального развития того или иного ребенка.

На своих персональных сайтах размещаем консультации и советы родителям.

Ежегодно наш детский сад проводит семейный фестиваль «Азбука счастья», итогом которого становится заключительный концерт с участием родителей, детей и сотрудников ДОУ.

В этом учебном году запланированы неформальные периодические встречи педагогов с родителями, которые так и называются  « Родительский клуб».

 Взаимодействие с педагогами.

              Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что развитие ребенка и наличие знаний, само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, с самого раннего возраста учить детей самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике.

Поэтому актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения.

             Одной из таковых является системно - деятельностный подход, реализуемый в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

             Системно - деятельностный подход дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация, а включаться в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

               Если рассмотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры ФГОС напрямую связаны с задачами музыкальной деятельности: развитие воображения, фантазии, умения контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия, то через занятия музыкальной деятельностью можно влиять  на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии.

И здесь хочется отметить, что реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно - образовательному процессу не может быть реализовано каждым участником образовательных отношений в отдельности, а возможна только в тесном взаимодействии педагогов, в данном случаи музыкального руководителя и воспитателя. Поэтому очень важно найти наиболее комфортные и успешные способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.

         Активное, педагогически правильное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей позволит эффективно проектировать образовательный процесс в соответствии  с требованиями ФГОС ДО. И если все участники образовательно-воспитательного процесса будут работать с доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период  — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.

            Развитие музыкальных способностей сотрудников ДОУ – залог успешного музыкального развития детей.

         Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

          Поскольку на музыкальном занятии должно преобладать живое музыкальное исполнение, музыкальный руководитель вынужден чаще находиться за инструментом. В этом случае воспитатель должен не только следить за дисциплиной, но и выполнять вместе с детьми танцевальные движения, особенно в группах младшего возраста,  петь и следить за четким произношением слов, за осанкой;  контролировать своевременное и ритмичное исполнение в оркестре, исполнять роль дирижера и т.д.

        Следовательно, наличие у воспитателя музыкальных способностей  намного облегчает деятельность музыкального руководителя и улучшает результативность педагогического процесса. Музыкальная грамотность педагога, вкус, его представления о красоте на основе накопленного опыта восприятия музыки, реализующегося в творческой деятельности, выступают ценностными ориентирами для личностного развития ребенка.

Планка требований к музыкальному руководителю достаточно высока, но эти требования призваны реализовать основную миссию музыкального руководителя: «Воспитывать детей так, чтобы однажды, пройдя немалую часть жизненного пути, среди шума грохочущего города, среди нарастающего крика «SOS!» по всей Земле воспитанники могли расслышать и шелест заблудившегося в траве ветра, и отстукивающий ритм фокстрота дождь, и ту далекую, всегда прекрасную и манящую мамину колыбельную».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для музыкальных руководителей "Через музыку к здоровью"

В условиях современной жизни, оздоровление детей - одна из самых важных задач всех ДОУ. Поэтому современные здоровьесберегающие методы должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. ...

Статья для музыкальных руководителей "Секреты увлекательного занятия"

Итак, что сделать чтобы музыкальное занятие из унылого разучивания материала к предстоящим утренникам стало поистине увлекательным и интересным для дошкольников? Самое важное - мотивация! Далее - обсу...

Статья "Берегите музыкального руководителя"

Статья: "Берегите музыкального руководителя."...

«Формирование духовных ценностей в личности дошкольника посредством использования музыкально-развивающих игр и фольклора» (статья для музыкальных руководителей)

В дошкольном возрасте закладываются основы социального здоровья – умение гармонично взаимодействовать с собой и с другими людьми. Формирование эстетических чувств, социальной уверенности являетс...

Статья для музыкальных руководителей «Танцевальная терапия, как эффективный метод здоровье сбережения дошкольников»

Цели танцевальной терапии: развивать приспособленность, чувство удовольствия и навыки группового взаимодействия, умение выражать сильные эмоции, само расслабляться....

Статья "Взаимодействие музыкального руководителя с учителем-логопедом в рамках реализации АОПДО ГБДОУ

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...

«Формирование духовных ценностей в личности дошкольника посредством использования музыкально-развивающих игр и фольклора» (статья для музыкальных руководителей)

В дошкольном возрасте закладываются основы социального здоровья – умение гармонично взаимодействовать с собой и с другими людьми. Формирование эстетических чувств, социальной уверенности являетс...