Семинар-практикум «Дошкольник и предметный мир»
консультация

Гурина Наталия Владимировна

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В последнее время большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_doshkolnik_i_predmetnyy_mir.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Дошкольник и предметный мир»

Теоретическая часть.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В последнее время большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.

Писатели - фантасты не раз описывали такую картину: «Произошла катастрофа, люди покинули обжитые места, ушли в тайгу, в горы. Через сотни лет, когда угроза миновала они пришли в города, стали ходить по разрушенным дома, и с интересом рассматривая разнообразные предметы, например, сотовый телефон, кухонный комбайн, градусник и т. д. Люди не понимали назначение, способы использования, принцип действия этих предметов».

И сейчас археологи продолжают находить древние артефакты, назначение которых им по сей день не удаётся расшифровать.

Так и дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач, для решения которой выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных деятелей в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).

На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Многие педагоги (В. И. Логинова, О. В. Дыбина, С. А. Козлова), по-прежнему придают особое значение приобщению детей к социальному миру.

В ходе образовательной деятельности по развитию речи и коммуникации проведена педагогическая диагностика. Результаты следующие: дети старшего возраста умеют группировать и классифицировать предметы по общим признакам, но обосновывают свой выбор кратко (одним - двумя словами).   Большинство детей легко определяют предметы рукотворного и природного мира, проявляют интерес к истории вещей. Воспитанники затрудняются в объяснении целесообразности преобразовательной деятельности человека и формулировании своих мыслей для того, чтобы задать вопрос. Отвечают на заданные вопросы не распространённо.

Знакомя детей с предметным миром в детском саду нам (педагогам) необходимо соблюдать основные три условия. Об этих условиях пойдет речь в практической части нашего семинара.

Предлагаю Вам разделиться на 3 подгруппы. Каждая подгруппа будет проходить одинаковые для всех испытания. В завершении Вы должны будете рассказать об трех важных условиях, соблюдение которых поможет знакомить дошкольников с предметным миром.

Практическая часть.

Квест-путешествие «Предметный мир для дошкольника»

  1. Первое испытание проводят учителя-логопеды. Педагогам предлагается разгадать кроссворд. Разгадав который, они получают подсказку для дальнейшего перехода на другое испытание в группу «Гномики».

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

1.  Форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры

2. Метод, где источником знания является устное или печатное слово.

3. Средство реализации интересов личности, связанных с саморазвитием, общением, оздоровлением, имеющее свободный развлекательный и ненавязчивый характер.

4. Деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

5.Это целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения.

6. Режимный момент жизнедеятельности детей, когда ребёнок покидает стены здания.

7. Вид рассказа.

Педагоги переходят из музыкального зала в групповую комнату средней группы.

В группе стоят три стола, на которых лежат акварельные краски, кисти и белые листы бумаги, стоит стакан с водой. Воспитатель предлагает педагогам прочитать надпись на листе бумаги (надпись (актуально, важно, ново) нанесена свечкой. Для её прочтения необходимо раскрасить лист акварельной краской.). Педагоги экспериментируют.

Памятка для педагогов

Использование метода экспериментирования позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, способствует формированию          творческих         качеств         личности.
Подготовка к эксперименту:

Восковые мелки + акварель         

   Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

 Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Условие №1: выбор современных методов и приемов при ознакомлении дошкольников с предметным миром.

Педагоги, прочитав надпись (актуально, важно, ново) догадываются, что надо прейти в методический кабинет.

  1. Второе испытание проводит старший воспитатель

В методическом кабинете на большом столе лежат три чистых листа с изображением скрипичного ключа.

Педагоги выполняют задание: на листе бумаги, используя геометрические фигуры, смоделировать развивающую предметно пространственную среду. На фигурах сделать надписи по содержанию и наполнению среды необходимыми элементами для ознакомления дошкольников с предметным миром. Сделать вывод от чего зависит пополнение и корректировка ППС в группе.

Вывод: созданная в группе ППС пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире.

Условие №2: творческий подход к созданию ППС определён, как условие для стимулирования действий по развитию представлений детей о мире предметов.

Педагоги, увидев скрипичный ключ, догадываются о переходе в музыкальный зал детского сада для прохождения следующего испытания.

  1. Третье испытание организует педагог-психолог. Педагог-психолог проводит с педагогами интервью, спрашивая об испытаниях и выводах, полученных в ходе их прохождения. В завершении интервью предлагает составить вопросы для интервью с родителями.

Условие №3: полноценная работа и положительный результат по формированию представлений о мире предметов, были бы невозможны без родителей - наших помощников и единомышленников.

Подведение итогов семинара-практикума.

Таким образом, в результате проведённого семинара можно  отметить, что предметный мир имеет большое значение в приобщении ребёнка к социальной действительности. Решение задач по теме возможно при условиях:

  1. Создание творческой ППС.
  2. Использование разнообразных современных методов и приёмов.
  3. Организация взаимодействия с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

«Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной на

Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» по реализации ОО «Физическая культура»...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Родительский клуб «В гармонии с ребенком!» Семинар-практикум «Дошкольник готовится стать школьником»

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество...

Семинар-практикум «Дошкольник и предметный мир»

Семинар-практикум«Дошкольник и предметный мир» 1. Приветствие «Друг» (сбор коллектива в один большой круг)Участники семинара сидят в общем кругу. Ведущий демонстрирует уча...