Семинар-практикум «Дошкольник и предметный мир»
материал

Ладыженская Анастасия Николаевна

Семинар-практикум

«Дошкольник и предметный мир»

 

1. Приветствие «Друг» (сбор коллектива в один большой круг)

Участники семинара сидят в общем кругу. Ведущий демонстрирует участникам резиновый мячик- представляется. Затем передает его по кругу следующему участнику. Первый участник представляется и называет любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я Виктор - веселый».

     Теоретическая часть.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В последнее время большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.

Писатели - фантасты не раз описывали такую картину: «Произошла катастрофа, люди покинули обжитые места, ушли в тайгу, в горы. Через сотни лет, когда угроза миновала они пришли в города, стали ходить по разрушенным дома, и с интересом рассматривая разнообразные предметы, например, сотовый телефон, кухонный комбайн, градусник и т. д. Люди не понимали назначение, способы использования, принцип действия этих предметов».

И сейчас археологи продолжают находить древние артефакты, назначение которых им по сей день не удаётся расшифровать.

Так и дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач, для решения которой выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных деятелей в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).

На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Многие педагоги (В. И. Логинова, О. В. Дыбина, С. А. Козлова), по-прежнему придают особое значение приобщению детей к социальному миру.

В ходе образовательной деятельности по развитию речи и коммуникации проведена педагогическая диагностика. Результаты следующие: дети старшего возраста умеют группировать и классифицировать предметы по общим признакам, но обосновывают свой выбор кратко (одним - двумя словами).   Большинство детей легко определяют предметы рукотворного и природного мира, проявляют интерес к истории вещей. Воспитанники затрудняются в объяснении целесообразности преобразовательной деятельности человека и формулировании своих мыслей для того, чтобы задать вопрос. Отвечают на заданные вопросы не распространённо.

Знакомя детей с предметным миром в детском саду нам (педагогам) необходимо соблюдать основные три условия. Об этих условиях пойдет речь в практической части нашего семинара.

Предлагаю Вам разделиться на 3 подгруппы. Каждая подгруппа будет проходить одинаковые для всех испытания. В завершении Вы должны будете рассказать об трех важных условиях, соблюдение которых поможет знакомить дошкольников с предметным миром.

 

Упражнение 2. «Паровозики»

Ход: «Паровозики» ездят стоя смотря в затылок друг к другу. Между каждым составом воздушные шарики, которые нельзя потерять во время движения паровозиков. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением).

Упражнение 3. Рисунок на тему «Инновация».

Ход: Разделившимся на группы участникам предлагается нарисовать совместный рисунок инновации в человеческом облике, но с одним условием при рисовании участники не должны разговаривать между собой.

Обсуждение рисунка:

- Каждая группа по очереди представляет свой рисунок, а другие участники высказываются. Какое впечатление производит на их этот рисунок. Затем та группа, которая рисовала, презентуя свой рисунок, высказывает, что она хотела выразить этим рисунком.

 

Подведение итогов семинара-практикума.

Таким образом, в результате проведённого семинара можно  отметить, что предметный мир имеет большое значение в приобщении ребёнка к социальной действительности.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через элементарное музицирование»

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры должно быть многогранным. Дети должны в полной мере знать: малые формы фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.). Уже до...

Презентация семинара-практикума для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда - своими руками в соответствии с требованиями ФГОС ДО" в аспекте современных технологий

Используемый прием Д.Родари позволяет педагогам самостоятельно погрузиться в теоретическую часть семинара и дать определение понятию среда, понять какое место она занимает в жизни каждого ребенка. Поэ...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Семинар – практикум «Ознакомление дошкольников с дорожной грамотой»

Семинар – практикум «Ознакомление дошкольников с   дорожной грамотой»...

Семинар-практикум «Обучение дошкольников правилам безопасности жизнедеятельности»

Основные принципы и содержание работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения....

Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни....

Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...