Консультация для воспитателей
консультация

Акопян Алина Спартаковна

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, формы и методы работы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Москва» Управления делами Президента РФ

Консультация для педагогов  

Тема:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, формы и методы работы»

http://ds20.detkin-club.ru/images/groups/%20vosp_5a6757e684712.png

Подготовила старший воспитатель

 высшей квалификационной категории:

 Акопян А.С.

Ессентуки, 2020 г.

В учебном годовом плане одна из задач нашего ДОУ «Систематизировать в ДОУ работу по нравственно-патриотическому воспитанию посредством знакомства детей с историей России и развития у дошкольников семейной и гражданской принадлежности».

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Все эти уроки важны и актуальны, и в дошкольном возрасте приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике. Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду — это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи.

Быть гражданином РФ, значит, быть сыном великого государства, высоко нести его знамя и быть в ответе за его стабильность и благополучие.

Цель нравственно-патриотического воспитания детей — сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Развитие гуманных чувств процессе патриотического воспитания: формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, умение справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

Давайте с вами вспомним задачи нравственно-патриотического воспитания:

  • Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
  • Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  • Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
  • Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
  • Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
  • Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
  • Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
  • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
  • Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников может быть разбита на тематические блоки для удобства детского восприятия.

«Вот эта улица, вот этот дом»

Цель: Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут.

«Вместе дружная семья»

Цель: Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.

«Город, в котором я живу»

Цель: Раскрыть красоту города, в котором живут дети, показать его социальную значимость в развитии страны.

«Наша кладовая»

Цель: Познакомить ребят с разнообразием природных богатств родного края, учить бережно и экономно расходовать их.

Вручение блоков педагогам.

Что должны знать дети разных возрастных групп

Младшая группа. Дошкольники знают всех членов семьи, помогают старшим по дому. Знают, в каком городе живут, где находится их дом. Ребята знакомы с объектами культурного назначения. Дети осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая.

Средняя группа. Ребята могут самостоятельно убирать свои игрушки. Знают, где работают родители, что они делают на производстве. Знакомы с профессиями в детском саду. Умеют бережно относиться к природным ресурсам. Ориентируются в своем городе, могут рассказать о местонахождении тех или иных объектов соцкультбыта.

Старшая и подготовительная к школе группы. Дети имеют свои обязанности в доме, заботятся о старших членах семьи. Знают, какие крупные заводы находятся в городе, что на них выпускают. Знакомы с профессиями взрослых, всех членов семьи. Могут подсказать родителям, как сэкономить тепло в доме, электричество, воду. Ребята знакомы с ветеранами войны и труда, знают, какие праздники им посвящены. Рассказывают о корнях своей семьи, ее традициях и своем участии в семейных праздниках. Знают президента, символику РФ, герб своего города.

Формы и методы работы:

  • беседы с рассматриванием фотографий
  • педагогический проекы  
  • экскурсии
  • игры «Узнай, где это расположено»«Мой дом самый красивый»«Кто это делает?»
  • КВН с участием родителей «Все ли мы знаем о своем городе?», викторины, брен-ринги, круглый стол
  • кинолекторий
  • иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам
  • конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану
  • обмен традициями семьи
  • туристические походы с семьей по местам боевой славы
  • вылазки на природу; кружок «Следопыты-малыши»
  • создание альбомов «Никто не забыт».

Игры по воспитанию у детей патриотизма

Вопросы патриотического воспитания дошкольников включаются в план работы ежемесячно, носят систематический целенаправленный характер.

Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на:

  • дидактические: «Чьи родители это делают»«Узнай, что растет в нашем крае»«Расскажи, где ты был»
  • настольно-печатные «Экономим свет, тепло»«Распредели всем поровну»«Стань лидером»«Биржа»
  • подвижные: «Мы туристы»«Кто быстрее?»«Военные сборы»«Кто первый добежит до флажка»
  • музыкальные: «Янка»«Во поле береза стояла»«Сбор урожая»«Помоги бабушке распутать клубочек»
  • спортивные: «Зарница»«Россия, вперед!»«Олимпийские игры»
  • сюжетно-ролевые: «Профессии»«Театр»«Школа»«Супермаркет»«Поликлиника»«Библиотека»«Банк».

Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины.

Ребенок быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является неотъемлемой частью нашего мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись. Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Заключение

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Следует помнить, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека с раннего возраста Современные исследователи в качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, городу. Воспитать любовь к родному городу — это значит так показать детям их родной город, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков. Подобная работа может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней родителей.

В настоящее время эта тема актуальна, так как сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики является стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах — Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании».

Успехов Вам в работе детьми по нравственно-патриотическому воспитанию!

«Вот эта улица, вот этот дом»

Цель: Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут.

Задачи: Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.

Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строится город, кто его строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.

«Вместе дружная семья»

Цель: Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.

Задачи: Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.

В ходе работы с детьми воспитатель формирует представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии своей семьи может превратиться в увлекательное занятие — оформление родословного дерева, где будет фотография и малыша.

Педагог может оформить уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям малышей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад. Красочно оформленный стенд будет способствовать трансляции позитивного родительства, профилактике раннего неблагополучия.

«Город, в котором я живу»

Цель: Раскрыть красоту города, в котором живут дети, показать его социальную значимость в развитии страны.

Задачи: Рассказать дошкольникам, что такое — продукция предприятия города, на котором работают их близкие родственники. Показать значимость производства на мировом рынке. Познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.

Воспитатель показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в развитие экономики страны. Ребята знают историю храмов, кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам стелы, братские могилы. Дети, соприкасаясь с историей города, учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.

«Наша кладовая»

Цель: Познакомить ребят с разнообразием природных богатств родного края, учить бережно и экономно расходовать их.

Задачи: Развивать представление дошкольников о природных ресурсах страны, их добыче и назначении. Учить детей профессиональной ориентации.

Воспитатель вместе с воспитанниками изучает «кладовую» страны и определяют пути ее приумножения. Консультации для родителей помогают комплексному воспитанию у ребят экономии водных, электро-, теплоресурсов. Дети учатся хозяйствованию, плановому распределению материальных благ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...