Организация инновационной деятельности консультационного центра для родителей, имеющих детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования в соответствии с ФГОС ДО.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Симбирцева Ольга Васильевна

   Консультационный  центр призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в ДОУ, а также помочь гармоничному развитию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация инновационной деятельности консультационного центра для родителей, имеющих детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования в соответствии с ФГОС ДО.

       Современная система дошкольного образования развивается и совершенствуется. Одно из важнейших направлений деятельности – работа с детьми - дошкольниками, не посещающими ДОУ по разным причинам. Несмотря на то, что в настоящее время не существует дефицита мест в ДОУ, данное направление является особо актуальным.  

      В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», с целью реализации права каждого человека на образование, государственными органами РФ создаются необходимые условия для получения качественного  дошкольного образования детьми в форме семейного воспитания.

     На базе нашего детского сада с 12.01.2015г. работает  Консультационный центр  для родителей (законных представителей) и детей дошкольного возраста.

   

   Консультационный  центр призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в ДОУ, а также помочь гармоничному развитию детей.

  Одной из основных задач нашего консультационного центра  является оказание помощи родителям  детей 0-7 лет, не посещающих ДОУ, по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста. Если же семья принимает решение воспитывать ребенка дома, то она, безусловно, может рассчитывать на поддержку специалистов консультационного центра вплоть до поступления в школу. Актуальность этой задачи обусловлена двумя моментами.

С одной стороны, дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена. Чтобы школа не превратилась для ребёнка в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь ему.

С другой стороны, родители также обеспокоены проблемой готовности ребёнка к обучению в школе и дальнейшего успешного его протекания. Поэтому существует социальный запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе.

Деятельность КЦ определяют нормативно-правовое документы федерального, регионального  муниципального  значения:

-     Конституция РФ;

-    Семейный кодекс РФ;

-   Закон РФ «об образовании»;

-  Конвенция о правах ребенка;

-    СанПиН 2.4.1.2660-10 «санитарно–эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях»;

Устав МБДОУ;

-   Приказ по ДОУ о создании консультационного центра.

 Для обеспечения деятельности консультативного пункта был разработан перечень документов:

-          Положение о консультативном пункте;

-          План мероприятий по работе с неорганизованными детьми и родителями, воспитывающих детей в семье;

-          Анкета для родителей;

-          График работы специалистов консультативного пункта;

-          Индивидуальный план работы с семьей.

В своей работе мы опираемся на то, что родители и педагогический коллектив едины в понимании целей и задач. Максимально используем воспитательный потенциал коллектива и семьи в совместной работе с детьми.

Ответственность за организацию работы возложена  на инициативную группу. К работе привлечены педагоги  Юрасова И.В., Судоргина Т.И, Донских Л.М.,  учитель-логопед Симбирцева О.В., музыкальный руководитель Тихонович О.В., медицинская сестра  Платицына Л. В., формирующие у родителей представления и практические умения в разных областях воспитания.

 Порядок консультации        Прием родителей по предварительно составленному графику.

Родители сообщают, какой вопрос их интересует, выбирается удобное время для посещения консультационного пункта. Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере. Консультирование родителей проводится одним или несколькими специалистами одновременно, в зависимости от сути проблемы.

Примерное время одной консультации – 20-30 минут.

Цель создания консультационного центра:                                                                                                    

-  Обеспечение прав родителей (законных представителей) на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи,   поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ

Данная цель определила направления и организацию всего процесса воспитания, которые нашли отражение в поставленных задачах.

Задачи

-    оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

  -    диагностирование проблемных зон в развитии ребенка с целью профилактики дальнейших личностных нарушений;

  -   проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом, речевом и социальном развитии детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

-       оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

-      разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, организации их специального обучения и воспитания в семье.

Основными принципами работы консультативного пункта являются:

-    добровольность,

-    компетентность;

-     соблюдение педагогической этики;

-    отношения родителей (законных представителей) воспитанников и специалистов консультационного центра М ДОУ строятся на основе сотрудничества и уважения к личности ребенка.

Описание деятельности КЦ:

 - Первоначально мы собираем сведения о семьях дошкольников, не посещающих ДОУ.

-          Совместно с детской поликлиникой формируем банк данных неорганизованных детей нашего микрорайона в возрасте 0-7 лет.

-          Распространяем информационные буклеты через детскую поликлинику и участковых врачей по адресам, размещаем объявления на сайте ДОУ.

-          Организуем телефонную горячую линию для родителей детей, не посещающих ДОУ.

-          Организуем общее родительское собрание, с экскурсией по детскому саду.

Знакомим родителей с планом работы консультационного центра.

-      При первой встрече родителей со специалистами консультативного пункта предлагается расширенная анкета, с целью выявления запросов. Родители сообщают, какой вопрос их интересует, выбирается удобное время для посещения консультационного центра.  Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полней мере. Консультирование родителей проводится одним или несколькими специалистами одновременно, в зависимости от сути проблемы.

-   Помощь оказывается бесплатно. Для каждой семьи разрабатывается «Индивидуальный план работы с семьей».

Анализ эффективности работы:  

 Чаще всего в консультационный центр обращаются родители детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.    

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность  двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции. Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов. Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Родители, которые неоднократно обращаются в консультационный центр, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом и впоследствии доверяют своих детей нашему ДОУ. А желание вырастить детей всесторонне развитыми личностями – в  образовательные учреждения поселка: музыкальную школу, дом детского творчества. В конце учебного года проводится анкетирование  с целью выявления степени удовлетворенности качеством предоставляемых услуг консультационного центра.

Данная вариативная форма деятельности МБДОУ позволила обеспечить педагогическое консультирование  родителей с учетом их запросов и потребностей и создать условия для  привлечения семей воспитывающих детей предшкольного возраста на дому к поступлению в ДУ, школу, дополнительные образовательные учреждения культуры и спорта поселка.

                                Ответственный за организацию работы Консультационного центра    

                                                                                       учитель-логопед Симбирцева О.В..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о консультационном центре для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования

УТВЕРЖДАЮ:Заведующий МБДОУ Д/С 9«  31  »       августа       2016   года.ПОЛОЖЕНИЕ о консультационном центре для родител...

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные фор...

Приказ" О функционировании Консультационного пункта для родителей(законых представителей) не совершенолетних воспитаников, обеспечивающего получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования""

Приказ " О функционировании  Консультативнного пункта  для родителей  (законных представителей) несовершеннолетних воспитаников, обеспечевающего получение детьми дошкольного образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1.5 - 3 ЛЕТ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «РОМАШКА»

 В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1,5 - 3 ЛЕТ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС 2021-2022 учебный год

     Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотиваци...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 - 7 (8) ЛЕТ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром лю...