Консультация для педагогов «Структура организации образовательного процесса по финансовому просвещению дошкольников»
учебно-методический материал

Молчанова Ирина Леонидовна

Ведущей идеей организации нашей работы по финансовому просвещению стало – дать возможность ребёнку научиться в реальной жизни самому рационально распределять собственные средства. Ведь даже небольшой, но собственный личный бюджет даёт навыки бережного отношения с деньгами.

Размышляя над тем, как воплотить нашу идею в жизнь, мы пришли к осознанию того, что необходимо создать совершенно новую модель финансового просвещения, отвечающую всем требованиям к образовательному процессу. Итогом нашей работы в данном направлении  стало открытие в нашем детском саду Дошкольной Академии финансов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx99.14 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

город Братск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Муниципального образования города Братска

F:\1 А АКАДЕМКНИГА УЧЕБНИК\105\1491336214_boss-molososos-mult.jpg

Консультация

для педагогов

«Структура организации образовательного процесса по финансовому просвещению дошкольников»

Подготовили:

Денисенко Елена Викторовна

Заведующий МБДОУ «ДСОВ № 105»

Молчанова Ирина Леонидовна

Старший воспитатель высшей кв. категории

http://www.master-way.ru/upload/blog/146/14620c15c5459891fbb1ce603b10f792.jpg

г. Братск

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики на сегодняшний день является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества, значимостью подготовки ребёнка к реальной жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.

Дошкольное учреждение – это первая ступень в цепочке социальных институтов, которое должно оказать помощь будущему гражданину страны в адаптации к современным экономическим условиям, и облегчить вхождение в школьную и взрослую жизнь с самых ранних лет.

По словам американского экономиста И. Колемана: «Лучше обеспечить минимум экономической грамотности на раннем этапе жизни, чем бороться против стихийно полученной экономической грамотности в дальнейший период жизни».

Современный ребенок способен понять, что такое деньги, их ценность, назначение, потому что рано включается в экономическую жизнь семьи и овладевает финансово-экономической информацией на житейском уровне.  Если взрослые вовремя не объяснят ребенку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложиться об этой теме собственное мнение. После четырех лет ребенка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

Поэтому ведущей идеей организации нашей работы по финансовому просвещению стало – дать возможность ребёнку научиться в реальной жизни самому рационально распределять собственные средства. Ведь даже небольшой, но собственный личный бюджет даёт навыки бережного отношения с деньгами.

Размышляя над тем, как воплотить нашу идею в жизнь, мы пришли к осознанию того, что необходимо создать совершенно новую модель финансового просвещения, отвечающую всем требованиям к образовательному процессу. Итогом нашей работы в данном направлении  стало открытие в нашем детском саду Дошкольной Академии финансов.

Разрабатывая планирование образовательного процесса в Академии, мы задались вопросом: как спроектировать педагогический процесс таким образом, чтобы он соответствовал требованиям ФГОС ДО?

Работая в данном направлении, мы сделали вывод, что одним из условий успешного формирования финансовых представлений у детей дошкольного возраста станет педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог-ребенок-родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды.

 Это условие мы  реализуем в Дошкольной Академии финансов в форме совместной деятельности взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей, в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно-пространственной среды, позволяющей детям взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально.

Нашей творческой группой разработана структура планирования образовательного процесса по финансовому просвещению. В академии функционируют три факультета: дети, родители и педагоги. На каждом факультете четыре предмета.

В  старших группах дети знакомятся с  темами  «Денежная азбука» и «Банк и банковские продукты». В  подготовительных группах с темами «Домашнее хозяйство» и «Карманные деньги». Каждый предмет проходит по определённому маршруту, который состоит из  тематических занятий.  Освоение каждого предмета в среднем проходит в течение 3 месяцев. В результате за два года все воспитанники полностью осваивают программу академии.

Последовательность прохождения предметов выбрана неслучайно.

Первый предмет «Денежная азбука».

Задачи:

Познакомить с  историей рождения денег; раскрыть причину их возникновения.

Дать дошкольникам элементарные знания  о сущности денег;  функциях и видах; о денежных единицах различных государств.

В рамках данного предмета дети знакомятся с историей  появления денег, с валютой разных стран, у детей формируется понимание, откуда берутся деньги, как их надо зарабатывать и как с ними обращаться.

После знакомства с бумажными и металлическими деньгами мы начинаем формировать представления о безналичной форме оплаты.

Предмет «Банк и банковские продукты»

Задачи:

Познакомить дошкольников со спецификой работы в банке, его услугах и особенностях.

Формировать первичные представления безналичной форме денежного обращения.

Этот предмет интересен детям тем, что они не просто знакомятся с различными понятиями, такими как банкомат, пластиковая карта, сейф, бейджик, банкнота, а учатся моделировать специальные воображаемые условия, в которых они могут воспроизводить деятельность взрослых в банке и выполнять определённые функции работников банка.

С видами оплат дошкольники познакомились. А теперь самое время формировать представления о семейном бюджете.

Предмет «Домашнее хозяйство»

Задачи:

Формировать представления о ведении домашнего хозяйства, обязанностях членов семьи; семейном благополучии.

Способствовать пониманию сущности семейного бюджета, определить, с какой целью он составляется, выяснить его роль в домашнем хозяйстве.

В рамках данного предмета мы отправляемся с детьми в увлекательное путешествие по стране «Семейная экономика», во время которого они узнали, что такое домашнее хозяйство, доходы и расходы семьи, из чего складывается семейный бюджет и как его правильно рассчитывать.

Когда детям даны представления о ведении домашнего хозяйства, мы переходим к формированию навыков экономного распределения собственных средств.

Предмет «Карманные деньги»

Задачи:

Совершенствовать навыки рационального распределения собственных средств, использования жизненного опыта и знаний, полученных в рамках образовательной деятельности, на практике.

Воспитывать социально-личностные качества, активную жизненную позицию, уважение к труду членов семьи.

Карманные деньги – это не награда за хорошее поведение или хорошие оценки. Они приучают детей к самостоятельности, умению планировать и экономить бюджет, строить «взрослые» отношения.

Главная  цель работы по нашему предмету – научить ребёнка тратить деньги, делая различные покупки по своему выбору, при этом, не отчитываясь перед родителями.

 Дошкольная академия финансов – это игровая модель организации работы с детьми по финансовому просвещению. Ведь все мы хорошо знаем, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому обыгрывая нашу модель, дети комфортно входят в мир финансов, знакомятся с понятием, что такое деньги и их роль в жизни человека, и имеют возможность реализовать полученный опыт в повседневной жизни.

Таким образом, основным содержанием образовательной деятельности в Дошкольной Академии финансов станет решение комплекса взаимосвязанных задач и мероприятий, направленных на организацию работы по финансовому просвещению всех участников образовательных отношений.

Важно, чтобы с раннего возраста каждый ребёнок понимал свою роль в семье и имел обязанности. От умения рационально распределять свои собственные средства зависит не только материальное благосостояние семьи, но в значительной мере ее моральное благополучие, а, в конечном счете, и прочность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."

консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."...

Консультация для педагогов "Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста"

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от возраста....

Консультация для педагогов «Структура организованной образовательной деятельности »

В данном материале Вотражены следующие аспекты:Содержание обучения в дошкольном учрежденииСодержание ООД Структура организованной образовательной деятельностиТриединая цель организованной образователь...

Метод проектной деятельности - один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, ...

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

Актуальность.  Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обу...

Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»...