Деловая игра для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников»
материал

Межова Светлана Леонидовна

Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией» воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_vospitateley_-_kopiya.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для молодых воспитателей

«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» 

Мини-лекция «Развитие коммуникативных способностей – одна из главных задач воспитания ребёнка».

1. Блиц-турнир с колокольчиком (ответы по очереди)

  • В  каких  областях  знаний  должен  быть  компетентен  педагог  для

полноценной работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативной развитие»?

(медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика)

Медици́на — система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.

Педиатрия - Основной задачей данной науки является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребёнку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врождённый потенциал жизни.

Физиология -  наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё.

Психология -  научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

Педагогика — наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.

Риторика — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие 

2. Эстафета «Задача - навык».

Каждой задаче социально-коммуникативного развития соответствует развитие в детях тех или иных навыков общения. В следующем задании необходимо пройти «Эстафету» и подобрать к реализуемой задаче соответствующий коммуникативный навык.

Задачи

Навыки

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

 активно вступать в диалог, задавать вопросы

формирование социально-коммуникативных речевых умений

слушать и понимать речь, вступать в общение и поддерживать его

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

 строить общение с учётом ситуации;

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками

 легко входить в контакт;

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

 регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий;

 ясно и последовательно выражать свои мысли;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

 пользоваться формами речевого этикета

Вывод: задачи и навыки очень тесно взаимосвязаны и свободно интегрируются в зависимости от ситуации, ставя перед собой определенную задачу, можно формировать совершенно разные навыки общения.

 

3. «Клубок игро-общения»

      Передавая клубок подумайте, какие игры, на ваш взгляд, позволяют формировать коммуникативные способности дошкольника? Передавая клубок — следующий играющий предлагает пример такой игры и кратко отвечает что эта игра формирует?

Например: Сюжетно-ролевые — семья — формирует навыки общения в семье, закрепляет социальные роли, этикет общения со старшими и сверстниками. Подвижные, Дидактические ; Игры- драматизации; Словесные; Строительные Игры-забавы; Настольно-печатные; Театрализованные, Режиссерские…

4.  Игра-драматизация «Сказочное общение»

        Игроки одной команды в ролях обыгрывают диалог из сказки, игроки второй команды поясняют, о каких навыках общения в процессе такой театрализации можно побеседовать с детьми.

«Колобок» - умение вести диалог, вежливое обращение к собеседнику.

«Теремок» - общение с гостями.

«Муха-цокотуха» - этикет за столом.

«Телефон» - речевой этикет общения по телефону.

5. Игровые педагогические ситуации «Разложи по полочкам»

«Чемодан, мясорубка, корзина»

Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации, Обоснуйте свой ответ в каждой ситуации.

Игровые педагогические ситуации.

Ситуация № 1.

Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

Я буду врачом, - кричала Наташа.

А я -бортмехаником! - сказала Саша.

Чур, я командир! - сказали одновременно Коля и Вова.

Нет, я! - чуть не со слезами повторял Вова.

А я первый сказал!

Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.

-Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

        Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.

Ситуация № 2.

        Вова (4 года) ведет машину, и его путь проходит через комнату, где Вероника «учит» своих учениц - кукол. «Учительница» возмущена вторжением автобуса. Оба сердятся:

-Ты зачем нам мешаешь! А ну, уходи!

-Это ты мешаешь! Пусти сейчас же! Не видишь, здесь дорога проходит!

И быть бы рукопашной, не вмешайся взрослый в нарастающий конфликт.

-Товарищ шофер,- обращается воспитатель к зачинщику ссоры,- я диспетчер и потому должен сказать вам, что маршрут вашего автобуса изменился, так как здесь дорога закрыта на ремонт. Теперь машины идут в объезд.

        Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.

Ситуация № 3.

        Мама девочки спрашивает воспитателя:

-Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у девочки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно?

        Вопрос: Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, «много разнообразных игрушек»? Что вы посоветуете маме.

Ситуация № 4.

        Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью:

-Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

Ира возражает:

Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.

И пить вино - это плохо,- добавляет Женя.

Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает… - говорит убежденно мальчик. Набрав удлиненные детали строителя, он произносит:

Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

        Вопрос: Какие чувства у детей может вызвать эта игра? Как следует относиться к играм детей с отрицательным содержанием, возникающим по инициативе детей?В каких случаях допустимо прямое вмешательство взрослого в детскую игру?

Игровой практикум.

6. «Зеркало».

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!

Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

 7. «Любимая игрушка»

Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые и мягкие ушки».

8. Коммуникативная игра «Накрой столик»

Все игроки становятся. Ведущий объявляет: «Накрываем столик на 2, 3, 5, всех». Игроки должны не растеряться и образовать свою команду.

9. «Звериное пианино».

Эта коммуникативная игра разработана О.В. Хухлаевой и развивает умение сотрудничать друг с другом. Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку его голос – звукоподражание (мяу, хрю, гав, му, кококо, гага и другие). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.

Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.

10. Релаксационное упражнение «Дружественная ладошка».

Участникам раздаются листки бумаги.

  • Обведите контур ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и каждый участник вашей команды пусть оставит свои пожелания или впечатления от сегодняшней встречи.

Литература:

1. Белая К.Ю. «Педагогический совет и деловые игр в ДОО»;

2. Смирнова Е.О. «Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками»;

3. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки»