Информатизация как ресурс повышения качества образования
статья

Голышева (Жилина) Мария Ивановна
Информатизация как ресурс повышения качества образования Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информатизация как ресурс повышения качества образования

Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

• использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

• использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

• использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

• ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивные доски и столы, планшеты,

Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:

• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.

• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

• Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

• позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;

• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.).

Между тем, не стоит забывать при внедрении ИКТ в образовательный процесс и о взаимодействии с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

•  возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• рост объема информации;

• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

• на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;

• онлайнсультации специалистов для родителей;

• дистанционное обучение для часто болеющих детей.

Правила и нормы СанПин при использовании информационно – коммуникативных технологий.

По требованиям СанПин занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия.

Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей группы).

Одним из таких ИКТ-средств является документ-камера.

  1. Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибком штативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру. Незаменимая вещь всегда, когда нужно показать что-то маленькое или существующее в единственном экземпляре на большую аудиторию. Все что "видит" камера в реальном времени передается на экран. Можно показывать книги, картинки, опыты, схемы, прозрачные пленки, все что угодно... 
  2. Документ-камера - представляет собой инструмент для обучения, который позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение практически любых объектов, в том числе и трехмерных. Можно отображать предметы любого вида: от бумаги, до человека в той же комнате, увеличивая и уменьшая масштаб изображения. Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиа проектора. Документ-камера является фаворитом ИКТ-инструментов в повседневном процессе обучения, так как очень проста в обращении и позволяет больше концентрироваться на планировании занятия и проведении большего времени с обучающимися. Эмоциональные, яркие занятия, с привлечением большого иллюстрированного материала, возможность записи видео – все это может обеспечить документ-камера с ее мультимедийными возможностями.

Функции документ-камеры

  1. Функция демонстрации стационарных изображений и объектов.

 Под стационарными изображениями понимаются плоские отображения реальных предметов (фотографии) или рисунки. Документ-камера помогает транслировать изображения этих предметов на экран для всеобщего обозрения. Эта функция может применяться в различных учебных ситуациях.

 Увеличение демонстрируемого объекта («электронная лупа»). Документ-камера позволяет рассмотреть мелкие детали плоского или объемного изображения, которые плохо различимы при реальном просмотре.

Динамическая визуализация естественных процессов («видеокамера в режиме реального времени»).

Документ-камера может использоваться на занятиях, когда требуется демонстрация опытов или наблюдение за реальными процессами. Смена ракурса, производимая с помощью документ-камеры, позволяет детям «погружаться» в среду опыта или всего процесса, рассматривать его в мельчайших деталях.

Обзор объемного текстового материала.

Документ-камера облегчает работу с книгами или альбомом с иллюстрациями, когда требуется обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа. Перелистывание страниц под объективом документ-камеры – более быстрое и удобное действие, чем сканирование страниц и их демонстрация через компьютер.

Демонстрация сложных учебных действий, состоящих из нескольких этапов или операций –конструирование, накладывание штриховки, рисование, лепка и пр.

Обучение сложным учебным действиям при выполнении письменного задания – письмо, подчеркивание, исправление ошибок, заполнение пропусков, в том числе и при разгадывании кроссворда и др.

Обучение заполнения бланков – анкеты, опросники, листки регистрации и др.

Работа с игровым дидактическим материалом в виде карточек, домино или лото и др. Демонстрация правил работы с такими «мелкими учебными пособиями» с помощью документ- камеры становится простой, наглядной и увлекательной.

  1. Функция записи стационарных и динамических объектов

Эта функция позволяет сохранять изображения и видеозаписи динамических процессов в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации и изучения. 

Создание анимационных фильмов дело очень интересное и необычное. Ведь одно дело – смотреть мультфильм в кинотеатре или по телевизору, и совсем иное – создать самому и показывать другим.

Каковы же основные достоинства документ-камеры?

Во-первых, она позволяет «оживить» процесс обучения, сделать его более наглядным и убедительным, и, как следствие, более эффективным. Ведь возможность демонстрации в любой момент любого объекта со стола или даже с рук воспитателя помогает поддерживать интерес и внимание детей.

Во-вторых, документ-камера выступает как инструмент установления обратной связи между воспитателем и детьми, как средство повышения их мотивации. Например, рефлексия в конце НОД, оценка и самооценка выполненной работы (продуктивная деятельность)

В-третьих, появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в занятие необходимый элемент интерактивности и диалога. В ответ на «каверзный» вопрос можно наскоро набросать от руки на листке бумаги схему, общее изображение и тут же отобразить ее на экране.

В-четвертых, устройство реально и существенно экономит время воспитателя, как во время подготовки к занятию, так и во время его проведения. Любое письменное задание с листа, без подготовки раздаточного материала одним нажатием кнопки через документ-камеру и проектор может быть спроецировано на доску или заменяющий ее экран.

Одним словом, современная документ камера в руках подготовленного воспитателя является многофункциональным инструментом, возможности которого далеко не ограничиваются простой визуализацией различных документов и объектов реального мира.

Вывод: Таким образом, использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя может дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера позволят наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование компьютера в ДОУ может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители - начинают активнее участвовать в групповых проектах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информатизация как ресурс повышения качества образования Семинар для воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений Ясногорского района

Слайд 4

Области применения ИКТ педагогами ДОУ В оспитательно -образовательный процесс

Слайд 5

Работа с родителями

Слайд 6

Работа с педкадрами

Слайд 7

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий: Компьютер Принтер Телевизор Магнитофон Фотоаппарат Видеокамера Электронные доски Видеомагнитофон, DVD плейер Мультимедийный проектор

Слайд 8

Проблемы в использовании ИКТ. Защита здоровья детей. Материальная база ДОУ Недостаточная ИКТ – компетентность педагога .

Слайд 9

Преимущества использования интерактивных материалов позволяют увеличить восприятие материала; обеспечивают наглядность; повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное; побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности; способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. п одбор иллюстративного материала к ООД с оздание дидактических игр

Слайд 10

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями: Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой; Использование ИКТ при проведении родительских собраний.

Слайд 11

ПЕРИОДИЧНОСТЬ Организованную образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

Слайд 12

Документ-камера. Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибком штативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру. Незаменимая вещь всегда, когда нужно показать что-то маленькое или существующее в единственном экземпляре на большую аудиторию. Все что "видит" камера в реальном времени передается на экран. Можно показывать книги, картинки, наглядные опыты, изображения из микроскопа, прозрачные пленки, все что угодно... Например, можно показать муравья или географическую карту или произвести химический опыт так, что на экране его со всеми подробностями увидит большая аудитория.

Слайд 13

Функции документ-камеры 1. «Электронная лупа»

Слайд 14

2. демонстрация сложных учебных действий 3 . обзор объемного текстового материала. 4. динамическая визуализация естественных процессов

Слайд 15

5. обучение учебным действиям 6. заполнение анкет 7. запись изображений и видеофайлов

Слайд 16

Достоинства использования Документ-камеры : Она позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным, и, как следствие, более эффективным. Ускоряет процесс «подачи» уже подготовленных материалов на аудиторию – любое письменное задание с листа одним нажатием кнопки через документ-камеру и проектор может быть спроецировано на доску или заменяющий ее экран. Упрощает процесс подготовки к занятию. Достаточно вычертить на стандартном листе формата А4 необходимый график, скопировать иллюстрацию из редкой или наоборот только что полученной книги, позаимствовать на время интересный экземпляр – все это можно уже на следующем уроке можно использовать как учебное пособие, доступное просмотра и для изучения всем классом.

Слайд 17

Одним словом, современная документ-камера в руках подготовленного учителя является многофункциональным инструментом, возможности которого далеко не ограничиваются простой визуализацией различных документов и объектов реального мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации: “Информатизация как ресурс повышения качества образовательной и коррекционной работы педагога“

Методические рекомендации по использованию в образовательном процессе инновационной технологии ИКТ....

Информатизация как ресурс повешения качества образования

Информатизация как ресурс повышения качества образования...

Презентация Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ как ресурс повышения качества образования

Согласно ФГОС дошкольное учреждение является первой ступенью образования, а повышение его качества является приоритетной задачей модернизации образовательной системы...

Педагогический совет «Информатизация как ресурс повышения качества образования в МАДОУ»

Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной...

Педсовет "Информатизация, как ресурс повышения качества образования"

Высутпление по теме: "Как обобщать опыт работы для воспитателей. Практические задания для педагогов."...

Педагогический совет "Информатизация как ресурс повышения качества образования"

Повестка педагогического совета от 14.03.2019:1.Выполнение решения предыдущего педсовета2. Вступительное слово «Использование ИКТ в работе, с целью повышения качества воспитательно-образовательн...

STEAM- технологии как эффективный ресурс повышения качества образования в ДОУ

Подготовить дошколят к будущей жизни, развить их таланты и способности, научить свободно общаться - вот далеко неполный перечень задач, стоящих перед современными педагогами. Их решение невозможно без...