Консультация для педагогов «Хочу учиться!» - психологические аспекты подготовки детей к школе
консультация

Бондарева Мария Александровна

Подготовка к 1 классу всегда волнительна и для детей, и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводят буквы и решают примеры. К чему нужно готовить будущего первоклассника на самом деле?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №1

Выборгского района Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов

«Хочу учиться!» - психологические аспекты подготовки детей к школе

Автор-составитель:

Бондарева Мария Александровна

педагог-психолог

Санкт-Петербург

2019

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются  вопросами:  «Пускать  ли  ребенка  в  школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет  успевать  за  школьной  нагрузкой?  Или  пусть побудет еще один год в садике?»

Учителя начальных классов,  сталкиваются с некоторыми трудностями. При наборе первых классов родители приходят с детьми, которые умеют уже считать, писать и даже знают таблицу умножения, учат английский язык, иными  словами – интеллектуально  они  полностью  готовы  к  учебе.  Но психологически и эмоционально многим детям еще рано посещать школу, так  как  они  не  были  мотивированы  на  получение  знаний,  им  тяжело адаптироваться  к  новому  коллективу,  принять  свою  социальную  роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это  родителям ( а иногда и педагогам ДОУ) всегда очень  сложно,  ведь  они  утверждают:  «Как?  Ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». В данной консультации мы попробуем объяснить, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Под  психологической  готовностью  к  школьному  обучению подразумевают  необходимый  и  достаточный  уровень  психического развития  ребенка  для  освоения  школьной  программы  во  время обучения  в  коллективе. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать  и  выполнять  инструкцию,  оценивать  свою  работу.  Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять следующие компоненты:

Image result for психологическая готовность к школе

Личностная готовность

Эта  готовность  выражается  в отношении ребенка к школе, учебной деятельности,  учителям  и  самому себе.  Здесь  следует  подчеркнуть важность  мотивации  ребенка.  Готовыми  к  школьному  обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым  портфелем,  новыми  фломастерами,  карандашами, тетрадками,  учебниками),  а  возможностью  получать  новые  знания (чему - то  научится,  познать).  Будущему  первокласснику необходимо  уметь  свободно  управлять  своим  поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую  учебную мотивацию. К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

 Волевая готовность к обучению в школе

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий -внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом  дети  все  же  ориентируются  на  наличие  игровой  мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная  игра).  О  волевой  готовности  ребенка  свидетельствует: высокий уровень  письма,  правильное  использование  учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая  готовность  также  подразумевает  способность сдерживать  свои  импульсивные  действия,  сосредотачиваться  на задании, слушать речь учителя.

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем –внутреннюю позицию школьника. Ребенок с  несформированной  позицией  школьника  проявляют  детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает  руки,  часто  перебивает,  делится  с  учителем  своими переживаниями  и  чувствами.  Эта  незрелость  часто  приводит  к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

Интеллектуальная готовность – следующий компонент психологической готовности ребенка к школе.  

Уровень  интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем    «умственного инструментария», и его словарный запас. Ребенок должен иметь высокую  обучаемость – умение  выделить  учебное  задание,  и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник  должен проявлять   любознательность   и наблюдательность,  задача  родителей  и педагогов ДОУ поощрять эти качества.  В целом,  интеллектуальная  готовность  ребенка  к  обучению  школе предполагает  наличие  таких  качеств  как:  дифференциальное восприятие  (отличие  фигуры  и  фона),  концентрации  внимания, аналитическое  мышление  (осознание  связи  между  явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности  (ослабление  фантазии),  логическое  запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной  координации.

 При  поступлении  в школу важен уровень  разговорной  речи ребенка.  Дети  должны  правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет  интерес  к  иностранным,  он  имеет  сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности  в  обучении,  он  не  понимает  педагога  и  не  может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

Социально-психологическая  готовность  ребенка тоже  играет огромную  роль  в  подготовке  к школе.   Она   предполагает формирование  и  приятие  новой социальной  роли – школьника, которая  выражается  в  серьезном отношении  к  школе,  к  учебной деятельности и учителю. Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же  большинство  детей  стремятся  учиться.  Если  ребенок  не  готов принять  социальную  позицию  школьника,  то  даже  при  наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе. Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому, что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не  только  сформирование  позитивное  отношение  и  интерес  к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

Итак, мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юных учеников. Необходимо   учитывать   множество   аспектов,   психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений

Портрет психологически готового ребенка к обучению в школе:

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Венгер Л.А.

Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками

Его желание идти в школу вызвано адекватными причинами (учебными мотивами)

Умеет контролировать свои эмоции и поведение

Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности

Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС

Успешное осуществление подготовки детей к школьному обучению является одной из важнейших проблем дошкольного образования. Осуществление этой работы невозможно в отрыве от семьи. Семья для дошкольника — основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой, определяющей путь его развития как личности.

В ФГОС говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Одним из принципов которой является сотрудничество ДОУ с семьёй воспитанника, ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является обеспечение повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обеспечение и поддержание психического здоровья детей дошкольного возраста возможно только при соединении усилий педагогов и родителей. Установка на сотрудничество детского сада и семьи является центральной в процессе эффективного обучения и воспитания.

Исходя из этого цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС к обучению, воспитанию и развитию детей в ДОУ разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:

«Познавательное развитие» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.

«Социально-коммуникативное развитие» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ.

«Физическое развитие» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов; знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактику заболеваний, безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию семейных спортивных состязаний и праздников; знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада, а так же городских.

«Развитие речи» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

«Художественно-эстетическое развитие» — совместные рисунки и поделки; музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах; совместная деятельность.

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

Каждый из родителей, готовя своего ребёнка к школе, считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребёнка, исходя из своих, субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребёнка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность быстро решать мыслительные задачи, умение логически мыслить, для третьего – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по определённой инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвёртого – коммуникабельность ребёнка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.

Повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению возможно при решении следующих задач:

  • обогащение детско-родительских отношений опытом игрового партнёрства и совместной интеллектуально-творческой деятельности;
  • формирование у детей представлений о школе;
  • развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;
  • развитие положительной самооценки детей;
  • повышение уровня коммуникативной компетентности детей;
  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Формирование у детей положительного отношения к предстоящему обучению педагоги могут осуществлять через разные виды организации детской деятельности:

• экскурсии в школу;

• беседы о школе;

• чтение художественной литературы о школе;

• рисование на тему «школа»;

• рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др. ;

• просмотр фильмов и мультфильмов о школе;

• сюжетно-ролевая игра «Школа».

Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными:

• групповые собрания для родителей будущих первоклассников;

• «Гостиные для родителей» с участием учителей начальных классов;

• День открытых дверей для родителей будущих первоклассников

• издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении;

• педагогическая пропаганда (консультации «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Основные знания и умения ребёнка при поступлении в школу», «Подготовка руки дошкольника к письму»; рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников»; информационные письма «Готовим ребёнка к школе»);

• консультации на сайте ДОУ;

• анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться», «Готовы ли Вы к поступлению в школу».

Родители  смогут научиться:

• определять сильные и слабые стороны своего ребёнка и учитывать их;

• проявлять искреннюю заинтересованность и готовность к эмоциональной поддержке;

• понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в детском саду, так и в школе, позволит родителям добиться высоких результатов в воспитании и развитии своих детей.

Работа воспитателя по формированию готовности к школе включает в себя:

  1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);
  2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть  знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
  3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);
  4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс  нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности  по интересам.

Что мы еще можем сделать?

  1. Научить проигрывать. Один из главных страхов семилеток — страх неудачи, проигрыша, конкуренции. К сожалению, ребенок не может всегда выигрывать, поэтому мы должны научить его проигрывать. Когда он станет взрослым, выигрыш даст ему преимущества, но если он окажется в роли проигравшего, то у него внутри должна быть опора, которая поможет ему с этим справиться.
  2. Дать поиграть в ролевые игры со сверстниками. Двухлетка может играть с кубиками сам с собой: он будет ставить один предмет на другой, и его будет интересовать, войдет ли этот предмет в это отверстие. Пятилетний и шестилетний же ребенок играет со смыслом: он возьмет кубик и скажет «Это дом!», возьмет другой — и назовет его «танком». Он уже осмыслил мир природы, теперь ему нужно познавать мир смыслов и сюжетов. Двум двухлеткам вместе не интересно, а пятилетки друг другу необходимы. Они распределяют роли: ты будешь дочка, я — мама, ты — продавец, а я — покупатель, и у них начинается движуха

Но мы видим, что современные дети лишены ролевых игр, а ведь ролевая игра — основная деятельность этого периода развития. Она требует условий — чтобы взрослые были где-то рядом, но не лезли в их игру. Взрослые же любят структурированные занятия — чтобы и в детском саду им давали уроки. А детям нужно время для сюжетных игр, и именно они влияют на уровень их способностей.  

  1. Научить заботе. Шестилетка способен понять потребность другого человека. Он может осознавать, что вы устали, подойти обнять, подать что-то. Двухлетка тоже может принести тапочки, но 5-6-летка делает это уже осознанно. Здесь есть свои риски, если родители не в форме (депрессия, развод), так как ребенок может стать родителем для своих родителей.
  2. Научить переносить смысл с одного предмета на другой. Если ребенок не мог поверить, что кубик — это машинка, то он не сумеет понять, что икс — это математический знак, и осознать, что несут в себе абстрактные задачи.
  3. Следующим условием успешной учебы является  выработка  у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно  приучить  детей начатое  дело доводить до конца. Далее  нужно  подготовить  дошкольника  к неизбежным трудностям  в  учении.  Сознание  преодолимости  этих  трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Это возраст, когда нет оценок, есть слово «молодец». И если тебе его не сказали, значит, ты не справился. Лучше сравнивать ребенка не с другими детьми, а с ним же вчерашним. Когда сегодня ты умеешь больше, чем вчера, то это и есть прогресс.

_____________________________________________________________________________

Мир сошел с ума: нам убежденно доказывают, что готовить детей к школе с трех лет — первоочередная обязанность любого родителя. Причем под подготовкой к школе имеется в виду не чтение вслух сказок с последующим разыгрыванием сюжетов с куклами. Теперь подготовкой к школе считается «возить детей на курсы при будущей гимназии, иначе туда вообще не попасть, и его блистательная карьера не состоится».

Какая карьера, о чем вы? Ему пять  лет, вся его радужная перспектива сейчас выглядит как: «а закину я мячик на крышу веранды или нет, и что мне за это будет?». Возить/водить  детей на  курсы гораздо проще, чем проделывать все эти муторные и рутинные операции: пластилин, краски, к ковру все прилипло, о конструктор папа спотыкается, для детского театра все вытряхивается из шкафа, дети шумят, бегают, ссорятся, рыдают, требуют участия. Эти бесконечные: «А давай ты будешь волком, а я Красной шапочкой». Или, что совсем непереносимо: «Не хочу ничего делать, дай мне айпад». Вот тут чувствуешь себя худшей матерью во Вселенной и… начинаешь собирать рюкзачок «на занятия». На этих курсах за редким исключением детей учат: сидеть за партой «правильно», не бегать, не шуметь, правильно держать карандаш, раскрашивать по шаблону, обводить строчки.

Ребенок выходит уставшим, обесточенным, а ему еще домашних заданий наваливают, да еще и ругают за то, что вертелся на уроке. Не потому, что тетки злые, а потому что они по-другому не умеют, не обучены. Их самих так воспитывали, поэтому они и учительницы. Мальвины против кучи Буратин. А ведь главная задача детства, неотменная и невосполнимая позже, — наиграться. Если вам нужны научные доказательства и результаты исследований, почитайте работы Выготского, Нины Гуткиной, статьи Марьяны Безруких, зарубежные публикации: именно в  игре формируются все необходимые функции, навыки и умения. Поэтому мы  настаиваем: главной формой подготовки шестилетних детей к школе должна быть игра.

Хотите примеров? Пожалуйста:

 Игры с мячом. Развиваем произвольное внимание, концентрацию (за мячом надо следить), координацию и ловкость (без которых потом трудно понимать геометрию, да и остальные точные науки). Если это игра с правилами, а не просто беготня, то ребенок приучается соблюдать очередь, считаться с партнерами, следовать жестким правилам. Вы видите, что это все как раз список «трудного поведения», при котором первоклашкам ставят СДВГ и сажают на транквилизаторы? Неусидчивый, выкрикивает с места, задирается, не может высидеть урок. Так он не набегался, не напрыгался, его раньше времени посадили за парту!

Салки, прятки, всевозможные «Штандерт-стоп» и казаки-разбойники. То же самое: подчинение правилам, умение переживать проигрыш.

Бесконечные лего и прочие кубики. Пространственное мышление, понимание основных законов механики, состав числа (сколько надо маленьких деталек, чтобы заменить одну длинную балку? А почему вот этой дуги не хватает, чтобы соединить два конца?). Умение вести проект, доделывать до конца, держать фокус, сотрудничать. Самое главное, на отсутствие чего потом жалуются родители: умение создать в голове образ, придумывать и сочинять.

Любые карточные игры, «ходилки», лото. Произвольное внимание, концентрация, предвидение, стратегия. И быстрый счет в уме.

Куличики, строительство тоннелей в песочнице, игры со снегом…. Физические свойства материи, тактильные ощущения, погружение в себя, умение фантазировать. И все это вы хотите заменить сидением за партой и рисованием квадратиков по клеточкам? Ни мозг, ни психика, ни тело ребенка не предназначены для этого.

Нина Иосифовна Гуткина, преподаватель  возрастной психологии, каждому курсу повторяла как заклинание: до семи лет у детей не сформированы структуры в мозгу, отвечающие за распознавание символов, то есть за чтение и узнавание цифр. Да, конечно, можно и нужно знакомить детей с буквами, желательно — на подручных предметах, между делом, в игре и прогулке. Учиться читать по вывескам, как Маяковский. Но не требовать, чтобы к школе он сам читал толстые книги. Это все придет позже, в свое время.

Игра – самое привычное и приятное занятие для ребёнка 6–7 лет. Навыки, которые он приобретёт, играя в развивающие игры, облегчат учёбу в школе. Познакомьтесь с интересными развивающими заданиями, которые можно включить в ежедневные игры с ребёнком перед поступлением в школу

Играем вместе:

Игра с флажками

Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

Будущий вратарь

Возьмите большой лист ватмана и начертите на нём ярким маркером несколько линий – прямых, извилистых, зигзагообразных. Теперь положите ватман на пол и зафиксируйте. Вручите малышу небольшой мяч и попросите прокатить его по нарисованным линиям. Чем меньше мячик, тем сложнее упражнение!

Лови!

Правила просты: если вы бросаете мяч и говорите: «Лови!», ребёнок его ловит, если бросаете мяч молча – его нужно отбить. Хотите «подловить» маленького игрока? Бросьте ему мячик со словами «Не лови!» – в этом случае для правильного выполнения задания требуется ещё большая концентрация внимания

Верёвочка

Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

Правила:

1. Играющие должны веревку держать двумя руками.

2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.

Числовые прятки

Развивает мышление, внимание, навыки счёта. На ровной поверхности раскладываются карточки с числами в произвольном порядке. Ребёнок должен показать все числа по порядку от 1 до 10

Телеграфист

Педагог стучит по столу карандашом определенный ритм. Ребенок должен его

запомнить и простучать.

а) стук – пауза – стук-стук (!…!!);

б) стук – пауза – стук-стук-стук – пауза – стук (!…!!!…!);

в) стук-стук – пауза – стук-стук-стук – пауза – стук – пауза – стук

(!!…!!!…!…!) и так далее.

Игры для развития пространственных представлений

Чтобы ребёнок не путал лево и право, строчки в его тетради не «гуляли», а отсчёт количества клеток от слов «Классная работа» в будущем не вызывал затруднений, обязательно выполняйте с ним упражнения на развитие пространственных представлений.

«Солдатики»

В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу «командира» – взрослого «солдатик» выполняет различные упражнения: поворачивается налево и направо, поднимает левую или правую руку, дотрагивается до указанного уха, глаза и т.п.

Почта

Разделите лист бумаги на 4 квадрата и попросите ребёнка нарисовать простой символ (треугольник, кружок, цветок), указав «адрес». Например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начните с самых простых «адресов» и постепенно усложняйте задачу.

Угадай кто

Для игры соберите все большие любимые игрушки малыша – куклу, плюшевого медведя, собаку, зайца и т.п. Ребёнок садится в центре, игрушки размещаются вокруг него. Взрослый загадывает одну игрушку, ребёнок должен угадать её по подсказке, например такой: «Эта игрушка сидит за тобой (слева/справа от тебя)».

Обучение с помощью игр легко и приятно. Такие развивающие занятия сформируют необходимые для будущего первоклассника навыки и умения, смогут развить его мотивацию к учёбе, сохранят природное любопытство и тягу к новым знаниям, научат радоваться и удивляться результатам своих ежедневных открытий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБДОУ детский сад №1 Выборгского района Санкт-Петербурга Консультация для педагогов «Хочу учиться!» психологические аспекты подготовки детей к школе Автор-составитель: Бондарева М.А. педагог-психолог Санкт-Петербург 2020

Слайд 2

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?» Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

Слайд 3

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять следующие компоненты:

Слайд 4

Портрет психологически готового ребенка к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л.А. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками Его желание идти в школу вызвано адекватными причинами (учебными мотивами) Умеет контролировать свои эмоции и поведение Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности

Слайд 5

Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС Успешное осуществление подготовки детей к школьному обучению является одной из важнейших проблем дошкольного образования. Осуществление этой работы невозможно в отрыве от семьи. Семья для дошкольника — основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой, определяющей путь его развития как личности. Исходя из этого цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Слайд 6

В соответствии с новыми требованиями ФГОС к обучению, воспитанию и развитию детей в ДОУ разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области: «Познавательное развитие» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду. «Социально-коммуникативное развитие» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ.

Слайд 7

«Физическое развитие» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов; знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактику заболеваний, безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию семейных спортивных состязаний и праздников; знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада, а так же городских. «Развитие речи» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок. «Художественно-эстетическое развитие» — совместные рисунки и поделки; музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах; совместная деятельность.

Слайд 8

Повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению возможно при решении следующих задач: обогащение детско-родительских отношений опытом игрового партнёрства и совместной интеллектуально-творческой деятельности; формирование у детей представлений о школе; развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться; развитие положительной самооценки детей; повышение уровня коммуникативной компетентности детей; формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Слайд 9

Формирование у детей положительного отношения к предстоящему обучению педагоги могут осуществлять через разные виды организации детской деятельности: • экскурсии в школу; • беседы о школе; • чтение художественной литературы о школе; • рисование на тему «школа»; • рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др. ; • просмотр фильмов и мультфильмов о школе; • сюжетно-ролевая игра «Школа»

Слайд 10

Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными: • групповые собрания для родителей будущих первоклассников; • «Гостиные для родителей» с участием учителей начальных классов; • День открытых дверей для родителей будущих первоклассников • издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении; • педагогическая пропаганда (консультации «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Основные знания и умения ребёнка при поступлении в школу», «Подготовка руки дошкольника к письму»; рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников»; информационные письма «Готовим ребёнка к школе»); • консультации на сайте ДОУ; • анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться», «Готовы ли Вы к поступлению в школу».

Слайд 11

Родители смогут научиться: • определять сильные и слабые стороны своего ребёнка и учитывать их; • проявлять искреннюю заинтересованность и готовность к эмоциональной поддержке; • понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь подавить или запугать ребёнка. Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в детском саду, так и в школе, позволит родителям добиться высоких результатов в воспитании и развитии своих детей.

Слайд 12

Работа воспитателя по формированию готовности к школе включает в себя: 1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя); 2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия; 3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки); 4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам .

Слайд 13

Мозговой штурм: Что мы еще можем сделать? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»

Консультация для родителей  «Психологические аспекты подготовки детей к школе»...

Консультация для педагогов ДОУ "Эффективный метод при подготовке детей к школе-кинезиология"

Цель данного метода - развитие умственных способностей и физического здоровья дошкольников через определенную систему двигательных упражнений...

Психологические аспекты подготовки ребенка к школе. Консультация для родителей.

Психологическая подготовка ребенка к школе.Готовность ребёнка к школе определяется  совокупностью его  общей,  интеллектуальной  и психологической, подготовки. Психологическая...

Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в с...

Психологические аспекты подготовки детей к школе

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в себя м...

«Психологические аспекты подготовки детей к школе»

laquo;Психологические аспекты подготовки детей к школе»...

Психологические аспекты подготовки детей к школе

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в с...