Практикум для педагогов ДОО «Поддержка инициативы в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»
консультация

Шейнова Екатерина Алексеевна

Один из основных принципов дошкольного образования это поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28012020.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

28.01.2020

Практикум для педагогов ДОО

«Поддержка инициативы в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Введение

Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопасный мир, экология и сотрудничество, а также охрана и укрепление физического и психического здоровья детей стали приоритетными в воспитании и обучении на разных ступенях развития личности.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Один из основных принципов дошкольного образования это поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Двигательная активность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

Для поддержки детской инициативы в двигательной деятельности необходимо создавать условия. Давайте рассмотрим их:

  1. Условия для проявления и поддержки инициативы
  2. Двигательное пространство в группе организуется в безопасном для детей месте, в шаговой доступности от спортивного уголка.
  3. Спортивное оборудование должно быть разнообразно по своему содержанию.
  4. Спортивный инвентарь подобран с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей группы.
  5. Красочное и интересное что привлекает внимание и побуждает желание выполнить двигательное действие.
  6. Нетрадиционное оборудование (фантики, крышки, карандаши, шишки).
  7. Оборудование спортивного зала или уголка настолько разнообразно, что дети свободно могут использовать в свободной двигательной деятельности и в сюжетно - ролевых играх.
  8. Подборка детской музыки, песен интересная, привлекает, запоминается и вызывает интерес вспомнить выполняемое движение под ту или иную песенку и выполнить двигательное действие.

Создавая условия для развития инициативы дошкольников, нельзя забывать о том, что на первом месте должна стоять потребность детей в двигательной деятельности. В основе любой деятельности всегда лежит мотив. Другими словами дети должны быть заинтересованы. А чем можно повысить интерес к двигательной деятельности? Конечно же, с помощью различных приемов.

Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть) – с мячом.

Использование нетрадиционных приемов для повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом – комплекс упражнений, где все движения похожи на движения какого либо животного.

Разыгрывание небольших этюдов спортивной тематики, например «футболист, который промахнулся».

Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения – подвижная игра «Цветные автомобили», «Поезд», «Подбрось и поймай», «Волк во рву».

Основные формы поддержки инициативы:

  • физкультурное занятие,
  • утренняя гимнастика,
  • подвижные игры,
  • физкультурные паузы,
  • спортивные секции,
  • самостоятельная двигательная деятельность,
  • праздники, развлечения.

Семинар-практикум

  1. «Ритмическая гимнастика».

Все знают знаменитую фразу Аристотеля «Жизнь – это движение. Движение – это жизнь!».

Утренняя музыкально ритмическая гимнастика (для средней  группы)

 под песню « Осень в золотой косынке»

Вводная часть.

Дети входят в колонну по одному в спортивный зал. Перестраиваются в три звена.

Инструктор: Ребята!  Представьте, что мы в осеннем парке. Звучит чудесная музыка под которую так хочется танцевать

Основная часть.

Осень в золотой косынке       Правая рука вперед, левая рука вперед

Приглашает нас гулять            наклон вперед, руки назад

Шлепать весело по лужам      шагаем на месте

И листочки собирать

Прыг-скок, прыг-скок                 прыжки вперед, назад руки на пояс

Перепрыгни  лужицу

А вокруг, а вокруг                       руки  в стороны, кружимся вокруг себя

Листики закружатся,                  высоко поднимая колени

                    На проигрыш кружимся в другую сторону.

Погуляем по дорожкам          правая нога на пятку вперед, приставили

Много листьев соберем,          левая нога на пятку, приставили

И красивые букеты                   пальцы в замок, тянемся за руками вперед

Нашим мамам  принесем

Прыг-скок, прыг – скок             прыжки вперед, назад руки на пояс

Перепрыгни лужицу

А вокруг, а вокруг                      руки  в стороны, кружимся вокруг себя

Листики  закружатся,                высоко поднимая колени

На проигрыш кружимся в другую сторону.

Не пугай подружка осень           грозим  пальчиком правой руки, левой руки

Нас не ветром, не дождем       руки вверх наклоны вправо, влево

Дома мы скучать не будем       пружинка с хлопком с права, слева

Все равно гулять пойдем

Прыг-скок, прыг – скок                  прыжки вперед, назад руки на пояс

Перепрыгни лужицу

А вокруг, а вокруг                         руки  в стороны, кружимся вокруг себя

Листики  закружатся,                  высоко поднимая колени

                                                На проигрыш кружимся в другую сторону.

Перестроение из трёх звеньев в одну колонну.

Заключительная часть.

Ходьба. Ходьба на носочках «Лебеди»; высоко поднимая колени « Лошадка».

Бег. Прыжки на двух ногах «Зайчик». (Бег, прыжки чередуем с ходьбой)

Упражнение для восстановления дыхания. «Листочек»

Инструктор: Ребята, представьте, что у вас на ладошках лежит листочек.

Делаем вдох носиком, а выдох ротиком, так чтобы  листочек полетел. Повтор три раза. Молодцы!

Давайте все вместе скажем: Зарядка нам полезна, зарядка нам нужна,

от лени и болезни спасает нас она. Молодцы!

Дети в колонну по одному выходят из зала выходят.

  1.  «Мозговая атака».

Мышцы разогрели, а сейчас начнется «интеллектуальная битва».

Вопросы для 1 команды

1. Перечислите формы организации двигательной активности в ДОУ? (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные паузы, спортивные секции, самостоятельная двигательная деятельность, праздники, развлечения, гимнастика после сна)

2. Приведите пример подвижных игр с бегом? («Воробушки и автомобили», «Солнышко и дождик», «Наседка и цыплята», «Огуречек», «Ловишки с ленточками», «Не оставайся на полу» и т.п.)

3. Что из нижеперечисленного способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности?

а) утренняя гимнастика;

б) физкультминутки;

в) кружки.

1. Приведите примеры спортивных игр? (бадминтон, городки, баскетбол, волейбол, футбол, эстафеты).

2. Какие вы знаете спортивные упражнения? (катание на санках, катание на лыжах, катание на коньках, катание на самокатах, на велосипедах, плавание).

3. На что должна быть направлена содержательная сторона двигательного режима дошкольников в ДОУ?

а) формирование широкого круга игровых действий;

б) охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;

в) развитие умственных, духовных, физических способностей детей.

  1. «Живые картинки».

Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а, наоборот интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. А для этого педагоги должны приложить определенные усилия. Всем известно, что наиболее эффективными в работе с детьми являются нестандартные приемы. Пантомима – один из них. Каким образом можно использовать пантомиму для повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом?

Команды получают иллюстрации разных видов спорта (хоккей, фигурное катание, баскетбол, биатлон, художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, теннис, плавание, волейбол, футбол, парашютный спорт, бокс, велоспорт, лыжный спорт). Команды по очереди средствами пантомимы показывают их, соперники отгадывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов ДОО «Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников»

В помощь педагогам в работе в поддержке инициативы в двигательной деятельности дошкольников....

Семинар-практикум для педагогов по теме "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста» Цель: Систематизировать знания воспитателей об особенностях сюжетно-рол...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Цель: Совершенствовать умения педагогов в организации и проведении сюжетно – ролевых игр.Задачи:1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошко...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов ДОУ  «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ».Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему:«  Сказка, ка...