Использование технологий активного обучения взрослых при подготовке введения профессионального стандарта «ПЕДАГОГ»
статья

В статье рассматриваются технологии активного обучения взрослых, применение которых помогает снять тревожность педагогов в связи с введением профессиональных стандартов, помогает проработать текст стандарта "Педагог", разработать план профессионального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВВЕДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

В статье рассматриваются технологии активного обучения взрослых, применение которых помогает снять тревожность педагогов в связи с предстоящим внедрением профессионального стандарта, позволяет проработать текст нормативного документа, осмыслить содержание трудовых функций, разработать план профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, технологии активного обучения взрослых, французские педагогические мастерские, дискуссия «Вертушка», мозговой штурм.

Общей целью развития образования в Российской Федерации является обеспечение доступного и качественного образования. Достижение этой цели «связано с обновлением содержания профессиональной педагогической деятельности; с повышением мотивации педагогов к саморазвитию, творческой инициативе…» [2, с. 14]. Одним из механизмов развития кадрового потенциала образовательной организации является введение профессионального стандарта педагогической деятельности работников сферы образования (воспитателей, учителей). Не смотря на перенос срока применения профессионального стандарта на 1 сентября 2019 года по инициативе Минобрнауки России по ходатайству Общероссийского Профсоюза образования (Сайт Профессионального союза работников народного образования и науки РФ http://www.eseur.ru/), актуальность его введения остаётся высокой.

Перед руководителем образовательной организации встает вопрос: как подготовить педагогов к введению этого нормативного документа? Ведь не каждый педагог обладает достаточным уровнем правовой компетентности и готов к пониманию нормативных документов.

В каждой образовательной организации эта проблема решается по-разному. Конечно, существуют организации дополнительного образования, в которых педагоги повышают квалификацию, обучаясь на курсах, налажена система аттестации педагогов. Но этого недостаточно, чтобы быть в курсе всех происходящих в современном образовании изменений. Поэтому в нашей дошкольной образовательной организации была создана творческая группа, которая разработала план действий по подготовке введения профессионального стандарта «Педагог», основными этапами которого стали:

  • подготовительный, в ходе которого изучалась готовность образовательной организации к введению профессионального стандарта «Педагог»;
  • практический, направленный на создание оптимальных условий для внедрения в практику ДОО профессионального стандарта «Педагог»;
  • заключительный, предполагающий определение результатов деятельности творческой группы по апробации введения профессионального стандарта «Педагог».

Продумывая мероприятия по повышению квалификации педагогов в области профессионального стандарта, мы исходили из того, что обучать педагогов в современной образовательной организации надо не по-старому, путём передачи информации в лекционной форме, а погружая педагога в образовательную деятельность в качестве активного участника. Поэтому наряду с традиционными методическими мероприятиями, такими как педсоветы, семинары, консультации, особое внимание в работе было уделено технологиям активного обучения взрослых. Это стало возможным вследствие накопленного опыта по применению интерактивных форм работы с педагогическими кадрами внутри ДОО. Наиболее успешно использовались такие технологии, как деловые игры, круглый стол и тренинг.

Однако названные технологии – это лишь способ обучения! Как же наполнить их конкретным содержанием в рамках введения профессионального стандарта? Для определения содержания состоялось анкетирование педагогов с использованием Google-формы «Готовность педагогов к введению профессионального стандарта». В результате анализа выявлены затруднения педагогов и выстроена практическая работа по двум основным направлениям:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в области современных тенденций образования (профессиональный стандарт);
  • освоение способов оказания адресной помощи детям с особыми образовательными потребностями (с расстройствами аутистического спектра – РАС).

Изучение литературных источников, опыт педагогов и образовательной организации в целом позволили найти и объединить разные точки зрения на проблему подготовки педагогов к введению профессионального стандарта и создать свой вариант методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов на основе применения технологий активного обучения взрослых.

В современной образовательной практике обучения взрослых существует множество разнообразных образовательных технологий. Анализ по выявлению сложностей и преимуществ их использования показал, что наиболее эффективными являются французские педагогические мастерские, дискуссия «Вертушка», мозговой штурм, позволяющие решать актуальные для нашей образовательной организации задачи в рамках введения профессионального стандарта:

  • знакомство педагогов образовательной организации с профессиональным стандартом;
  • анализ готовности педагогов ДОО к введению профессионального стандарта;
  • активизация деятельности педагогов по обсуждению трудовых функций профессионального стандарта в процессе групповой работы;
  • повышение профессиональной компетентности работников ДОО в области образования и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Выбор технологий обоснован и выстроен в определенной логической последовательности.

Технологию французских педагогических мастерских использована на начальном этапе ознакомления с профессиональным стандартом. Для данной технологии «…характерна особая педагогическая философия, совокупность ценностей, неразрывно связанных с личностными способами бытия человека. Эти ценности обусловлены постоянными изменениями в современном мире, проявлением нового мышления, потребностью перенести акцент в процессе обучения с преподавания на самостоятельное учение, что сопряжено с гуманистической направленностью, ориентацией образования на общечеловеческие смыслы» [1, с. 105]. Несмотря на то, что эта технология не предполагает передачу готового знания, в результате участия в мастерской происходит инсайт (разрыв), который способствует новому пониманию изучаемого вопроса. В результате использования данной технологии удалось неформально и ненавязчиво создать интерес у педагогов к изучению нормативно-правого документа и показать его практическую значимость.

Дискуссия «Вертушка» сочетает в себе теоретическую часть и практическую групповую работу, которые дают возможность, с одной стороны, повысить профессиональную компетентность в конкретном вопросе, с другой, – обеспечивают интенсивный и разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым участником, что актуально при отработке конкретных профессиональных компетенций, отраженных в содержании трудовых функций профессионального стандарта. Данная технология оказалась наиболее эффективной для рассмотрения трудовой функции «Развивающая деятельность», а именно адресной помощи детям с особыми образовательными потребностями, детям с расстройствами аутистического спектра.        

Мозговой штурм проводится с целью выработки общего мнения, общей позиции участников по обсуждаемой проблеме. Это коллективный метод решения задач, поэтому здесь срабатывает системный эффект, и увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект «коллективного разума») и возможности развивать идеи друг друга. Применение технологии позволило создать условия для осмысления содержания профессионального стандарта и «перевести» «модель педагогического мастерства» и «модель сопровождения ребенка с ОВЗ» на язык профессионального стандарта.

Организация работы с педагогическими кадрами в рамках подготовки к введению профессионального стандарта на основе применения представленных технологий позволила достичь промежуточных положительных результатов:

  • созданы условия для изучения нормативного документа и детальной проработки содержания трудовых функций профессионального стандарта; критического переосмысления педагогами своей деятельности в современных условиях, осознания своего места в профессии и готовности к переменам; перспективного развития кадрового потенциала, как в формате индивидуального роста каждого педагога, так и коллективных форм взаимодействия;
  • снизился уровень тревожности членов педагогического коллектива при неуверенном владении темой;
  • повысилась активность и мотивация педагогов к участию в методических мероприятиях, в конкурсном движении и инновационной деятельности на уровне учреждения, района и города.
  • повысилась эффективность образовательного процесса за счёт индивидуализации образования детей с особыми образовательными потребностями.

К положительным результатам также можно отнести увеличение количества педагогов, позитивно воспринимающих требования профессионального стандарта и готовых развивать свою профессиональную компетентность.

Необходимо отметить тот факт, что все предложенные технологии активного обучения взрослых будут эффективны при применении, традиционных форм (информационных, наглядных и др.), а также при самообразовании педагогов.

В результате целенаправленной работы с педагогическим коллективом и в связи с анализом и переосмыслением полученного опыта определились следующие перспективы в обучении педагогов в рамках подготовки к введению профессионального стандарта, через использование технологий активного обучения:

  • выявление поведенческих и личностных проблем в работе с обучающимися, имеющими особенности в развитии (трудовая функция «Развивающая деятельность») путём проведения дискуссии «Аквариум»;
  • освоение способов развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей (трудовая функция «Развивающая деятельность») путём использования технологии деловой игры;
  • развитие ИКТ-компетентности (трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение») через организацию конкурса компьютерных презентаций внутри дошкольной образовательной организации, а также участие в конкурсах районного уровня.

В нашей образовательной организации разработаны методические материалы по использованию технологий активного обучения взрослых для ознакомления педагогов с текстом профессионального стандарта, а также детальной проработки содержания отдельных трудовых функций путем создания ситуации комфортного обучения педагогов. Данные материалы могут заинтересовать администрацию, методические службы и педагогов различных образовательных организаций. Все материалы размещены на официальном сайте нашей дошкольной образовательной организации. Практическая значимость представленных материалов состоит в возможности использования администрацией и методической службой ДОО на практике представленного варианта мероприятий с использованием технологий активного обучения, адаптированных для сообщества педагогов ДОО в рамках введения профессионального стандарта; достижения целей образовательной деятельности через эффективное взаимодействие с педагогическим коллективом; повышения заинтересованности, активности и правовой компетентности педагогов.

Список литературы

  1. Боровикова Л.В., «Французские педагогические мастерские» в инновационной технологии образования взрослых. Современные технологии образования взрослых: сб. науч. ст. / Гродн. гос. ун-т; ред-кол.: Т.А. Бабкина (отв. ред.) [и др.]. – Выпуск 2. – Гродно ГрГУ, 2013. – 258 с.
  2. Гришина И.В., Васильченко Л.В. Профессиональный стандарт педагога как инструмент управления образовательной организацией. Профессиональная компетентность современного руководителя в системе образования: инновационное управление: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21 апреля 2015 г./ под общей редакцией А.С.Горшкова. – СПб.: СПб АППО, 2016. – С. 14-19.
  3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково Дорожная карта по подготовке к введению Профессионального стандарта педагога на 2016-2020 г.г.

ШАГ 1.  Создание рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной деятельности  МДОУ детский сад № 1 «Аленушка». Определяет состав рабоч...

Проект методической работы по введению профессионального стандарта «Педагог»

Данный проект является  составной частью Дорожной  карты  внедрения всех профессиональных стандартов (из числа утвержденных Минтрудом России) в соответствии с имеющейся спецификой и нал...

Презентация на тему "Экспертная оценка деятельности педагога ДОУ в условиях введения профессионального стандарта "Педагог"

Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (далее &ndash...

Организация активных форм работы с педагогическим коллективом по введению профессионального стандарта «ПЕДАГОГ»

Перед руководителем каждой образовательной организации стоит вопрос, как подготовить педагогов к соотвествию профессиональным стандартам? В методической разработке представлены методы активного обучен...

Диагностический инструментарий по подготовке к введению профессионального стандарта педагога в ДОУ

Анкета «Подготовка педагогов к работе в условиях профессионального стандарта» . Тест «Какой Ваш творческий потенциал?» Тест: «Какой я педагог» (модификаци...